Спектакль Разговор о другом Константин Потапов

Холли Ритм
Говорят, что у каждого человека есть сторона лица, которая лучше получается на фотографиях – «рабочая сторона». Мол, все дело в естественной асимметрии лица. Практически у всех она есть, у кого больше у кого меньше. Ничего не поделаешь. Можно только повернуться к камере лучшей стороной. Но человек — это же не только лицо на снимке, и даже не лицо вне снимка. Человек — это личность. Личность состоит из мнений. Мнений о самых разных вещах: семья важнее карьеры... красное носят только шлюхи...прививать ребенка вредно... эвтаназия это отличный выбор, когда надежды нет.... сумочка должна подходить к обуви... мужчина не должен спать с мужчиной... это неестественно, это естественно... и прочее, прочее, прочее. Мнения по миллионам, миллиардам разных повод. И мнение тоже можно выбрать красивое и повернуть его к обществу. В конце концов, вся твоя уникальность и индивидуальность не более, чем пережевывание и переваривание тех мнений, что сложились до тебя. Так выбери правильное для этого момента. «Я много лет ношу пальто, оно практически мой очерк...».

Мнение, как накатанная привычка. Мнение, которое одобрят все друзья. Мнение, как непробиваемый щит против абсурдности мира. И если предположить, что твое мнение по сложившемуся вопросу не единственное, мир начинает трещать по швам. Можно сказать, что этот спектакль о противоречиях. Но пока Борхес задается вопросом, кто из них двоих пишет эту страницу, персонаж спектакля не пытается пытаеться рассудить, кто прав, а кто нет. Один герой, две личности, два разных мнения. О чем? Да обо всем актуальном и/или наболевшем. О изнасилованных женщинах, о русских туристах, воспитании детей и снах об атомной войне.

Мотив двойника штука, конечно, старая. Используется в литературе давно и успешно. От христианских учений о борьбе в душе человека до Тайлера Дердена из «Бойцовского клуба». Притягательность идеи двойника лежит практически на грани со страхом. Вы знаете, что многие люди не держат зеркала в спальне? Они не хотят отражаться ночью. В удобное время, при необходимости — хорошо, но столкнуться со своим отражением — нет, спасибо. Герой же спектакля со своим отражением не просто сталкивается, а оказывается запертым в одном лифте. Хочешь выйти? Пожалуйста, только помири этих двух разных людей в себе, сумей договориться и тогда уже жми кнопку этажа.

И на деле это уже даже не спектакль о правых, или левых, толерантных, или патриотах. Это спектакль о человеке в мире противоречий. Человеке, который уже не знает, как правильно, но ему очень хочется это правильно найти. Потому что, когда правильно — это хорошо, нас так в детстве учили. Потому что, когда правильно, тебя поддержат и поймут. И дружить с тобой будут, и лайк в инстаграме поставят, и красивая девушка обязательно полюбит.

И не зря в спектакле читается стих про пальто. Маленький человек в пальто. Чеховский персонаж.

«Пальто хранит какой-то оттиск?
Что дальше там? Душа? Душа?!
Душа пальто? Да вы смеетесь!»

Вот ради этой маленькой души и стоит идти. Не ради красиво сформулированных мнений по разным вопросам. Не ради стендапа, или рэп-баттла. А ради маленькой испуганной души под пальто. Потому что личности помирятся. И лифт до нужного этажа доедет. И принять мнение другого можно. А вот что это за загадочное Ничто под твоим пальто еще предстоит разобраться.