Мексика, югославы и шторм

Александр Дед
Стояли мы тогда в п.Веракрус, что в Мексике. Застряли там надолго. Сначала с грузом заморочки были, а потом и с непогодой не повезло. Рядом судно югославское стояло. «Югоагент» называлось. Началось с того, что зашел к нам в гости морячек оттуда. Электрика искал грамотного, магнитофон ему  починить. Они тоже давно тут стояли. Электрик –матрос Сергей быстро и успешно справился с задачей. Югослав выставился в ответ Чивас Ригалом, который мы дружно и уговорили вечером. Но бутылка закончилась, а мы только разогрелись. Ответить мы могли только местным спиртом.



   Время тогда было начало 90х, тропическое вино на пароходы выдавать перестали. Вместо него выдавали соки. В этот рейс на судно выдали клюквенный. Прибалтийский, кислый-аж скулы сводит. Наверно спецом без сахара купили, чтобы брагу не ставили, да самогон не гнали.
Но в Мексике в аптеках был тростниковый спирт-«шило» по- флотски. Стоил он литр за 2 бакса. И команда скупала его массово. Мешали с соком, «выгоняли черта» и дули за здоровье мудрого товарища Горбачева (очень редкостный гаденыш и мудак по моему мнению). «Выгнать черта»-это после того, как замешаешь шило с соком/водой, поднести спичку к горлышку бутылки. Выделившиеся газы, с гулом вспыхивают синим пламенем, уходя в бутылку. Спустя минут 10, постучав по бутылке вилкой и услышав мелодичный звон, считается ,что химическая реакция  согласно экспериментам Менделеева закончилась, и можно разливать. Такие вот флотские особенности.



Поэтому  гостю –югославу  скромно предложили откушать нашего, судового. Шило с соком прошло на Ура. Особенно гостю понравился процесс приготовления. Долго расспрашивал, где можно в городе купить спирт ,что за чудо-сок и где растет сама ягода. Так за объяснениями и наглядными примерами приготовления чюдо-напитка и скоротали тот вечер. Гость вернулся к себе на судно уже далеко за полночь. Очевидно, рассказ о нашем гостеприимстве и доброжелательности был красочен и к нам на борт с разными вопросами потянулись остальные члены команды «Югоагента».
 Судно у югов было Ильичевской постройки, но большая часть документации на механизмы отсутствовала. Рефустановка провизионных кладовых не работала на автомате и требовала постоянного контроля. Проблемой были и грузовые краны. В дождь они просто тихо били током. Наши спецы потихоньку и под пиво отладили им после работы  и краны и рефустановку и многое другое. Через пару дней югославы проторили дорожку в аптеку, про виски забыли, а спирт разводили колой. Особенно им нравилось «выгонять черта».



    Наш капитан был старый и мудрый польский еврей из Херсона. Сталинской закваски и дитем, выросшим в военное время. Он знал, что творится на судне и репрессий по отношению к команде не применял. Не дошло еще до предела его терпения. Да и комиссара удерживал. «Пусть ребята отдохнут». Мудрый человек был.
  Погрузка приближалась к концу, но тут пришел ураган. Ураган такой, что Главный двигатель перевели в 15-мин. готовность. Готовность к запуску в течение 15 минут на случай обрыва швартовных концов. Дул сильный ветер, порою выпадал снег. И это все в жаркой Мексике. Улицы города опустели, жители мерзли и прятались в домах. Пришедшее ненастье пугало их.
Приближался Новый год. В очередной визит югославы пригласили нас отпраздновать его у них. Мы отказались, сославшись на готовность двигателя. Югославы расстроились, подумали и заявили, что они придут к нам. Не просто придут, а с выпивкой и шлюхами. Из расчета одна девка хозяину, другая - гостю. Предложение было принято. Правда, оставался вопрос с девками, большинство в команде были женаты.



Но нашлась ведь гада на судне и о предстоящей Новогодней пьянке кто-то доложил капитану. Такого тот уже допустить не мог. И вот, 30 или 31 декабря, дождавшись перерыва в порывах ветра, наше судно покинуло порт.
«Югоагент» махал руками и орал нам прощальные слова всей командой. Потом начал гудеть обоими тифонами, которые как-то по сиротливому орали в обезлюдевшем порту.
     Новый год наша команда отпраздновала в море. На сильной волне и традиционно всей командой, свободной от вахт, в столовой экипажа. А потом уже по каютам и по интересам, кому нажраться в лохмотья, а кому песни поорать, да поплясать под модного тогда Газманова. Подальше от всевидящих глаз комиссарских.
Югов все вспоминали с теплотой. Многие обменялись адресами и клятвенно обещали приехать в гости друг к другу. Но история и время рассудили по-другому. А ведь в той команде дружной были и сербы и хорваты и черногорцы. Хорошая команда была.



 Ураган двинулся за нами на Европу. На тот момент шли уже у Азорских островов с отрывом от него в паре суток. Главный двигатель работал без перегруза, ветер дул нам в корму, но произошла авария. Случилось это на вахте у четвертого механика. Почти сразу после 20 часов треснула цилиндровая втулка.
Трески в цилиндре, звук ломающихся колец. Газы и вода охлаждения начали бить в машинное отделение через контрольное отверстие в блоке. Аварийная остановка двигателя. Она отличается от нормальной остановки тем, что топливная рейка ставится на «Стоп» сразу. При нормальной, двигатель перед остановкой, должен поработать около 1,5-2 часов с постепенным снижением оборотов до маневренных 115. Потом на 115 минут 20 и только после этого дают «Стоп». Делается это для того, чтобы выровнять термические напряжения в поршне и втулке. Иначе могут быть трещины, а втулка на малооборотном двигателе чугунная ,длиной около 2,5 метров и весит немало. Время нужно, чтобы такую чугунину охладить.



 
Все, встали окончательно. Судно с полного хода  двигается по инерции и лопасти винта продолжают крутить сам двигатель довольно продолжительное время. С моста тупые вопросы, когда поедем. Какое тут ехать! Надо втулку менять.
    Но ураган висит за спиной. Догонит, развернет лагом и кирдык. Будем кормить рыбок. До Азорских островов-трое суток ходовых. Когда еще помощь подойдет в такую непогоду. Если дотянем, то можно будет укрыться у берегов от непогоды и произвести ремонт.Поэтому решили продолжить движение. Отключили ТНВД на аварийный цилиндр, открыли предохранительный клапан для снятия давления и перекрыли на поршень и втулку охлаждение. Добавили подачу цилиндровой смазки на аварийный цилиндр и поехали малым ходом. Спустя время увеличился звук в ломаной втулке. Поняли, что ломает остатки колец о выступающий край трещины. Все, теперь приехали окончательно, «полностью и целиком». Надо менять втулку.



Легли в дрейф, здорово  качает на волне. На помощь в машину пришли матросы и радисты. Крышка, поршень и втулка вышли нормально. Когда увидели трещину втулки, многие поблагодарили Николу-Угодника, что втулка вышла полностью, а не оборвалась в блоке. Трещина достигала 2/3 окружности. Даже не представляю сколько бы ушло времени и сил, чтобы вытянуть ее обломок из блока.
  Это еще полбеды.  Теперь надо вставить в блок новую втулку. Вставить так, чтобы не повредить ее уплотнения и сделать все это на волне. Завести втулку в блок двигателя представляет определенную проблему даже в порту у причала. Стараются выровнять крен и не производить в это время грузовых работ.
Втулку, подвешенную на гак (крюк) , тельфера взяли на три оттяжки-веревки. На каждый конец встало по два человека. Наконец с энной попытки выровняли ее над блоком и аккуратно начали опускать в блок. Пока пытались выровнять ее над двигателем, втулка ,пошедшая всей массой на борт, чуть не раздавила двух матросов, которые стояли на оттяжке в углу. Там их и прижало, а отскочить некуда. Спасло то, что изменился крен. Парней от смерти отделяло около 20 сантиметров. И в этот момент застывшая втулка тихо откачнулась от них и медленно пошла на другой борт. Передумала смерть или удержали ее руки товарищей, стоявших на оттяжках по другому борту и вцепившихся в веревки изо всех сил.


 
  Все, втулка встала в блоке на свое место, не порвав уплотнений. Но запрессовалась не до конца, ее бурт не сел на посадочное место. Теперь надо завести новый поршень и задавить втулку крышкой в блок окончательно. Нам повезло, втулка села под весом крышки сразу и ее не пришлось додавливать в блок.
 С моста постоянно докладывали о приближении урагана. За работой с площадки наблюдал капитан и комиссар. Мастер постоянно информировал работающих: «Осталось три часа….Осталось два часа…»



Нас не надо было подгонять, все понимали ситуацию прекрасно, поэтому уложились со всей работой часов за 11. Пробный пуск, осматриваемся и прислушиваемся. Все вроде нормально. Новый пуск двигателя  и наше судно начинает движение в сторону спасительных Азор. Двигатель работает на пониженных оборотах. Обкатка новой втулки идет около суток. Стоит скрип колец о хонингование, с непривычки этот звук раздирает нервы. Увеличивать обороты рискованно, износит и сломает новые кольца. Постепенно скрипы в цилиндре стихают, приработка идет по плану. Постепенно, согласно заводской программе, увеличиваем обороты. Наконец выводим двигатель на полные обороты и отрываемся от урагана.

А ведь могли переждать и ураган и Новый год встретить у причала в хорошей компании. Но…Нету у истории сослагательных наклонений!