Флэш

Елена Цыганова
Флэш - жеребец 7/8 ч/к, рыжий, очень рослый (я отвыкла от таких больших лошадей и карабкалась на него, как на дерево). Вычистила я его в деннике, без недоуздка и развязки, что является грубым нарушением ТБ, зато позволяет в первом приближении оценить характер и поведение лошади. Флэш проявил доброжелательное любопытство и кротость, удивительную для темпераментного могучего жеребца - не бегал по деннику, не вертелся, смирно стоял и послушно поворачивался, не пытаясь "накрыть" меня или цапнуть зубами.
Я впервые в жизни напялила на свои вихры каскетку - захотелось выяснить, насколько этот предмет мешает всаднику. Оказалось, каска, если хорошо пригнана, не мешает, но про неё забываешь и таранишь башкой всё подряд. Я присела, чтобы разбинтовать коню передние ноги, потом выпрямилась - и так боднула Оксану каской в живот, что она отлетела на пару шагов. И так постоянно.
Каска - головной убор, благодаря которому вы не набьете шишку, ударившись лбом о предмет, о который вы бы и не ударились, не будь на вас этой дурацкой каски. Смех
Первую рысь я сделала самостоятельно, привыкая к коню (у скаковых лошадей другие пропорции, они иначе берут всадника на спину, и само ощущение от нахождения высоко над землей на широкой и длинной, как тахта, спине совершенно особое). Флэш вел себя очень спокойно, не баловал, демонстрировал мягкие плавные аллюры. Потом его хозяйка, тренер Оксана, закончила занятия с прокатом, "и всё заверте..."
- Это что за колхоз?! Стремя на носок, спина идеально прямая, плечи назад! Не позорь мою школу!
Хорошая новость: моя приклеенная "школьная" посадка никуда особо не делась, и манежная рысь (без подъемов в стременах, плотно сидя в седле) дается мне по-прежнему легко. Не разучилась я и работать поясницей на манежном галопе.
Плохая новость: я забыла, как выполняются некоторые элементы выездки. Неправильно сделала осаживание - вместо того чтобы заставить коня пятиться по прямой, позволила увести зад в сторону. Правильное осаживание - четыре длинных шага по собственным следам - получилось у меня не с первого раза и под команды Оксаны:
- Сильнее подай назад корпус! Левый шенкель - правый шенкель! Конь "корпусной", поводом только слегка играешь, чтобы он постоянно отжевывал и во рту постоянно была слюна!.. Не бойся применять хлыст - под тобой выездковый  конь, он воспринимает хлыст совершенно правильно, как инструмент для деликатного пояснения ошибок!
Конь действительно "корпусной" - любое изменение положения всадника в седле воспринимает как команду,  и приходится концентрировать внимание на посадке, чтобы не сбивать его с толку ложными командами. Кентер у него очень мягкий - обычно "чекушки" просто выбивают из седла, а Флэш плавно покачивает всадника, как громадное кресло-качалка. На голос хорошо реагирует: на соседнем участке включили газонокосилку,  жеребец насторожил уши - "Ры-жий!" - "А, ну, если я Рыжий, значит, команды "паникапаникапаника" не было!"
Немножечко прихрамывает, но это привычная, компенсированная хромота, которая ему практически не мешает. Галоп отличный. Правда, Оксана покуражилась надо мной вдосталь, заставив десять минут делать подъемы в галоп из шага и остановки на галопе. В конце концов я взмолилась: "Дай отдохнуть - можно я пару кружков просто проскачу?" - "Можно, только не забывай - под тобой не прогулочная лошадь хобби-класса, а высококровный спортивный жеребец!"
Высококровный жеребец сам был рад немного отдохнуть от утомительных переходов, требующих предельной концентрации как от всадника, так и от коня. Скакать на нем удивительно приятно, что-то такое родное чувствуется - кого-то мне его аллюры напомнили, чуть ли не Спонсора.
Потом мы освоили новый для меня элемент - менку ног на галопе. С первого раза ко мне пришел тупка, и я запуталась в ногах ("С какой ноги у меня конь-то скачет? Левый шенкель поддерживающий - значит, с правой...") Оксана села, показала - и у нас с Рыжим всё получилось.
- Отлично, молодец! Огладь коня и себя!
Флэш работает очень охотно, сам предлагает элементы или более высокий темп.
- А ты ему нравишься, - заметила Оксана. - Он на некоторых всадников злится, уши прижимает, одну деваху недавно вообще высадил. Аккуратно, но с таким презрением - и тут же подошел ко мне и встал: "Забери меня отсюда, сил моих больше нет!"
...Наблюдала я сегодня дивную сцену - катание частного коневладельца на личной лошади. Дядя - явно из бандюганов, которые таперича законопослушные бизнесмены. Ездить не умеет от слова "совсем", конь - орловский рысак-трехлетка - нулёвый, практически необъезженный. Вывез своего горе-хозяина из манежа, намыливается обратно в конюшню. Я кубарем слетела с копны сена, на которой валялась и ловила кайф:
- Короче повод! Шенкель! Больше шенкеля! Жестче! Резче! Подавайте его вперед!
Жеребец пристально посмотрел на меня и понял - лучше не связываться. Меня просто поражает, насколько лошадь презирает дикую силу и уважает умение и опыт. Сидящий на нем огромный, здоровенный как бык мужчина для коня не авторитет, а я, пигалица, стоящая на земле, - авторитет! В общем, конь предпочел послушаться и вернуться в манеж.
Правда, вскоре раздался дикий грохот - это чудо-конь вместе с чудо-всадником... грохнулся оземь в туче песка и пыли. Учитывая габариты и вес дядечки, это была гибель "Титаника". Чудо,что оба живы.
- Зачем же вы приобрели такую сырую лошадь? - спросила я. - Вам нужен спокойный, возрастной, опытный конь, который всё умеет и научит вас.
- Ну-у... А он язык классно показывает! - пояснил конеимелец.
Ну что тут скажешь!
Конеимелец тот - головная боль Лены (хозяйки конюшни) и Оксаны (тренера). Дело не в том, что он ничего не умеет, а в том, что он необучаем. Он же считает себя круче Кавказских гор - и никак не может понять, что лошади наплевать, сколько у него денег и "сколько он зарезал, сколько перерезал". Лошадь оценивает человека совершенно по другим критериям.
Ох и не люблю я хомо биндитикус постсоветикус вульгарис. Не люблю, но не боюсь и умею с ними общаться - настропалилась за годы работы в собаководческих клубах, где они были основным контингентом среди владельцев КО, САО, ротвейлеров и иже с ними. Единственный способ донести до такого информацию - по буквам, на пальцах, следуя принципам олигофренопедагогики!..
..Флэш на редкость порядочный конь - в манеже одновременно с нами работали двух кобыл, обе ржали и всячески с ним заигрывали, но он и ухом не вёл. Проплывал мимо них, как корабль, собранный, сосредоточенный, безразличный ко всему, за исключением всадника и работы. Перед тем, как Оксане удалось его забрать, Флэш полгода стоял - его даже не моционили. Нема дурных тратить силы/время на завтрашнюю колбасу. Поэтому, когда Оксана привезла его на новое место жительства и выехала в манеж, она была готова к любым сюрпризам: после двухнедельного карантина лошади чудят, а тут такой перестой! Но жеребец вместо того, чтобы начать прыгать горбищами, как всякий нормальный конь на его месте, стал предлагать различные элементы высшей школы. "А я вот так умею! и вот так! Что ты хочешь? Я хочу работать, я всё умею, что я должен сделать, только скажи!" Кончилось тем, что Оксана - крутая профессиональная спортсменка, прирожденный боец - захлюпала носом...
Оксана потом спросила:
- Ну, как тебе конь? Как ощущения?
- Конь - мечта, - искренне ответила я. - Ощущения - первый сорт: все бока мои изрыты, частоколы в ребра вбиты...
- Что, круто я за тебя взялась?
- Нормально взялась! Знаешь, как гоняли юнкеров - будущих кавалерийских офицеров? У здоровых молодых парней  после тренировки руки тряслись - стакан воды до рта донести не получалось. Вот так и надо!
Прогулка
Подруга Оксана, уезжая на соревнования, попросила меня навещать Флэша. Как на грех, незадолго до её отъезда жеребец травмировался и потерял много крови. И вот я решила устроить себе выходной и поехала за город к нашей общей приятельнице Лене - хозяйке конюшни, где теперь живет Флэш. Когда мы ехали в Ленином джипе, мне позвонила клиентка и, узнав, что я отправляюсь на целый день за город, пожелала мне хорошего отдыха. Лена от хохота чуть не выпустила руль: на конюшне не бывает лишних рук, и приехавшую в гости подругу-лошадницу надо что? - правильно, срочно приставить к делу! Смех
Конюхом у Лены работает юноша-узбек - работа тяжелая, но непрестижная и низкооплачиваемая, поэтому найти на неё русского парня нереально. Проблема в том, что лошадей гастарбайтер увидел впервые в жизни, ничего не умеет. Лену ждали неотложные дела, и, высадив меня возле конюшни, она распорядилась:
- Напои лошадей, проследи, чтобы узбек сделал денники как следует, опилки засыпь сама, ему не доверяй. И, ради Бога, сама выведи жеребцов, пусть он к ним даже не приближается! Жеребцы есть жеребцы - пришибут и фамилию его нерусскую не спросят!
(Моя подруга вовсе не шовинистка, просто это у неё не первый гастарбайтер, и она по опыту знает, что этой публике нельзя доверять.)
- Как вас зовут? - спросила я молодого человека. (Ну не могу я разговаривать, никак не обращаясь.)
Парень ответил неразборчиво, с третьего раза я поняла - Айбеки.
И мы приступили к делу. Айбеки вывозил тачки с навозом, бодрая я рысью таскала на плече мешки с драгоценными опилками (вроде бы нетяжелые... сначала... а после пятнадцатой ходки - уже чувствительно...) На конюшне я птица-Говорун. Я общаюсь с лошадьми, комментирую свои действия, просто болтаю с ними. К этому нужно привыкнуть.
- Рыжий, не приставай к Серому! Вот только драки мне вашей тут не хватало! Давно я что-то не разнимала сцепившихся жеребцов!
- Это кто меня жует?! Это что за хищные лошади тут завелись? Это что за ужасный ужас?
- Рыжий, что ты делаешь? Чего ты с ним нюхаешься? Это ни разу не кобыла, а такой же брутальный лошадиный мужик, и донюхаетесь вы до драки!
Айбеки косился на меня с некоторым испугом.
Вернулась Лена, и мы занялись Флэшем. Нужно было перебинтовать раненую ногу - вывели коня на развязку, стоим, боимся. Огромный жеребец и мы, две пигалицы - если ему что-нибудь не понравится, от нас останутся брызги на потолке.
- Давай я буду держать, а ты промывай и бинтуй. Если что - сразу отскакивай, - решилась я.
- Рыжий, солнышко, дай ножку, мой золотой! - я перекрестилась и залезла под коня. Флэш доверчиво дал мне ножку, Лена опустилась на колени и принялась за обработку. Время от времени она поднимала ко мне сосредоточенное бледное лицо, и я видела, что ей тоже страшно.
Лошадь на трех ногах долго стоять не может, а моя спина - ненадежная подпорка. Флэш пошатнулся, выдернул у нас ногу и... опустил её на мою.
На ипподроме мне не раз отдавливали ноги лошади, и это было более чем неприятно: на каждое копыто коня приходится больше центнера живого веса.  Кованое копыто прикоснулось к моей ноге, обутой в кроссовку, и Флэш как ошпаренный отдернул ногу. Не наступил!
- Умница ты моя! - Я обняла жеребца за шею, а свободной рукой достала из кармана кусок сахару и сунула ему в рот.
Когда Лена закончила обработку, я пристегнула к недоуздку чумбур и повела жеребца пастись. Флэш жадно потянулся к сочной траве, но вдруг поднял голову и взглянул на меня с выражением, с которым воспитанный мужчина спрашивает даму: "Вы не в претензии, что я курю?"
- Ешь, ешь, мой хороший!
Коню, даже больному, требуется моцион - хотя бы пятнадцатиминутная прогулка в поводу. Честно сказать, поначалу я держалась настороженно: чистокровный жеребец, да застоявшийся, да кобылы - соседки по конюшне в охоту пришли, ржут, испускают флюиды. Ну как яриться начнет? Но могучий конь шел за мной как балерина на пуантах, не тянул, не дергал, слушался эфемерного поводка, который не удержал бы мою собаку. И поминутно отрывался от вкусной травы, чтобы прислониться ко мне боком, плечом, головой, напрашиваясь на ласку. Он так был благодарен за то, что я им занимаюсь, уделяю внимание, так старался быть хорошим, не обидеть меня, не рассердить непослушанием!
Кстати, и встретил он меня как родную - ржанием и попыткой выпрыгнуть из денника, чтобы обнять-поцеловать. Понятия не имею, отчего так получается, почему, стоит мне разок проехать лошадку, она начинает любить меня как сорок тысяч братьев.
- Что, рыженький, скучаешь по хозяйке? Оксанка-поганка бросила коня? - печальный вздох...
Какой же он большой. Когда на нем сидишь, это не так заметно, но когда стоишь рядом - ууу... Прислоняешься - как к забору, кладешь руку на холку - как на русскую печь. И это он еще тощий, как скелет - болезнь-то не красит...
Единственное, что Флэш делает неделикатно, - берет лакомство. Он ощеривается и схватывает его зубами, кажется - ам! и пальцев как не бывало!
Грустный постскриптум.
К несчастью, красавец Флэш тем же летом погиб от сердечного приступа, не перенес жары. Прощай, Флэш. Мы были знакомы недолго, но ты успел стать мне родным. Спасибо тебе, мой хороший...