Дивный сон

Лариса Степанова Сказочница
Жил на свете как-то царь -
Распрекрасный государь,
Что народом был своим
За деяния любим.
Только жаль, что его дочь,
Вредничала день и ночь:
Всё не эдак да не так -
Ей не угодишь никак.
До того уж доходило,
Что прислугу она била.
Царь хоть был в делах и скор,
Не вступал с ней в разговор:
Ведь единственная дочь,
Угодить он ей не прочь,
Сам её избаловал,
Быть такою повод дал
И со временем привык,
Где она, там шум и крик.
       ***
Но как дочка подросла
Стать и силу обрела:
Час замужества настал –
Жениха ей царь искал.
А она всё: «Не такой –
Тот высокий, тот худой,
Толстый тот, а этот мал!»
Царь от этого устал:
Рассердился он всерьёз,
Речь такую произнёс:
«Вот что, Дарьюшка, скажу –
Тебе, видно, угожу:
Тот в мужья тебе сойдёт,
Кто сейчас сюда войдёт -
Пусть хоть беден, хоть богат,
Буду каждому я рад!»
Она руки враз в бока:
«Лучше уж за лесника –
Там,  в лесу, хоть нет людей,
И приволье меж зверей!».
Царь затылок почесал,
Чародея враз позвал,
Молвил твёрдо он ему:
«Что скажу – быть посему!»
Тот согласен: «Раз, два, три,
Чего надо – говори.
Но запомни – только раз
Чудо сделаю сейчас,
А назад расколдовать
Не смогу его опять…»
«Ладно. Понял», - царь сказал
И на дочку указал:
«Хочет Дарья к леснику,
Чтоб женою быть ему.
То не мой - её каприз:
Будет леснику – сюрприз».
А царевна  хохотать:
«Лучше мне лесничей стать,
Чем терпеть указы ваши –
Жизнь лесная по мне краше!»
Показала всем язык
И… исчезла в тот же миг.
              ***
А в лесу лесничий жил:
Евсей, парень добрый был.
Рос он с детства сиротой -
Лес ему, как дом родной:
Знал в округе птиц, зверей,
Сторонился лишь людей,
Из лесу не выходил,
К ним дорогу позабыл,
Содержал в порядке дом -
Очень скромно было в нём:
Стулья, стол, сундук, кровать
Да гамак, чтоб подремать.
Дом его стоял в глуши,
Где не видно ни души.
А Евсей и рад тому:
Тишина в его дому,
Да и в чаще благодать...
Ну чего ещё желать?
Как-то днём он приустал,
Лёг к гамак и задремал…
И приснился ему сон:
Будто женихом стал он...
А невеста хоть красива,
Но сварлива и криклива,
Да к тому же дочь царя…
Он сказал: «Всё это зря,
Я не рад такой жене,
Она явно не по мне!»
А священник твёрдо им:
«Говорю вам обоим,
Вы должны в согласье жить
Да хорошей парой быть».
Тут Евсей ему в ответ:
«А чего попроще нет?..
Не желаю жить с такой,
Сам я парень-то простой…»
Но священник отвечал:
«Поздно, я вас обвенчал.
И не стоит горевать:
Жену можно воспитать.
Ну а Дарья хоть сложна,
Будет верная жена».
«А не справлюсь вдруг?» «Ну что ж,
В глушь лесную отведёшь
И оставишь там одну…»
Парень крикнул: «Не пойму
Это что я должен сам
На съедение волкам
Отвести одну девицу?!
Нет, так дело не годится!
Видно, ты совсем рехнулся…»
И, сказав так, вдруг проснулся.
Только он глаза открыл:
Удивлён немало был -
Дева за столом сидит!
Подбоченясь, говорит:
«Это ты что ли лесник,
Что один тут жить привык?»
Тот привстал, лоб почесал:
«Где-то я тебя видал…
Стой, мне снился дивный сон, -
Произнёс, смутившись он, -
Что ты стала мне женой…
Из семьи ты не простой…»
Тут она как закричит:
«Ну-ка, дурень, замолчи –
Вовсе я и не жена!»
«Но женою быть должна,
Так мне батюшка сказал,
Нас с тобою обвенчал.
И к тому ж предупредил,
Чтоб с тобой построже был,
Хоть, мол, дева и красива,
Но криклива и спесива…»
«Что-о-о?! Так прямо и сказал?!
С кем связался он - не знал!»
Ещё больше она злится:
«Да, представь, ведь я - царица!»
И рукою повела,
Павой по избе пошла…
Ей Евсей : «Да-а, хороша,
Но испорчена душа…
А ведь это не пустяк,
И совсем не добрый знак».
«Замолчи!» – та вновь кричит -
И в него кувшин летит.
Он поймал его: «Постой,
Ты повежливей со мной!
И скажу тебе, девица,
Не желал ведь я жениться…
Ну а батюшка: «Судьба…
Обвенчал нас, не любя…»
А она: «Ты дуралей!»
Он в ответ: «Нет, я Евсей.
Не дурак, нормальный я,
А ты – жёнушка моя».
«Вот заладил, нету сил!»
«Я ж тебе всё объяснил –
Спать я лёг, сон увидал,
Там нас батюшка венчал –
Всё как будто наяву…
Правда, я сказал ему,
Что мне делать-то с тобой,
Коль не станешь ты иной?
Он ответил, чтоб тебя
В глухомани бросил я.
Я ему: «Да ты рехнулся!»
Так сказал и враз проснулся…»
Тут она кричать опять
Каблучками в пол стучать.
Он спокойно ей в ответ:
«Хочешь, Дарья, дам совет?»
А она: «Как меня звать
Тебе-то откуда знать?»
Он ей: «Да сказал ведь честно –
Всё от батюшки известно…»
Тут царевна снова в крик:
«Надоел ты мне, лесник,
Лишь одно и слышу я –
Себя прочишь мне в мужья!
Положу тому конец -
Свой пойду искать дворец:
Чем с тобою препираться,
Лучше там мне развлекаться -
Там простор и красота,
А здесь глушь и беднота…»
Ну а он ей: «Не держу,
Если хочешь, провожу».
«Справлюсь как-нибудь сама –
На дворе ведь не зима.
Да и много тебе чести,
Чтоб гулять со мною вместе».
Ножкой снова она - топ,
Входной дверью громко – хлоп
И отправилась тропой
Во дворец к себе домой…
Но не ведала о том,
Что не близко её дом.
А лесник вслед: «Пусть идёт -
Вечером назад придёт…»
Вышел на крыльцо светлицы,
Тихо свистнул – сразу птицы
Стайками к нему спешат:
«Что случилось? - говорят:
Ты зачем нас всех позвал?»
Он затылок почесал:
«Да женился нынче я…
Только жёнушка моя
От меня сбежать решила…
Пусть денёк бы побродила,
Побыла бы в тишине,
Ну а вечером ко мне
Возвратиться нужно ей,
Вздорной женушке моей.
Так в дороге охраняйте,
Глаз с неё вы не спускайте,
Укажите путь назад…»
Те за Дарьюшкой летят…
Ну а труженик Евсей
Взялся за дела бысрей:
Хочет гостью удивить -
Всё прибрать, еду сварить.
Незаметно минул день,
Ночи опустилась тень…
Тут дверь в избу отворилась:
Дарьюшка назад явилась
И сердито изрекла:
«Путь домой я не нашла!
Ничего, завтра опять
Буду замок свой искать!»
А Евсей ей: «Ты садись,
Да с дороги отдышись,
За день ведь, поди, устала,
Во рту крошки не держала?..»
Та кричит ему: «Отстань!
Лишь настанет утра рань,
От тебя, лесник, уйду –
К замку тропку я найду!»
Тот по-доброму глядит:
«Ужин на столе стоит,
Хоть не царская еда,
Да то вовсе не беда».
Но её уж сон сморил:
Значит день нелёгким был…
А наутро она снова
В лес идти одна готова.
Только удалилась… Тот
Снова птиц, зверей зовёт -
Все друзья к нему спешат:
«Чего надо?» - говорят.
«Да женился нынче я,
Но вредна жена моя –
В замок хочет воротиться.
Вы ж, зверята и все птицы,
Дарьюшку не обижайте,
Всюду деву охраняйте,
И обратный путь сюда
Укажите без труда».
Те кивают лишь в ответ
И спешат за Дарьей вслед.
…Но лишь солнце на закат –
Воротилася назад…
Но на сей раз не кричит,
Села у стола - молчит.
А лесник ей: «Ты немало
По лесу весь день плутала,
Видно, очень голодна…»
Но ответила она:
«Ягод я в лесу нашла,
Белка мне орех дала
Да с медведем повстречалась,
Сразу даже испугалась,
А он очень добрым был ,
Мёдом вкусным угостил…
Завтра снова в лес пойду,
Замок всё равно найду!»
Так сказала, прилегла -
Тихо до утра спала…
Ну а утром поздно встала –
Лесника как не бывало…
Поглядела – стол накрыт,
Всякая еда стоит,
В кувшине букет цветов -
Так хорош, что нету слов!
Дарья встала, потянулась
И впервые улыбнулась.
Тут решила съесть пирог -
В нём малинки свежий сок.
Удивлённо изрекла:
«Очень вкусно! Ну дела,
Ведь сказать могу я смело -
Лучше во дворце не ела!».
Ягод горсть взяла с собой:
Вновь пошла лесной тропой…
Но и в третий раз подряд
Воротилася назад.
Так ходила много дней…
Но наскучило то ей,
И она вдруг снизошла,
Речь такую завела:
«На меня не злись, лесник,
Жить ты тут, в лесу, привык,
Быть в глуши и в тишине,
Но всё это не по мне –
Укажи мне путь домой,
Награжу тебя с лихвой,
Тот же глупый сон забудь –
И как прежде счастлив будь».
Он ответил: «Я б сказал,
Если б путь-дорогу знал,
Просто так – не за награду,
Мне чужих даров не надо…
У меня богатства есть,
Их в лесу немало здесь».
И поведал ей о том:
Как отец был лесником,
Как любила его мать –
Семьи лучше не сыскать!
Да беда случилась вдруг:
Матушку свалил недуг…
И остался он с отцом –
Жили тут они вдвоём…
Да недобрая рука
Ранила вдруг лесника:
Много крови потерял…
Умер… Сиротой он стал:
Сторонился всех людей -
Жил один среди зверей.
Дарья на него смотрела,
Поразмыслив, пожалела:
«Не грусти, приятель мой,
В лес возьми меня с собой
Да владенья покажи,
Обо всём мне расскажи…
Ну а батюшка мой – царь,
Очень мудрый государь:
Станет сам меня искать,
Чтоб назад домой забрать -
Любит он меня ведь очень,
И я его между прочим…»
А лесник ей: «Буду рад
Показать тебе зверят
Да и птиц пернатых тоже –
Лес без них ведь жить не может.
И просил всегда я их,
Всех друзей своих лесных,
Чтоб тебя сопровождали,
Где ты будешь – охраняли».
Та, смутилась: «Поняла -
Под присмотром я была…»
Они оба рассмеялись.
С той поры уж не ругались.
И подряд не один день
Леснику совсем не лень
Дарью в лес сопровождать –
Все красоты показать.
Говорит она: «Постой,
Лес-то твой совсем другой -
Хоть он с виду молчаливый,
Изнутри-то говорливый…»
И еще она призналась:
«Раньше я его боялась,
А теперь мне с каждым днём
Интересней бывать в нём».
         ***
Дней немало пролетело…
Дарья как-то присмирела:
Порой варит, даже шьёт,
А потом и в лес идёт…
Звери, птицы – все за ней,
За любимицей своей.
…Только топот раз и лай
Она слышит невзначай…
Топот громче, лай сильней…
Не почудилось ли ей?
Быстро вышла на крыльцо –
Там знакомое лицо:
Царский писарь перед ней!
Тут она к нему быстрей:
«Я вас столько здесь ждала –
Вечность в чаще провела!»
Он ответил: «Мы в лесу
Промышляем на лису -
Вас не чаяли найти,
Надо ж так вот повезти!
Царь без вас так горевал,
Что бедняга захворал».
Та в ответ: «А посему,
Нужно мне скорей к нему!»
В рог он дует позвучней,
Чтобы всех созвать людей.
Вмиг охотники явились,
Низко в пояс поклонились,
Удивлённые глядят:
«Уж как царь-то будет рад!»
И с ней мчатся во дворец,
Где горюет царь-отец…
И молва тут разнеслась –
Дочка царская нашлась!
Царь как дочку увидал,
Вмиг здоровым, бодрым стал,
И на радости такой
Закатил он пир горой.
Ну а дочь похорошела,
Подобрела, поумнела,
И толпою женихи
Просят Дарьюшки руки.
Но царевна всем в ответ
Отвечает снова: «Нет».
Не поймёт царь: «Что такое?
Меня это беспокоит,
Женихи как на подбор –
У них умный разговор,
При них удаль есть и стать,
Краше просто не сыскать!»
Тут она и говорит:
«Сердце девичье болит…
Только я сказать не смею,
Но и врать-то не умею…»
Тот обнял её: «Скажи,
Да в себе то не держи…»
Та призналась: «Знай, лесник,
Тот, что жить в лесу привык,
Сердце девичье сразил -
Он один мне только мил…
Понимаю – не ровня,
Но пойми, отец, меня…»
Царь вздохнул и так сказал:
«Я тебя к нему послал
И хочу признать - не зря,
Ведь тобой доволен я:
Смог тебя он изменить -
Значит вместе вам и быть».
Радостно то слышать ей:
«Знай, зовут его Евсей».
Он в ответ: «Пошлю я слуг,
Чтоб сюда явился друг».
Едут в лес два седока,
Чтоб доставить лесника.
День прошёл, второй и третий –
Тот со слугами не едет…
Новых слуг царь посылает,
Но и эти  исчезают.
Лес, видать, тот не простой…
Дарья батюшке: «Постой,
Больше слуг не отправляй,
В лес меня ты отпускай…»
Как отец ни возражал,
Но он дочку свою знал:
Коли что она решила –
Соглашаться надо было…
       ***
И вот по лесу она
Скачет на коне одна...
Вдруг медведь навстречу ей,
Девушка ему: «Эй-ей,
Косолапый, погоди
И к Евсею проводи».
А медведь в ответ: «Беда,
Не идёт он к нам сюда -
Дома он один сидит,
Как ушла, так и грустит.
Да и ты ведь убежала –
Ему слова не сказала.
Он горюет по тебе…»
Вскоре прибыли к избе.
Дарьюшка в неё вошла,
Быстрым взором обвела:
За столом сидит лесник,
Явно не здоров, поник…
А она: «Я за тобой,
Ты ведь муж законный мой.
Ну а я – твоя жена
И с тобою быть должна».
Тот печально ей в ответ:
«У меня жены-то – нет…»
«Так уж нет? Сам ведь сказал,
Что нас батюшка венчал!».
«Да то было ведь во сне…
И царевна не по мне:
Я лесник - парень простой».
«Хоть простой да холостой,
Вот и спрашиваю я –
Возьмёшь в жёны ли меня?»
«Не шути ты так, девица,
Возвращайся-ка в светлицу -
На тебе я не женюсь!»
«Тогда здесь я остаюсь!
Пусть царь-батюшка страдает,
Даже с горя помирает», -
Твёрдо Дарья говорит.
Евсей встал, в окно глядит…
А там столько птиц, зверей -
Все кричат: «Женись на ней!»
А она ему опять:
«Не привыкла отступать -
Здесь в сторожке остаюсь!»
Тот с улыбкой: «Что ж, женюсь…
Жалко батюшку-царя,
Что губить его зазря?».
«А пути другого нет!» -
Дарьюшка, смеясь, в ответ.
Подошёл к царевне он:
«Это правда дивный сон -
Я тебя так долго жал!»
И… её поцеловал.
Она тихо изрекла:
«Ты прости, что я ушла,
Ведь тогда не понимала,
Что здесь счастье повстречала:
Для меня ты был смешной –
Парень с доброю душой.
А расставшись, ты во сне,
Наяву являлся мне,
Сердце встреч просило вновь,
Поняла я – то любовь…
Лишь отец о том узнал,
Тебя видеть пожелал -
Так отправимся домой,
Суженый теперь ты мой.
Сразу свадьбу заведём
Да счастливо заживём,
И пусть длится дивный сон -
Только б не кончался он!».
Сели вместе на коня,
Дома были в конце дня.
Царь с порога: «Вот и славно -
Заживём теперь исправно!»
Тут и слуги все явились
Те, что  в чаще заблудились.
И весть царство обошла:
«Дарья жениха нашла -
Он и статен, и пригож,
Главное, душой хорош,
И царевне он под стать,
И царю прекрасный зять!»