Вот и вновь я на родину еду...

Сергей Чепров
         Через несколько дней после того, как был взят билет на поезд, вдруг раздался телефонный звонок от старого друга из Бийска  Димы, водителя-дальнобойщика: «Дядя Сережа, ты, вроде бы, собирался  на малую родину, так я сейчас гружусь в Новороссийске. Если желаешь – можешь уехать со мной». Весть, конечно же, радостная.  Сдаю билет и сажусь в автобус. От  Темрюка до Новороссийска всего-то около ста километров. Объятия, восторги и расспросы (не виделись, как-никак, три года). И вот уже дорога домой (а как иначе скажешь!) почти через всю Россию.  MAN, это вам не Камаз: здесь и телевизор, и холодильник, и свой микроклимат, и два спальных места. Катись – не хочу…
   «Вот и вновь я на родину еду
   Сбросить цепи душевных оков…»
  Эти пронзительные строки из стихотворения моего друга и поэта Анатолия Краснослободцева преследовали меня все пять дней пути с Тамани на Алтай. Все-таки, три года не был на родине. Как там? Изменилось ли что-нибудь? И в какую сторону?  Конечно, весточками с друзьями и близкими обмениваюсь постоянно, городские новости отслеживаю через интернет, но, чтобы вот так побродить по знакомым с детства  улочкам,  да посидеть-потолковать с цигаркой в тесном кругу верных товарищей, - это совсем другое дело. Это тебе не виртуальная реальность. И сбросятся ли, наконец,  тяжелые «цепи душевных оков»?

   Первое, что поразило, - ранняя весна на Алтае. Такого не припомню. Ну, думал, еще только середина марта, налюбуюсь вовсю на сверкающие под солнцем  белизною снежные поля,  поброжу по сугробам в тиши зареченского бора да посижу над лункой на Бии. Ан нет…  Снег стаял, лед прошел, -  только грязь да лужи. Непригляден город в такое время, когда еще не убран мусор, скопившийся за зиму,  и на дорогах как-то сразу вдруг повылазили все ямы да ухабы.  Проще сказать – дорог в городе нет. Такие рокады я видел только в Крыму. Но там их начинают, все же, восстанавливать. А здесь до боли тронула душу удручающая картина: под моросящим дождичком один понурый рабочий засыпает на центральной улице глубокую яму кирпичным боем, а другой прихлопывает все это совковой лопатой да притаптывает сапогами. И это во времена, когда «…космические корабли бороздят просторы Вселенной, а на сцене Большого театра…»   Век нанотехнологий. Грустно как-то…

   Побывал  на заседании литобъединения «Парус», которое посещал долгие годы. Приятны встречи со старыми друзьями, есть чем поделиться и что обсудить. Но, как показалось, круг сузился: ни одного свежего лица, ни одного молодого голоса.  Неужто юность перестала влюбляться да писать стихи? А ведь когда-то было шумно и многоголосо, спорно и весело.  Да и собирались постоянно в педакадемии, где по сути своей должна царить атмосфера молодости и задора.  Видать, не ко двору пришлись, дохода от поэтов никакого.  И в ходе встречи разговор как-то все чаще скатывался в политику: тревожное время нынче, неспокойное, нужда достала. Но, все же, надеются и верят люди, пишут стихи и прозу,  издают книги и журналы. Вот на Кубани с этим посложнее. Там писательство на более дальних планах, а на первом – казачьи песни и пляски. Уж таков менталитет кубанцев, таковы давние традиции.  Да и политикой, как внутренней так и внешней, интересуются гораздо меньше. Хотя и Украина под боком, и до Крыма от нас ничуть не дальше, чем от Бийска до Маймы, но это мало кого волнует. Это не темы для разговора.  Главный интерес здесь – свой садик с вишенками-черешенками  да загончик с кабанчиками, а еще и наплыв отдыхающих в курортный сезон.
    Вот и  кое-кого из знакомых в Бийске уже не застал: кто в Новосибирск съехал, кто в тот же Краснодарский край.  Бегут люди от нужды и безработицы, от неухоженности и безразличия местных властей.  Бегут в поисках лучшей жизни.  А найдут ли…  Кстати, на Тамани довольно много сибиряков. Это и переселенцы с Алтая, и вышедшие на пенсию шахтеры Кузбасса и нефтяники Тюмени. За три года, что мы здесь, окончательно убедились, что прожить тут на пенсию гораздо легче, чем в Бийске (я имею в виду Тамань, а не курортные города черноморского побережья). Удивляет, конечно, почему там, где климат мягче и лучше, где не нужно шуб и валенок, где цены на продукты ничуть не выше, а на многое даже ниже, где платежки по ЖКХ (если в каждой квартире свой автономный газовый котел на тепло и горячую воду) намного справедливей, где два моря в шаговой доступности, почему же там прожиточный минимум выше, чем в суровых сибирских условиях?!  Согласитесь, несправедливо это. Поэтому, кажется, и «цепи душевных оков» окончательно не сброшены.  И уже соскучился по дому, по рыбалке, которой лучше,  чем на Кубани, не найдешь больше нигде. Рыбалка здесь отменная, скажу я вам.

   Обратная дорога была примечательна тем, что в нашем купе (плацкартном отсеке) из шести человек оказалось пять женщин примерно моего возраста и немного моложе.  Всю дорогу они каждые два часа пили таблетки, утром и вечером мерили давление, постоянно что-то ели, даже ночью, и в то же время переписывали друг у дружки рецепты похудения. Меня, честно говоря, закормили. Все поругивали, что так мало ем, хотя замечали, что нахожусь в отличной форме, когда легко запрыгивал на верхнюю полку и скоренько бегал им за кипятком.  Если бы я съел все, что мне там предлагалось, то до дому вряд ли доехал бы. Но, слава Богу, путешествие закончилось благополучно. И теперь, в первую очередь, на рыбалку. 


                Сергей  Чепров, г. Темрюк.