Физическая культура

Валерий Лопатин
В нашей стране последнее время физической культуре и спорту начали уделять большое внимание, пришло осознание драматичного положения физического развития современной молодёжи, будущих защитников Родины и в целом будущего страны.

Вы помните разговоры о необходимости введения третьего часа физкультуры в школе,
А студенческий спорт – это вообще основа всего Российского спорта.

Сейчас мы видим с вами, как строятся новые спортивные объекты в Казани для Универсиады, в Сочи для проведения Олимпийских игр, и Чемпионат мира по футболу впервые пройдет в наших городах. Всё это говорит о том, что физическая культура и спорт находятся на особом контроле у нашего президента страны и премьера министров.

Ректор нашей академии так же понимает важность физической культуры и спорта, в своём отчете он подчеркнул, что благодаря нашим спортсменам, наш Вуз знают во многих городах России.

Ректор поддерживает свое здоровье и физическую форму, занимаясь баскетболом,
И дважды в неделю выходит на каток вместе с другими руководителями, понимающими, что без необходимого движения, просто невозможно оставаться здоровым человеком.

Ректор академии так же понимает, какой вред наносит человеку курение и никогда не пройдёт мимо курящего студента, обязательно укажет ему о пользе здорового образа жизни.

Но есть у многих позиция, прикрывающая свою слабость, ссылаясь на поговорку: «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт».
Если не отвлекаться на прописные истины, то всем понятно, что Человек – сам творец своего здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремиться к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Таким образом, мы можем проследить прикладное значение  - физической культуры и спорта. А чтобы ярко прожить студенческую жизнь и получить двигательные навыки, необходимые на протяжении всей жизни человека, наша Академия предоставляет студентам возможность раскрыть свои способности и получить конкретный результат. 
Так как я занимаюсь со студентами легкой атлетикой, скажу несколько слов, что это за вид спорта.
Лёгкоатлетический спорт объединяет такие широко распространённые  и естественные для человека виды физических упражнений, как ходьба, бег, прыжки и метания. Кроме того, отдельным видом лёгкой атлетики являются многоборья, которые состоят из ряда лёгкоатлетических упражнений в различных их сочетаниях.

Ходьба – обычный способ передвижения человека, замечательное физическое упражнение для людей всех возрастов. При длительной и ритмичной ходьбе в работу включаются почти все мышцы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышая обмен веществ, что имеет оздоровительное значение. Человека обучают ходьбе в раннем детстве, но и в дальнейшем необходимо, чтобы все люди умели ходить правильно, красиво и экономично.
 Дистанции ходьбы для взрослых – 10, 15, 20, 30 и 50 км.

(Можно вспомнить фильм «Служебный роман», где главную героиню, директора, играла Алиса Фрейндлих, учила секретарь, актриса Лиля Ахеджакова). Да и все присутствующие занимались сегодня Легкой атлетикой – «Королевой спорта» когда шли в Академию, эту аудиторию.

Бег является основой лёгкой атлетики. Он не только самостоятельный вид, но и входит составной частью во многие другие лёгкоатлетические упражнения, например прыжки в длину, высоту и с шестом, метание копья и такие виды спорта, как футбол, баскетбол, ручной мяч и др.
В лёгкой атлетике различают бег гладкий (проводится на беговой дорожке по кругу),
Он классифицируется в зависимости от длины дистанции. К коротким дистанциям относится бег от  30  до  400 , к средним – от  500  до  2000  м,  к  длинным – от  3000  до 10 000 м, к сверхдлинным – от 15 км  до 42  км 195 м (марафонский бег), а также бег на время – получасовой, часовой и т. д.

Бег с препятствиями, барьерный бег на дорожке от 50 до 400 метров, бег на 3000 м с препятствиями (стипль-чез) с барьерами и ямой с водой.
Эстафетный бег – командный бег, в котором дистанция разделена на этапы.

Бег в естественных условиях по пересечённой местности (кросс) проводится на дистанции до 15 км, а на более длинные дистанции – по дорогам (шоссе и просёлочным). Наибольшая дистанция в лёгкой атлетике – марафонская (42 км 195 м ).

В легкой атлетике насчитывается четыре вида прыжков. Это прыжки в высоту, в длину, тройной прыжок и прыжок с шестом.
Если в беге существует единая техника с незначительными её особенностями, зависящими от индивидуальных качеств спортсмена, то в прыжках имеются различные способы и варианты. Так,  прыжок в высоту может выполняться способами «перешагивание», «перекат», «перекидной», «фосбери-флоп». Прыгать в длину можно способами «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы». Есть ряд вариантов выполнения и тройного прыжка.
Тройной прыжок состоит из последовательно выполняющихся «скачка», «шага» и «прыжка».
Прыжки способствуют развитию скоростно-силовых качеств, разностороннему физическому развитию человека. Они воспитывают ловкость и смелость, умение ориентироваться в пространстве и владеть своим телом, развивают силу и быстроту.

Прыжки – одно из лучших упражнений для укрепления мышц ног и туловища, они характеризуются кратковременными, но максимальными нервно-мышечными усилиями.

Метания – упражнения в толкании и бросании специальных снарядов на дальность. Чтобы далеко метать лёгкоатлетические снаряды, необходимы высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости и умения концентрировать свои усилия. Занятия метаниями способствует не только развитию этих важных качеств, но и гармоничному развитию мускулатуры всего тела.
Делятся на три вида: броском из-за головы (копьё и граната), с поворотом (диск, молот), толчком (ядро).

Многоборья состоят из нескольких видов лёгкой атлетики. Обычно в многоборья входят бег, и прыжки, и метания. Существует троеборье, четырёхборье и пятиборье для женщин,
пятиборье и десятиборье для мужчин.
Многоборцу помимо высокого технического мастерства, нужна быстрота спринтера, сила метателя, прыгучесть и ловкость прыгуна, смелость барьериста, выносливость бегуна на средние дистанции. А выполнение программы многоборья в целом требует отличной общей выносливости и высокоразвитых волевых качеств.
Занятия многоборьями – отличный путь разностороннего физического развития.

Многоборья подчёркивают принцип всесторонности, как важнейший принцип спортивной подготовки. Он определяет необходимость всестороннего развития спортсмена.
Всестороннее, функционально гармоничное развитие спортсмена обеспечивает высокую жизнедеятельность организма, отличное состояние центральной нервной системы и головного мозга, лучшую восприимчивость, устойчивость против неблагоприятных влияний, отличное здоровье.

Я, как тренер использую в тренировочном процессе многоборья для подготовки спортсменов прыгунов. Прыжки, как узкая спортивная специализация не подразумевают всестороннее развитие общей физической, психологической и моральной подготовки,
Однако специализация в прыжках односторонняя только по цели, тогда, как путь к этой цели – применение многих разнообразных упражнений и воздействий, реализация принципа всесторонности.

В своей работе использую педагогические принципы:
Систематичность и постепенность. Подготовка прыгуна осуществляется по определённому плану, нагрузки увеличиваются постепенно, обучение действию происходит «от простого к сложному», «от лёгкого к трудному», «от известного к неизвестному».

Доступность. Учитывается пол, возраст, физическая и техническая подготовленность, эмоциональное состояние, таким образом, используется индивидуальный подход.

Наглядность. Моя физическая подготовка позволяет на личном примере использовать этот принцип, так же занимающиеся просматривают через видео и Интернет прыжки выдающихся спортсменов. Эффективным средством наглядности могла бы послужить видеокамера, позволяющая немедленно и многократно просматривать технику выполнения прыжка или движения.

Сознательность и активность. Тренировочный процесс – всегда тяжёлый труд, тем не менее, он может доставлять большую радость. Чтобы упражнения не казались скучными, в своей работе использую игровые элементы, соревнования, упражнения в парах, которые воспитывают уважение  к друг другу в коллективе, приводят к настоящей дружбе, а однажды в моей практике было, что мои воспитанники создали счастливую семью.
 
Помимо учебно-тренировочных занятий я привлекал своих воспитанников к активному участию в работах по строительству сектора для прыжков в длину на территории вуза.

Так же ребята всегда самостоятельно готовят места для занятий, укладывают маты для прыжков в высоту, устанавливают разборные стойки.

Легкоатлетические прыжки имеют много общего в технике выполнения. Один вид прыжков прекрасно дополняет другой в тренировке.
Цель легкоатлетических прыжков – прыгнуть, возможно, выше или дальше.
Каждый прыжок – целостное действие, но его можно разделить на фазы, составные части:
 Разбег и подготовка к отталкиванию – от начала разбега до момента постановки ноги на место отталкивания.
 Отталкивание – от момента постановки ноги на место отталкивания до его окончания.
 Полёт – с момента отделения толчковой ноги от опоры до соприкосновения с землёй.
 Приземление – с момента соприкосновения с землёй до полной остановки движения тела.


Итак, как же проходят наши спортивные тренировки по лёгкой атлетике.
Спортивная тренировка – это специализированный педагогический процесс физического воспитания, направленный на достижение высоких результатов. Частными задачами её является: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие спортсмена, воспитание его морально-волевых и физических качеств, формирование необходимых умений и навыков в лёгкоатлетических прыжках.

Для повышения мощности взрывных усилий, которыми характеризуются прыжки, применяются разнообразные скоростно-силовые упражнения. Прежде всего, это различные прыжковые упражнения для развития мышц голени и стопы, мышц, поднимающих ногу, мышц бедра и тазобедренной области.
Такие, как: подъём на носки из различных исходных положений: стоя на рейке гимнастической стенки, стоя на бруске; подскоки на одной и двух ногах, толкаясь преимущественно стопой; прыжки, выполняемые перекатом с пятки на носок, попеременно одной и другой ногой; прыжки через барьеры (расстояние между барьерами до 2 м), толкаясь одной и двумя ногами; прыжки вверх, поставив одну ногу на повышенную опору; прыжки из положения выпада со сменой ног во время прыжка; сгибание маховой ноги в колене, положив на колено груз.

На протяжении всей круглогодичной тренировки применяются силовые упражнения со штангой. Предпочтение здесь отдаётся быстрым движениям со штангой, вес которой не превышает 70-80% от максимального:
 толчок штанги; рывок штанги; приседание и вставание со штангой большого веса на плечах; полуприседание с быстрым вставанием на носки; выпрыгивание из полуприседа; подпрыгивания; ходьба широкими выпадами; поднимание на носки и подскоки на носках со штангой на плечах; удержание максимального веса на плечах в течение 1-2 сек.

Улучшение прыгучести и специальной выносливости достигается путём многократного выполнения прыжковых упражнений (преимущественно сериями): прыжки с ноги на ногу, прыжки через низкие барьеры, спрыгивание с высоты 30-50 см с последующим отталкиванием, прыжки с доставанием баскетбольного щита, кольца.

Дополнительные упражнения для совершенствования качества быстроты, это преимущественно спринтерский бег, старты, беговые упражнения.

Для развития прыжковой ловкости помогают прыжки в высоту различными способами, отталкиваясь не только сильнейшей, но и слабейшей ногой, прыжки через разнообразные препятствия, прыжки с мостика, различные акробатические упражнения (кувырки, перевороты, сальто, и др.), прыжки с полного разбега с установлением планки на различных высотах, вплоть до предельных, прыжки с места спиной вперёд через планку с приземлением. Вместо планки используем резинку, это экономит время, т. к. ставить долго. Определённое количество повторов даёт качество.

Используем идеомоторные упражнения, они представляют собой мысленное выполнение упражнений, просмотр своего предстоящего прыжка. Эффект основан на функциональных изменениях в органах и системах, в мышцах, автоматически возникающих у спортсмена в момент представления прыжка. Мысленное выполнение прыжка, фактически уже образовывает условнорефлекторные связи, формирует требуемый двигательный навык.

Пример: просмотр футбольных и хоккейных матчей, болельщик мысленно повторяет движения игроков и получает заряд бодрости.

Причины, заставляющие упорно заниматься спортом, часто связаны не только со стремлением к высшим спортивным успехам, но и с желанием прославить свой коллектив, Вуз, город, область. Иные просто испытывают радость от выполнения физических упражнений, от непередаваемого ощущения жизненной силы. Другие занимаются для здоровья, активного отдыха, общения, но, безусловно, главной целью остаётся достижение возможно большего успеха в спорте.

В человеке должны гармонично сочетаться духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Это та основа, которая обеспечивает успехи в учёбе и труде, сохраняет в течение многих лет большую работоспособность и здоровье.



               Тезисы к докладу «О целесообразности включения легко-атлетических прыжков в учебную программу вуза и использование инновационных методик в тренировочном процессе».


 Общие сведения о легкой атлетике, как виде спорта, объединяющего упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и составленных из этих видов многобориях.


  Материальная база, обеспечивающая проведение тренировочных занятий по легко-атлетическим прыжкам.

 Инновационный подход в подготовке прыгунов, совершенствование технического мастерства и поддержание достигнутого уровня развития двигательных качеств.

Приоритетность развития технических видов легкой атлетики, сложнокоординационных прыжков перед беговыми дисциплинами.

Итоги проведенного исследования и выводы по улучшению учебного процесса и спортивного результата.