Пятчино, городище Городок

Алла Алексеева
   На определённом этапе наших поисков стало понятно, что Псковская обл. была местом оживлённой жизни,  здесь было множество укреплённых городов (некоторые пишут, что около 400) . Около городов был посад и селились люди. В случае нападения врагов люди собирались в городище, огороженное деревянным частоколом и имевшим смотровые башенки, чтобы спрятать своё имущество и защищаться от нападавших.
До нас доходит информация только о самых больших и раскрученных для посещения туристов городищенских площадках.
 
  На поиски  городища в Стругокрасненский район. 
 04.02.2017г.   День,  не спешил порадовать нас новыми находками.  Мы планировали найти  в Стругах Красных две часовни, которые, как было видно на карте, стояли в воинской части и на военном полигоне.  И первая и вторая часовни оказались недоступны для осмотра. На военные объекты нас не пустили. Но мы съездили сначала во Владимирский лагерь, потом на полигон. Потратили драгоценное время.
    Около военного полигона увидели два каменных здания валунного типа.
    Начало февраля было снежным и ветреным, но не очень холодным. 
     Хотелось хоть что-то найти в этот не очень удачный день. Мы поехали в дер. Пятчино.  Там, на расстоянии одного километра к северу от деревни, было древнее городище, как нам сказали местные жители с названием "Городок".
 Деревня Пятчино находится в 15 км к северо-востоку  от райцентра  Красные  Струги. На карте трёхверстовке  Шуберта 1888 года  деревня называется Пятчина, через деревню протекает речка Бочица.  А около древнего городища Городок, который тоже обозначен на карте Шуберта, протекает ручей Козий.  По  Козьему  ручью можно было попасть в озеро Хмер, оттуда в реку Плюсса, а из неё в реку Нарва.
 В Кадастре достопримечательностей Псковской области информации было мало. Городище относилось к деревне Страшево, существовало во 2 пол. I тыс. н. э., находилось в 1 км к северу от дер. Пятчино, имело площадь 1,3 га.
   Рассматривая дома карту, я пыталась определиться, как искать городище. Я наметила несколько возвышенностей, к северу от деревни, которые хотелось осмотреть.
   В деревне Пятчино, около кочегарки, которая, отапливала здание клуба и библиотеки, стоящих рядом,  работали два мужчины. Один из них, помоложе, согласился нам помочь. Он оставил свой нелёгкий труд  - распиливал стволы деревьев, которые не обхватят руками и два человека, и повёл Сергея на место, откуда открывался вид на далёкие холмы.  Мужчина был молод.  У него был лёгкий тип строения тела, красивое лицо.  Его голубые глаза смотрели без интереса.  Словно мы представляли интерес только для того, чтобы на несколько минут можно было поотлынивать от тяжёлой работы.   Его внешний облик говорил мне, что такой мужчина вряд ли что-то знает об  истории края. Не в обиду ему говорю, я и сама долго ничего не знала и в молодости историей не увлекалась.
  Я сидела в машине и видела, как мужчины вышли на пригорок и что-то активно обсуждали. При этом, они показывали руками в сторону холмов, кивали головами, словно договорились.
  Наблюдая эту картину, я думала о том, что я ошиблась, нам крупно повезло и мы сразу нашли человека, который знает, где находится древнее городище.
  Когда Сергей вернулся, я с надеждой спросила его, о чём они так долго разговаривали и что сказал молодой мужчина.
- Он сказал, что нам нужен "знающий" и сказал, где его дом. - Ответил Сергей.
- Ничего себе! - Смеясь, возмутилась я. - Это так долго он объяснял, где "знающий". А что вы там стояли и в сторону холмов показывали руками?
Пётр нас послал к Виктору, который жил рядом. Его дом стоял недалеко от здания клуба.
  На нашу удачу Виктор оказался дома. Когда он вышел чтобы поздороваться, я сразу поняла, что это тот, кто нам нужен. Виктор высокий, плотный мужчина. На вид охотник и военный.  Из-под защитного цвета тёплой одежды, на его груди виднелась  полосатая тельняшка. Я видела в нём бывалого смекалистого человека, умудрённого житейским опытом. По годам он был нашим ровесником, седой и с морщинками, с правильными чертами лица.  Виктор был красив настоящей мужской красотой.  Он говорил просто и понятно, грамотно объяснил, как найти городище, не говорил лишних слов и лишних вопросов не задавал. Я видела, что он понравился Сергею (а так бывает не часто, чтобы Сергей к кому-то расположился).
  Уже вечерело и  начало смеркаться, но мы решили именно в этот день "взять высоту".
 В Сергее я видела некоторое сомнение, а меня гнал азарт, подогреваемый неудачами прошедшего дня.
- Вперёд и только вперёд!

   
   Поиски городища вечером первого дня.
     Городище "Городок" находилось не на севере от деревни Пятчино, как указывал Кадастр, а на северо-западе. Это очень существенное замечание, если учитывать, что вокруг была холмистая местность. По совету  Виктора мы нашли поворот направо (дорога Пятчино - Страшево), поворот сразу за деревней, побоялись оставить машину без присмотра, вернулись в деревню и оставили машину около дома Виктора. Потом, пешком пошли по деревне к повороту в лес, теряя драгоценное время светлых суток. Дорога, перегороженная толстым бревном, повела нас вдоль поля, мимо деревенской свалки, в сторону поросших деревьями и кустарником холмов.
  Вокруг лежал снег, корочка льда на замёрзших лужах хрустела под ногами. Лиственные деревья были большими.
  Впереди мы увидели высокий, белый от снега,  холм.  Я подумала, что мы, так легко нашли городище и попросила Сергея встать на фоне холма для фотографии.
   Виктор говорил, что с дороги сворачивать не нужно, что эта дорога прямо выведет нас к городищу. Он говорил, что дорога видна.
   Но это оказалось призрачной надеждой. Дорога была хорошо видна для того, кто знает, где она под снегом находится. Нам приходилось всматриваться и вглядываться в окружающий пейзаж и по приметам находить дорогу. Сумерки подходили медленно и неотвратимо.
  Холм обманул нас. Стоило пройти низину, поросшую деревьями и открылся вид на огромное, чистое от поросли, поле, вероятно, ранее колхозное. Эта гора оказалась очень высокой и пологой, а поле было тяжёлым для подъема.
    Дорога вела вверх. Сначала мы хорошо видели её, но по мере подъёма дорога стала призрачной, а потом исчезла совсем, была засыпана снегом. Каждый шаг давался с трудом, наши ноги тонули в снегу. Почему-то я думала, что городище должно находиться на этом холме, такой большой была эта высота. С холма открывался вид на бескрайние дали.
   Стоило войти в лес и сразу стали попадаться следы лосей. Было видно, что на этом месте стояло (отдыхало и паслось) несколько животных. Мы стали искать холм, который был городищем, прямо на этой возвышенности. Углубились в лес влево и вправо. Бегали по холмам, пробирались между кустов и деревьев по глубокому снегу. А вокруг было полно следов зверей. Особенно было много лосиных следов. Мы нашли лёжку лося и лосиные круглые какашки. Сергей потрогал лёжку и сказал, что лёжка покрылась корочкой, значит,  лось лежал здесь какое-то время назад (а не только что). 
    Я уже отчаянно боялась. Если бы я увидела живого лося, я бежала бы оттуда, не разбирая дороги. Я уже еле дышала, еле шла. Едва поспевала за Сергеем, который успевал пробежать в два раза больше, чем прошла я. Сергей смеялся над моими страхами и говорил, что будешь писать об этом, напиши, что деревья были не только обглоданы, но и перекушены в двух местах. Я хорошо его знаю. Сергей делает вид, что ничего не боится и все время утешает меня. На самом деле, он, если не боится, но опасается, как всякий осторожный человек. Я думаю, что совсем незачем повстречаться лицом к лицу со стадом лосей. Я думала о том, что нужно напугать лосей до того, как они нас увидят и стала петь песни военных лет во все горло. Я так горлопанила,  думаю, что лоси слышали моё пение издалека и не рискнули к нам подойти. Тут я увидела дорогу, которая шла в лес.
- Дорога! - Закричала я. - Смотри, дорога!
Эта дорога, только намётка, только лёгкая тень от былой дороги, читалась в том, как росли кусты и деревья. Там арочка, здесь просвет, а тут расстояние между растущими стеной кустами.
А Виктор говорил, что дорога видна хорошо. Я сомневалась, а та ли дорога, что-то её совсем не видно. И она пошла под уклон вниз. Это тоже смущало. Городище никак не должно было находиться в низине.
   Но мы решили проверить и пошли по ней в лес. Приметы дороги то появлялись, то исчезали. Сергей шёл уверенно вперёд. А мне хотелось бегом бежать назад. Сумерки накрыли холмы. В лесу стало темно.  Если бы не лежал снег, было бы - "хоть глаз коли".  Нам пришлось возвращаться назад, чему я была несказанно рада. Мы еще пробежались по холмам на высоте. Завтра мы решили вернуться на поиски городища. И ещё раз расспросить Виктора.

Ночёвка в деревне Пятчино.
    Сергей хотел ехать на ночёвку к озеру Щирское. Но озеро, как я помнила, находилось в лесу, в низине и искать подъезд к берегу ночью было опасным делом. В прошлый раз около деревни  Бровск, нас стало сносить на ледяной дороге в овраг и мы выехали с трудом. Я просила Сергея остаться на ночёвку около дер. Пятчино.
   Мы заехали за деревню. Нашли хорошее открытое место. Там раньше было колхозное поле, не было кустарника. Деревня была рядом и были видны дома. На таком месте было не страшно, что придут дикие животные.
  В сгустившихся сумерках установили палатку, включили газовую печь и в палатке сразу стало тепло. У нас нет спальников. Но мне и не очень хочется их иметь.  Ватные матрасы и подушки занимают много места  машине, но они отлично держат тепло. А помните старинные вещи на вате? Одеяла, да вот ещё - фуфайки? Вот это были вещи! Синтетика не обладает гигроскопичностью.  Стоит только вспотеть, так и будешь потом ходить мокрый. Я устроилась в палатке, а Сергей готовил ужин. Я услышала, что к палатке кто-то подошёл. Как оказалось, это был Виктор. Он разговаривал с Сергеем, а я слышала, о чём они говорили. Виктор вышел охотиться, у него на этом поле есть засидка. Сказал, что охотится на лису и енота.  Что мы разбили лагерь там, где должна была проходить охота и теперь животные не придут.  Виктор сказал, что животные  не придут и завтра. Хотя мы и чисто снимаемся с ночёвки, а запах дыма держится долго.
    Виктор сказал, что мы правильно нашли дорогу и правильно держали направление пути, просто мы немного не дошли. Он сказал, что  в этих местах  есть ещё сопки, которые имеют уступ и  направление. Сказал, что копатели в этих местах находят старинные монеты и пуговицы разных стран: шведские, эстонские, финские.
   Ночь прошла спокойно. Всю ночь по крыше палатки, мелкой дробью, стучал снег, выл ветер. Сквозь сон я представляла, как ходят вокруг палатки лисы и еноты, особенно боялась лосей.  Встали рано, строили большие планы. Особенно хотели найти древнее городище. Утром выглянула из палатки, было ещё темно, место было открытым. Ветер гнал позёмку по снежному полю. Вот такое хорошее открытое место. Ночные страхи улетучились. Пока Сергей ставил самовар, я побежала сфотографировать засидку.  Засидкой был охотничий домик, установленный на высоких столбах.  Виктор сказал, что охотится с комфортом, в засидке есть отопление и свет.

Поиски городища, второй день.
    Мы опять оставили машину около дома Виктора и пошли через деревню искать городище. Вышли к правому повороту за деревней, прошли мимо поля и свалки с мусором. Мы снова поднялись по пологому склону высокого холма. На призрачной дороге хорошо были видны наши вчерашние следы. Стоило приблизиться к месту, где мы нашли стоянку лосей, сразу стало страшно. Мне хотелось повернуть назад. Небо, затянутое тучами, стало понемногу раскрываться. Мы очень надеялись, что нас не заметёт снегом. Опять нашли дорогу. Сергей решительно двинулся вперёд. А я шла настороженно, внимательно смотрела по сторонам.
- Что-то ты сегодня не поёшь, - шутил над моими страхами он.
 Мы углубились в лес.  Дорога  совсем не была видна, заросла кустарником. Кое-где  виднелись просветы, да кусты росли как бы вдоль бывшей дороги . Летом, когда будет густая листва, дорога исчезнет совсем.
   Внизу, тонкой игривой змеёй, протекал ручей. В дождливые вёсны он, верно, разливается по низине.  Если идти вдоль ручья, то непременно выйдешь к городищу. Ведь брали же где-то люди воду. Этот ручей когда-то имел название Козий и был больше, чем сейчас.
  Никакого мостка через ручей не было. Мы перепрыгнули через него, а я провалилась в одном месте. Прошли низину и сразу увидели городище! Мы видели много городищ. Глаз, как говорится, намётан.  Сразу поняли, что нашли. Сердце ликовало. Это было одно из самых красивых и правильных городищ. Здесь было все. Очень высокий, усечённый в верхней части холм, дорога по холму шла серпантином, имелись заметные уступы, хорошо было видно место, где раньше были ворота. Мы поднимались на холм по прямой. Вскоре подъём стал опасным. Сергей шёл то влево, то вправо. А я в одном месте  решила немного срезать путь. Ноги соскальзывали вниз. Резиновые сапоги очень скользкие. Держаться было не за что. Ветви кустарника были сухими и легко обламывались.
    Это городище есть на старых немецких картах, оно так и значится "Городок".  Дома я рассматривала карту и пыталась понять какой из обозначенных там десяти холмов  наш, да так и не поняла. Высота на холме очень большая, дует сильный ветер. Сквозь ветви деревьев видна дальняя даль. Летом весь обзор закроет листва. Сразу было видно, что на городище побывали копатели, понаделали много ям и ямок. Они, почему-то, не зарывают за собой.
    Это были чудесные минуты нашей поисковой жизни. Наш поиск увенчался успехом. Мы "взяли" ещё одно городище.
   Это городище было очень красивым, одним из самых красивых мест, которые нам удалось увидеть. Скорее всего, Городок относился к  местам, которые нужно было спрятать от неприятеля.
   Мы возвращались по своим следам. Дорога с холма была лёгкой и весёлой.
   На обратном пути сфотографировала дома и деревянные украшения, характерные для этого места. В Пятчино дома с хозпостройками образуют единое целое. Наличники здесь идут вдоль всей крыши. Иногда наличники сделаны, в два ряда, бывают зубчатые и зубчатые с полукругами. Тогда они похожи на  белое кружево.
    Улица, на которой живёт Виктор - улица Ислентьева. Его брат Владимир Ислентьев, боец 6-й роты, погиб в бою,  произошедшем  в Аргунском ущелье: «Более двух с половиной тысяч боевиков под началом террориста Хаттаба двигались на восток, чтобы развернуть там крупномасштабные боевые действия. На склоне высоты 776 главный удар приняли на себя псковские десантники. В жестоком бою, продолжавшемся 19 часов, из 90  гвардейцев погибли 84. Они грудью защитили Россию. Вечная им память!»
Деревня Пятчино, за эти два дня, стала родной.  Здесь встретили хороших людей. За два дня мы протоптали там хорошую тропинку.