Каботажное плавание

Виктор Филалетов 2
               
               
    Почти 4 месяца отдали «загранке» - Китаю, перевозя по договору местные грузы и, наконец, идут домой.  Сухогруз без груза (называется «в балласте»), как щепка, на каждой волне подпрыгивает. Только вошли в Японское море, сразу попали в шторм. Сильный встречный ветер поднял большие волны. Нос парохода то поднимало вверх, то бросало во впадину между волн, поднимая высоко корму с крутящимся винтом. На воздухе он набирал большие обороты, но это же не самолет, не улетишь. Для морского винта нужна более плотная среда, и он ее находил, когда с силой опять вонзался в воду. Виктор вспомнил морскую практику на Черном море и шторм, подобный этому: «выдержит ли руль?».  Опять тошнит. Килевая качка самая неприятная.  В балласте идти всегда большая парусность, а ветер навстречу. Скрипящий «броненосец» молотит винтом морскую воду, но продвижения вперед почти нет.  Осталось недалеко до Амурского залива. Накатила очередная высокая волна, похоже, девятый вал, корму опять задрало и бросило вниз. У винта отлетела лопасть.  Нырять за ней никто не стал, дошли на оставшихся трех. С необходимостью следует мириться, а не роптать на нее.

    Якорь на рейде в бухте Золотой Рог бросать не стали, а сразу прошли в док. Два месяца нужно, чтобы заменить винт, определили мастера. Для семейных хорошо – каждую ночь ночуют дома. У остальных, холостяков – пароход дом плавучий, недвижимостью его не назовешь. Они, как правило, составляли основной костяк пожарной команды. На каждой стоянке в портах одна треть команды должна находиться на судне.  Пожарная вахта.  Свободные от нее разбрелись по Владивостоку в поисках развлечений и по знакомым. Витя никуда не пошел. Зачем ходить, если не надо никуда идти? Ему хотелось познакомиться с девушкой, он еще не успел обрасти знакомыми. Только в конце ремонта познакомился с Майей, но работа вмешалась - ушли в Петропавловск- Камчатский.  До осени перевозили уголь, цинковую руду и однажды лес. Углем обычно забивали трюм полностью, а руда – небольшая куча в середине и ватерлиния уже наравне с поверхностью воды. О ватерлинии (water – вода) надо сказать отдельно. Она идет по всей длине каждого плавающего средства и разделяет надводную часть борта от подводной. И окраска  ее разная, но в основном – черная. За безответственный перегруз можно заплатить всей командой, когда ее будут доставать со дна по одному. На самолете такой линии нет, поэтому перегруженные падают или ломают шасси при посадке. Лучше один раз взяться за ум, чем потом всю жизнь хвататься за голову.

    Для любой груженой посудины, когда ее швыряет в волнах, чем не ниже центр тяжести, тем лучше и безопаснее. Руда наиболее подходящая, а вот перевозка леса опасна. Дерево легкое, поэтому бревнами загружают и трюма и палубу сверху. Центр тяжести над палубой и, не дай Бог, шторм – валит с борта на борт по самой широкой амплитуде. Японцы давно приспособились буксировать из Находки сибирские кедры, связанные в плоты.

    Старенький «Невастрой» решили испытать после ремонта – «не отсырел ли порох в пороховницах» и правильно ли мастера винт привинтили. Рейс Владивосток - Петропавловск по Охотскому морю, где без шторма дня не проходит, особенно в осенний и зимний период.  Под руководством боцмана матросы принайтовили (укрепили) бревна тросами наглухо.  Капитан лично проверял несколько раз, ибо месяца не прошло после ЧП на пароходе «Киев». Шторм накрыл их с таким грузом, судно положило на левый борт, ванты крепежные не выдержали, бревна скатились и навалились на фальшборт – продолжение борта метра на полтора выше палубы. Между ним и палубой по всей длине лопнула сварка и образовалась широкая трещина внизу, в которую хлынула морская вода. Ждать недолго, считанные минуты, и «Киев» начнет пускать пузыри. Бревна, конечно, не утонут, есть за что уцепиться потерпевшим, но вода ледяная. Кто может помочь? Надо готовиться. Когда попадаешь в яму безысходности, остается свободным только путь Вверх, откуда может прийти помощь. И, вероятно, кто-то воспользовался этим, потому что очередная волна перевернула сухогруз на правый борт и трещина оказалась наверху. Так на другом боку и пришли в порт.  Для «Невастроя» Охотское море в этот раз оказалось приветливее, чем обычно и пароход испытание выдержал. Хорошие мелодии играются и на старой скрипке.               

    Не прошло и двух месяцев как довоенный, допотопный «лайнер», на котором трудился Ваханов, вновь «прихворнул». «Лечить» его на этот раз решили в порту с романтическим названием  «Советская гавань», потому что там был ремонтный док. Месяц отдыха от морской качки. Поселок невзрачный и романтике не соответствовал, но имелась танцплощадка. Что нужно пловцу, вынырнувшему из воды? Глоток свежего воздуха. Витя в первый же день познакомился с Тамарой – симпатичной девчонкой, но живет далековато, на противоположном конце поселка. Сидели на лавочке около ее деревенского дома, тихо разговаривали. Кругом воздух поет ночью, тепло и в темноте мелькают огоньки. 
    - Что за огоньки летают? - спросил Витя.
   - Это светлячки,- ответила Тамара, - я их сейчас позову,- и стала легонько похлопывать в ладоши.
Два или три светлячка немедленно  начали делать круги  вокруг них, стараясь в темноте рассмотреть, что их так привлекло. «Какие-то дрессированные,- подумал Виктор и тоже начал похлопывать.
Сидеть на лавочке да еще с девчонкой  хорошо и приятно, но пора возвращаться в порт.  Местные ребята ревниво относились к чужакам и на танцплощадке нередко возникали конфликты, переходившие  в  драку. Витя в них не участвовал, но об этом не будут спрашивать, когда встретят. Он уже два раза провожал девчонку, однако храбрым себя не чувствовал, а когда увидел Борьку Кондара в синяках, решил поругаться с Тамарой, чтобы не провожать ее. Трусливому зайцу и пенек волк. Трусость плохое качество и Виктор презирал себя, но ничего с собой не мог поделать. На судне у него был кореш Валька Белевич и они решили заняться боксом.  В кормовой части судна имелось помещение, бывшая столовая. Там оказалось две пары боксерских перчаток,  вероятно, у бывших членов команды тоже возникал этот вопрос. 
 
    После  ремонта пошли бункероваться углем в Бошняково. Здесь стояли два либерти «Декабрист» и «Родина» по 10 тысяч тонн водоизмещения каждый, а «Невасторой и половины не наскребет. Чем ни больше водоимещение, тем дальше рейсы. Вся команда «Невастроя» завидовала им,- «Вот бы попасть туда». Зависть никогда не знает праздников. Канцаев на таком же где-то на Западе рассекает волны. Давно от него нет писем.

    Рейс  опять через штормовое Охотское море в Петропавловск-Камчатский. Надо же проверить качество ремонта. Идти несколько суток. Команда парохода небольшая и разношёрстная: с десяток матросов и столько же мотористов. «Дипломированных», как Ваханов, всего несколько человек остальные с улицы. Но все дружные между собой – опасности и трудности сплачивают. Один матрос, самый молодой, по малолетке побывал в заключении, второй работал раньше геологом, а Бондарев во Владивостоке был заводилой драк. С ним однажды Виктор сразился в «спортивном зале» на корме, где они на стоянке в порту Тетюхе предварительно «раздавили» бутылку спирта. В боксерских перчатках драчун был бессилен, только руками размахивал, но все же умудрился выбить  коренной зуб «спортсмену».  В схватках на улице решающую роль играет не столько физическое состояние противника, сколько психическое.  Поэтому встречающие в темном переулке одинокого путника почти всегда побеждают.

    Перед рейсом  Алексей,  который командует артелкой (выдает продукты на камбуз), сам не курящий,  забыл запастись ящиком сигарет, как обычно делал. Что он натворил!  За двое суток у кого курево было – выкурили, а идти пять суток. Даже у Виктора, который не курил, но баловался иногда, под влиянием общего ажиотажа, возникло непреодолимое желание сделать хотя бы одну затяжку. Он вместе с толпой (дальневосточный термин группы людей) бросился искать окурки. Перевернули все урны в каютах и коридорах.

    Как яростно протестует организм против первой папиросы – кружится голова, возникает отвращение, но если это повторить два – три раза, то привычка делает  табак  привлекательным. Если бы инопланетянин с планеты, где никто не курит, увидел бы курящего человека на Земле, который,  сознательно вдыхает и выдыхает дым, то он принял бы его за сумасшедшего.  Кто из нормальных людей будет дышать дымом, когда вокруг чистый воздух.  Даже дым от печей и костров несет в себе яд, а что говорить о никотине. По данным экспертов табачный дым содержит 4000 химических веществ. Среди них никотин один из сильнейших известных ядов, который вызывает физическую зависимость. Человек и курит только потому, что когда-то решил это начать и начал, то есть по своей воле, и мыслям подчиняется потому, что когда-то это подчинение допустил и сказал себе, сознательно или бессознательно: «Владей мною», — то есть сочетался в сознании с допущенной в него мыслью. Раб боится своего господина, тело боится своего хозяина. Но можно отдаться во власть даже рабу. Один лелеет немощи свои и носится с ними, другой не считается с телом и заставляет его верой и правдой служить себе. Но и в том и в другом случае утверждается самим человеком это отношение к плоти своей. И в каждой слабости, когда нечто овладевает человеком и делает его рабом, проявляется сила его, с его санкции применяемая, но неправильно. Надо лишь осознать: что бы ни делал человек, даже в безумии своем, все творится по его собственной воле и с его санкции и допущено им было когда-то. Даже в самой пагубной привычке кристаллизована воля ее обладателя, который обычно забывает, что если он дал чему-то власть над собой, то он же, и никто другой, ее может и взять. Приучить себя к курению очень не трудно, но бросить курить – проблема, а цена за сомнительное удовольствие слишком велика. Ваханов помнит как, учась в юридическом институте после флота, сдавал экзамены по судебной медицине. Зачеты принимали в морге.  Судмедэксперт ради практики вынул из трупа легкие давнишнего курильщика и показал студентам – жуткое черное  мясо. Табакокурение в 90% случаев является причиной смерти от рака легких, от бронхита в 75% случаев  и в 25% случаев от болезней сердца.