Поздний отлёт

Александр Атрошенко
  В 1986-м году зима в Архангельскую область пришла очень рано. Уже в конце сентября и начале октября, спасаясь от непогоды, косяки птиц вовсю тянулись на юг. 7-го ноября я пошёл к мемориалу Воинской С лавы, который находился в трёх километрах от района "Ягры" города Северодвинска в сторону острова "Угломинь".С утра был небольшой морозец, ярко светило солнышко, но, буквально в считаные минуты налетели шквалы ветра и закрутило так, что невозможно было видеть, что там впереди. Снег не сухой с морозцем, а наполовину с дождём, крупными хлопьями залеплял глаза и стекал по лицу холодными струями. Я, не дойдя до мемориала, повернул назад и пошёл к дому.
   Вдруг я услышал в воздухе крик птиц. Почти над самой землёй промелькнула стая гусей. Мне до боли стало жаль этих птиц! Но, почему же так поздно они улетали, ведь уже почти полмесяца, как закончился их отлёт?!
   И тут я вспомнил случай , когда на острове Белый Карского моря мы собирали чаячьи яйца, когда я был совсем ещё юным моряком на аварийно-спасательном буксире "Мурманрыба".
   Это сейчас я понимаю, а тогда даже и не думал, что чайки будут делать вторую кладку яиц, которая будет позднее чуть ли не на полмесяца. А лето в Заполярье короткое, нужно успеть, чтобы птенцы, вылупившись из яиц, выросли, научились летать, накопили достаточно сил для длительного осеннего перелёта в дальние края.
  Вот я и подумал, а, может быть, и на этот раз люди виноваты в бедственном положении этой стаи гусей? А, придя домой я написал это стихотворение:

     Осень поздняя - холод колючий
     Обжигает лицо, словно лёд,
     Ветер чёрные, рваные тучи
     Над сырою землёю несёт.

          Снег с дождём пополам залепляет
          Все глаза - невозможно смотреть,
          Бедный путник о доме мечтает,
          Чтобы ноги в тепле отогреть.

     Непогодушка так разгулялась -
     Не припомню такие года,
     Будто небо на землю упало,
     Лишь свистят на ветру провода.

          Птицы все уж давно отлетели
          В те края, где светлей и теплей,
          Лишь одна улететь не успела
          Запоздалая стая гусей.

     И, видать, неспроста запоздала,
     Тут никто не сумеет узнать
     Ту беду, что отлёт задержала
     Этой стаи до стылого дня.

          Может зверь иль охотник какой-то
          Потревожил гнездовья твои,
          Потому не успели к полёту
          Крылья птиц молодых отрасти?

     А, быть может, другие заботы
     ЗадержАли отлёт на потом -
     Заболел ли , поранился кто-то
     Или что-то с твоим вожаком?

          Так ли, иначе, что-то случилось -
          Ни исправить, назад не вернуть
          И с судьбой своей стая смирилась,
          Собралась и отправилась в путь.

     Как же ты доберёшься, родная,
     Что вас ждёт на нелёгком пути,
     Я стою на ветру, провожаю,
     Сердце бьётся тревожно в груди.

         И желаю, как добрым знакомым,
         Не отбиться б от стаи своей,
         Чтобы лёд не покрыл водоёмы
         Да погода была потеплей!