Морское воспитание

Александр Атрошенко
 
    Февраль 1950-го года. Согласно постановления Совета Министров СССР в Советском Союзе приступило к подготовке штурманского и технического персонала для рыболовного флота страны - Мурманское Высшее мореходное училище. Это первое в мире высшее учебное заведение с подобным профилем!
    В этом же году на судоводительский и судомеханический факультеты было зачислено в курсанты 121 выпускников средних школ, сдавших вступительные экзамены и прошедших по конкурсу. И, хотя в то время строительство учебного корпуса и общежития по адресу: ул. Советская дом 13 только лишь началось, но программа подготовки таких специалистов была разработана и утверждена, по этой программе и начала учёбу будущая элита рыболовного флота страны. В первые годы, когда в спешном порядке велось строительство учебного корпуса и общежития для Высшего мореходного, его курсанты проживали и проходили учёбу в помещениях Среднего мореходного училища по адресу: ул. Шмидта 19.
    И я в 1958-м году поступил в это Высшее мореходное на судомеханический факультет. К этому времени учебный корпус на улице Советской уже был построен, он как украшение Мурманска, красовался на высоком бугре в каких-то полукилометре  от Среднего мореходного, а общежитие еще лишь достраивали, поэтому мы жили пока на улице Шмидта. В одном со мною кубрике проживало ещё семь курсантов, у обеих стен - по две двухярусные койки, у окна столик с четырьмя стульями, у входной двери - вешалка для одежды и рундук для обуви - вот и вся мебель. С первых же дней все мы жили по строго установленному режиму: в 23-00 - отбой, в 7-00 -подъём, в 7-15 -физзарядка во дворе под музыку в любую погоду, а в 8-00 - построение и поротно строем по улице Шмидта идём к своему учебному корпусу, который красуется и виден издалека. Спереди и сзади колонны курсантов идут двое с красными флажками, чтобы машины своевременно притормаживали и объезжали строй более аккуратно.
     Придя в учебный корпус мы завтракали в курсантской столовой и, согласно расписаний, шли в учебные аудитории,где слушали и конспектировали лекции. Здесь же находился и самый большой в то время в Мурманске спортивный зал. В училище очень большое внимание уделялось физической подготовке будущих кадров флота, ведь моряк должен быть крепким и выносливым. Здесь были секции:лыжная, по волейболу, баскетболу, футболу, боксу и спортивной гимнастики. Я записался в лыжную и гимнастическую.
     С 1955-го года начальником Высшего мореходного училища был Портнов Евгений Иванович - капитан первого ранга, по всем статьям соответствующий занимаемой должности, участник Великой Отечественной, награждённый за боевые заслуги в качестве начальника отделения Северного флота орденами Отечественной войны первой и второй степени и Орденом Красной звезды, весь подтянутый, как говорят, "с иголочки" офицер - пример для подражания всем курсантам! Евгений Иванович относился очень щепетильно не только к своему внешнему виду, этого же он требовал и от своих подопечных, будущих флотских руководителей. Ведь многим из них в жизни не единожды придётся бывать и за рубежом и допустимо ли советскому моряку выглядеть не на должном уровне?! Частенько он проводил с нами свои беседы, касающие этического и культурного уровня будущего советского моряка, которому, может быть, случится неоднократно бывать за границей, общаться с иностранцами, и в таких случаях, важно не выглядеть в глупом положении.
    Многое уже забылось, но эта его беседа осталась п памяти на всю жизнь. Он сказал, что вы - будущее флотское руководство Страны Советов обязаны своим внешним видом, поведением и разговорами соответствовать самому высокому уровню культуры и этикета. Надо всегда выглядеть интеллектуальными интеллигентами в какой бы стране, в какой бы ситуации ни оказались. Будучи руководителями рыбного флота, может случиться общаться с людьми разных стран со своими обычаями и правилами. Чтобы, в
таком случае, не оказаться в нелепой ситуации, никогда не торопитесь ни в разговоре, ни в своих действиях, ни даже во время приёма пищи. Не удивляйтесь, если кто-то ест лягушку или паука, если у присутствующих недостаточно прикрыта их нагота или ещё что-то. Вам всегда, прежде чем что-то делать, надо понаблюдать, как ведут себя местные люди и стараться вести себя, как они. В качестве примера, когда молодой матрос из СССР оказался в смешном положении, он рассказал такой эпизод из жизни моряков. Когда Никита Сергеевич Хрущов вёл переговоры о смягчении международной напряжённости, о сокращении и даже полной ликвидации ракет малой и средней дальности, о запрете атомного оружия, а затем и других видов вооружения, простые люди всего мира радовались и рукоплескали таким инициативам.
    Тогда в Лондон с дружеским визитом отправился наш,  ещё не ракетный, а пушечный крейсер "Киров". И вот, крейсер вошёл в устье Темзы, впереди причалы Лондонского порта. Согласно морских норм, когда какое-то иностранное судно приходит в чужой порт, на судно присылается лоцман, который на время швартовки к причалу, берёт управление судном в свои руки. Ведь всюду существуют какие-то подводные течения и свои ветровые особенности, общепортовые команды тоже звучат на местном языке.
    И на сей раз на крейсер Киров прибыл лоцман, чтобы швартоваться к причалу. Ведь крейсер - это махина в десятки тысяч тонн, даже при незначительном ударе такой массы, причал может быть повреждён и даже разрушен. Однако, командир крейсера от услуг лоцмана отказался. На берег же прибыло встречать гостей из СССР несметное количество жителей Лондона, прибыло руководство государства, на самом первом месте восседал оркестр.
    И вот, на виду у всех встречающих, командир крейсера командами через машинный телеграф: "Полный вперёд!", "Полный назад!" всего лишь за каких-то пять реверсов почти с нулевой скоростью всем своим бортом стал к причалу. Встречающие были просто поражены мастерством русского! В следующем номере газеты " Лондон - Таймс" была размещена фотография крейсера Киров с большой статьёй:" Мастерство русских моряков". Но это не всё! Чтобы отпраздновать такое событие, вся команда крейсера, включая и рядовой состав, была приглашена в один из лучших ресторанов Лондона. На корабле оставалась лишь вахтенная служба, остальные собирались на торжество.
    Командир, чтобы никто не опозорился, собрал весь личный состав и провёл, как ему казалось, исчерпывающий инструктаж. Он поучал: "Ничего не говорите и не делайте,не посмотрев, как это делают англичане. Помните, вилка - в левой руке, нож - в правой, куру при еде можно брать руками и много ещё! После такого инструктажа команда крейсера уселась в прибывшие за ними автобусы и прибыла в ресторан.
    В ресторане уже ждали русских. Столы с цветами в хрустальных вазах, великолепная сервировка, на возвышенной сценке восседали музыканты, вся прислуга - в парадном одеянии и лучезарными улыбками. Все уселись за столики, прозвучали торжественные речи, приступили к трапезе. Всё шло по заранее продуманному сценарию, произносятся речи, звучит музыка, пьётся вино, поедаются вкусные и изысканные блюда. Между столиками в смокингах ходят официанты, убирают пустые блюда, ставят новые яства. На согнутой левой руке у них у всех висят полотенца, а у некоторых - на тоже согнутой в локте и поднятой кверху руке на раскрытых пальцах находятся подносы либо с подаваемыми блюдами , либо с пустыми тарелками , либо с бокалами вина.
    Подошёл один из официантов к молодому матросику, только что съевшему куриное бёдрышко, и на ломаном русском языке произнёс: "Не угодно ли?", опустив поднос,на котором стоял красивый деревянный, заполненный более чем наполовину, фужер. Матросик по-английски сказал ему "Сенкт-ю", что в переводе на русский означает "спасибо", взял тот фужер и тут же выпил его содержимое.Какое-то удивление появилось в глазах официанта, который про себя ухмыльнулся и удалился к другим гостям.
    Матросику та выпивка совсем не понравилась, а, когда он увидел, что те, кто съели куру, держа её в руке, при подходе к ним такого же официанта, опускают в фужер пальцы руки, в которых была кура, ополаскивают их в том фужере и вытирают руки полотенцем, как же ему стало стыдно! Но, как хорошо, что никто из присутствующих, как и тот официант, как будто и не видели всё это. Наверное, только сам командир крейсера видел всё случившееся с его матросом.
    После такого рассказа все курсанты  хлопали в ладоши, выражая таким образом свою благодарность Евгению Ивановичу за урок о правилах хорошего тона при нахождении за границей.