Людмила Даниловна. Повесть. Глава первая
"благодарю и вспоминаю,
в делах и в мыслях продолжаю
всё то, что было Вами нам дано :
ученики мы Ваши так давно."
Шестопаловой Людмиле Даниловне
посвящается
ЛЮДМИЛА ДАНИЛОВНА
ПОВЕСТЬ
Пролог
Приходит время вспоминать прошедшее вот так, за письменным столом.
Событий тех и всех, кто был и остаётся к нам навечно в сердцах и в Душах Солнечным огнём. Таких людей немного, но достаточно, чтоб жизнь твоя была чиста, честна по отношениям к тебе известным и в памяти других к тебе , к тебе, простому, неизвестному, но человеку в общей всем судьбе.
Мы столько лет знакомы … Ещё ближе за годы после школы … парадокс ? Наверно, нет ; мы до сих всё слышим гул класса прежнего, растущий и радушный голос к нам годов.
Да, с «пятого» узнали и признали заботу и внимание любви ; да, было нам тогда, совсем не маленьким, понятно многое из жизней из своих.
Росли мы не в достатке и не в комнатах дворцов элитного жилья : обычные квартиры, большинство --- «хрущёвки», да частные дома в уютном , были времена, посёлке … Ходили в гости, бегали и по дворам. Там было интересно и доступно точно по силам нашим и умению терпеть в тех играх детских справедливых и уместных, там начинали слово мы держать и верить в «честно пионерское» … Так обретали мы закалку и корни прорастали наши здесь.
Теперь качаем головами : О, времена ! О, нравы ! Только Интернет и «что поесть», да зависть и глубокое бездумье, ведущие так часто неразумно к тому, что неприятен смысл слова «честь» ...
Эпохи миновали … мы --- другие, во многом разошлись в привычках и в делах ; теперь не часто встретишь те, родные, глаза и мысли, поступки и понятие «ты --- наш».
Увы и ах … но безпощадно время разводит часто прежние мосты --- в столь редких встречах нет тех откровений, которыми делились прежде мы.
Ну что ж, ну что ж, спокойно примем этот печально объективный факт ; никто и никогда нам не ответит, не назовёт причины … Вот случилось и происходит именно вот так.
Хотя бывает иногда, что сбой даёт система «всегда и всё лишь для себя, своих» --- и вот тогда , нежданно, откровенно, смело вновь признаём самих себя, себя самих опять звеном, частицей неизменной той прежней, класса, общей всем вселенной, в которой сущность бытия по-прежнему проста, чиста, желанна, сокровенна : за партами судеб живые все друзья …
Мы --- не чужие : просто отдалились, в мирах своих стремительно несясь, от тех орбит, которые нам были дарованы тогда, в по-прежнему нам лучших, временах … но сохраняем, укрепляем связь теперь лишь с теми, кто и к нам, светясь, стремит общения упрочить вязь.
Связь интереса, понимания, заботы о семьях наших, о самих себе : приходится по-прежнему работать столь многим … так неуютно в новой всем стране.
На пенсии одной … единственно чтоб выжить. Вот отчего приходится терпеть обманы, обещания все пышные … И, «Главное, ребята, сердцем не стареть !» ???
Но может быть — всем — стоит захотеть достойной жизни, правды, справедливости, того над всеми, что Истина --- то Высшее, что быть должно всё в Обществе приличном разумным и достаточным прологом во имя Настоящего, Сегодня идущего в дарованный от Солнца Свет : тогда лишь Будущее может стать реальным …
Но нам сей час туда дороги нет. Пока такой все знаем столь болезненный ответ : всё --- ложь, приветы - на обед … И обещаний прежних блуждающий блудливый след …
Глава первая
Попробую теперь обычным слогом, привычной прозой далее идти. Верлибр … он хорош, вот только ненадолго бывает так речист и быстр.
Людмила Даниловна родом с Южного Урала, уроженка Белебея, одного из современных промышленных городов на территории Башкирии, который на тот момент времени был обычным рядовым центром сельскохозяйственного района, и лишь в предвоенные и особенно в годы Великой Отечественной войны, вырос в достаточно большой город с развитой промышленностью.
Людмила Даниловна 1927 года рождения, средняя по возрасту среди своих сестёр, старшая из которых, увы, и по болезням и по иным причинам теперь покоится на одном из кладбищ Краснодара, ближе к микрорайону Авиагородок …
Младшей сестре, проживающей в том же доме, построенном в 1938 или в 1939 году для лётного состава РККА \ Рабоче-крестьянской Красной армии \ --- табличку помню, дату — нет , --- в самом начале улицы имени Седина, в почти соседнем подъезде, вместе с семьёй дочери, годы тоже значительные …
Первые годы жизни и начальная школа были для всех сестёр не простыми : подробности не привожу по причине схожести судеб многих и многих в те времена ; рассказы и самой Людмилы Даниловны и её сестер памятны, удивительны, вызывают не столько удивление, столько восхищение, уважение к людям, прошедшим такие серьёзные по жизни испытания.
Если с нашей учительницей истории, а затем и обществоведения, нашей безсменной классной руководительницей от «пятого по десятый», великим человеком, замечательным Учителем, Людмилой Даниловной, познакомился вместе со всеми, кто продолжил учёбу в одном классе после начальной школы, в таком теперь далёком 1966 году ! , то с её сестрами впервые увиделся сначала в квартире одного из домов в совхозе «Бугры», тогда существующего практически за окраиной растущего строительством новых жилых районов Ленинграда, а затем довелось общаться в Балаково, Саратовской области, и несколько раз в Краснодаре … такая вот сложилась последовательность мест работы в школах и проживания, соответственно, в непохожих для жизни обстоятельствах многих городов .Если бы, если бы … вовремя знать, использовать, реализовать существующие тогда, в нормальные советские времена законы и реальные свои права, то во многом можно было избежать действительно знаковых потерь, необязательных проблем, тех потрясений, что впоследствии выпали в судьбе …
Вместе с Людмилой Даниловной в наш " пятый А " класс был зачислен её единственный сын и ещё несколько новых учеников и учениц. Так что до окончания "восьмого А " нас было очень и очень много : то ли 37, то ли 39 человек --- на фото не могу полагаться, потому что не все могли быть в единственном на весь рабочий посёлок фотоателье в день съёмок на общую фотографию. По традиции, весной и осенью каждого года.
Если вспомнить общее число учеников с первого по четвёртый класс --- 40-41человек --- то практически не было перемен в ощущении постоянства учеников … за всеми деревянными партами, в три колонны, свободных мест не было, да и не помню, чтобы кто-то был без соседки или соседа за одной партой.
И вот всем этим стремительно вырастающим девочкам и мальчикам вновь улыбается жизнь : труд нашей первой изумительной учительницы, Валентины Михайловны, продолжает такой же великий сердцем и Душою человек, Людмила Даниловна …
Которой, разумеется, становилось сложней, интересней, безпокойней за доверенных её заботе, её воспитанию, её обучению школьников, стремительно меняющихся не только внешне, но и в отношениях между собой, а поэтому так умело и незаметно для нас было создано понимание неизбежности выполнения самых главных правил общения, кроме обязательных пионерских.
И во время своих уроков по истории, и при еженедельных « классных часах», проводимых обычно после завершения уроков, иногда с участием родителей, приглашённых по причинам не только состояния поведения и уровня учёбы своих детей, но и для «индуктивных» влияний рассказов взрослых людей о работе, о жизни, о том, что происходит и может происходить в тогда для нас очень далёком взрослом мире.
Вероятно, памятуя о предвоенных и военных годах, о сложности и трагичности тех событий, о своём личном и всей страны опыте, взрослые стремились, без высоких назиданий и непонятных детям слов, показать, объяснить, убедить нас, школьников мирного и относительно не голодного времени, в том, что надо учиться не для оценок, но для знаний, для самоуважения, для того, чтобы уметь пользоваться своими способностями, не задирая носа, но обязательно помогать товарищам и в учёбе и на уроках труда и во всех внешкольных мероприятиях, например, уборка закреплённой территории возле школы, на улицах нашего рабочего посёлка, затем, класса с шестого-седьмого, выезды в сентябре каждого года на уборку картофеля, а в летнее время, было такое, отработки на прополке в ближних к нам совхозе и колхозах : пропалывали километры рядов сахарной свеклы, кукурузы, были работы по яблоневому саду, по кустам - посадкам смородины …
Начиная с мая месяца 1967 года начались наши совместные, в составе почти всего класса, походы в не очень близкий лес, находящийся примерно в трёх километрах от школы, где назвали «своею» одну из больших уютных солнечных полян на опушке, которая теперь осталась лишь на фото и в памяти : лес стареет, и поэтому прежние деревья были спилены, а на их месте были высажены новые берёзы, сосны, дубы, рябины …
Но эти все перемены произошли гораздо позже, лет через десять-пятнадцать после окончания нами школы.
Главное, нам было интересно, полезно, необходимо именно вот такое общение, узнавание и признание друг за другом новых, зачастую в школе не видимых, не открываемых, сторон личностей, пусть и малых по возрасту, но действительно имеющих такие различия не только в решениях задач, ответах на параграфы, в самом поведении, порою не естественном в стенах школы, под присмотром и опасением наказания за то, что взрослыми считается не правильным, не хорошим поведением. А выход энергии должен был быть.
Да, были в Доме пионеров несколько кружков : авиа- и судомодельный, танцевальный, для желающих рисовать --- названия этих помню, иные же в памяти отсутствуют.
Но попасть в эти кружки было трудно : помещений мало, количество занимающихся ограничено ; спортивных же секций, по-настоящему организованных профессиональными тренерами в посёлке практически не было, разве что по доброй воле учителей физкультуры и некоторых футболистов из местной команды, старше нас, школьников, по возрасту --- многие работали на предприятиях после службы в армии и на флоте, и очень даже добровольно и безплатно проводили занятия то на стадионе, то в единственном тогда спортивном зале поселкового Дома культуры.
Само собою, мы, мальчишки того времени, «шестидесятых- семидесятых» годов двадцатого века, увлекались дворовым футболом --- когда на пустырях на окраине посёлка, когда на условном поле на территории своей школы --- начиная с мая месяца по сентябрь, октябрь, до начала сильных дождей.
Зимой играли в хоккей, то прямо на улицах, благо некоторые из них были тогда закрыты для автомашин, или же сами заливали площадки во дворах наших многоквартирных домов, бегали чаще всего в валенках --- коньки, тем более хоккейные, были недоступны по причине отсутствия в наших магазинах, или же по финансовым соображениям, даже если эти коньки можно было приобрести в больших городах, потому чаще бегали на простых, обыкновенных, за три-пять рублей, не защищающих ноги при игре с шайбой. "Канадки" были мечтою ...
Ближе к году 1970 -му в посёлке появились две хоккейные «коробки» : сделанные из дерева борта площадки, из б\у труб сваренные ворота, сетка которых была недолговечна и при нечестной игре некоторые забрасывали шайбы не в створ ворот, но точно сбоку …
разметки не помню, играли без судей, из-за чего удаления были за явные нарушения и при взаимном согласии играющих команд … Холода не боялись, раздевалок не было, всё по настоящему, реальная зимняя обстановка.
Иногда некоторые из нас, имеющие знакомства с персоналом стадиона, работниками проката, брали на игры, когда между классами, когда между дворами, коньки оттуда, но тоже обычные, - понятно, не «ножи» для скоростного бега.
Немногие из ребят могли позволить себе именно хоккейные коньки, да и ноги росли быстро, при почти общем среднем достатке на каждый сезон покупать не удавалось, поэтому приобретали друг у друга « с рук ». Пока лезвия коньков ещё можно было затачивать.
Людмила Даниловна одобряла нас, своих учеников-мальчишек, в занятиях таким вот доступным спортом ; её сын, Володя, гонял с нами и в хоккей и в футбол, при том, что предпочитал музыку, чтение, рисование при вполне приличной учёбе, да и большая часть нашего класса была в «ударниках» и в «отличниках», то есть училась в основном на «четыре» и «пять».
Помню такой момент из своей биографии : была добровольная секция по футболу,
организованная одним или двумя футболистами местной команды «Энергия», занимались два или три раза в неделю в спортивном зале ДК, по вечерам, зал был в нашем распоряжении безплатно, Разминка, тренировка, даже работал душ. Было интересно, полезно, развивались. Помню самого себя и тех, кто бежал на разминке рядом, в отражениях окон, закрытых деревянными решётками, невысокий потолок спортзала : от пола до него, до сих пор, всё те же четыре - пять метров, что вынуждало нас играть больше пасом по полу или чуть выше.
Прозанимался в этой спортивной секции осень и зиму и весну всего «седьмого» класса.
Тогда же увлёкся чтением --- надолго пристрастился --- еженедельника «Футбол-Хоккей», экономя на одном пирожке стоимостью пять копеек ; удовольствие было от приходящего понимания большой игры, от хорошего стиля журналистов этого издания, от возможности делиться информацией с друзьями, с одноклассниками, с теми, кто играл в футбол и в хоккей.
Но вот увлечение моё и перемена места приложения сил с учёбы на спорт не прошли мимо внимания нашей классной руководительницы Людмилы Даниловны : оценки стали ниже, да я, сколько себя помню учеником --- что в первом, что в десятом классе --- никогда не гонялся «за цифрой» , важнее были знания, умение решить пример, задачу, понять смысл параграфов по устным предметам … Домашние уроки делал достаточно быстро, разве что почерк оставлял желать лучшего : особенно по русскому языку и литературе доходило до того, что наша учительница, Валентина Игнатьевна, часто не проверяла --- знала мою грамотность --- но ставила всегда или «тройку» или «четвёрку» именно за стремительность и неразборчивость почерка, тем более когда в старших классах перешли на шариковые ручки.
Так вот, Людмила Даниловна нашла время, поговорила со мной лично, - никто не слышал нашей беседы --- убедила в том, что если не подтяну успеваемость и постепенно отойду от интереса к учёбе из-за предпочтения спорту, футболу в частности, то могут очень скоро измениться отношения ко мне как ученику со стороны всех учителей, невзирая на мои знания и определённые способности. А затем это вот скажется на аттестате сначала за восьмой класс, и, при продолжении учёбы в школе, на итоговом, по окончании десятого.
Не помню точно причины и своего решения ; то ли секция самораспустилась, то ли перестали нам давать время в единственном тогда на весь посёлок спортзале под крышей, но весь восьмой класс я только учился, по-прежнему отдавая часть времени общению с друзьями, проводя часы вне дома за играми в футбол, в хоккей, стараясь заниматься самостоятельно дополнительно математикой и физикой, наиболее развивающими предметами, не забывая о минимально допустимом пороге своих оценок по остальным, не таким интересным и необходимым. Экзамены --- четыре ? Восемь ? --- прошёл нормально, спокойно, уверенно.
Не без обиды за «четвёрку» на устном по математике вместо заслуженной «пятёрки» : личные отношения … \ О классе в целом и о многом другом постараюсь в ином произведении, это же продолжу в плане показа искренности, длительности, существа наших отношений ученика и учителя — учительницы, по сию пору длящихся. \
В том же спортзале Дома культуры проходили наши школьные уроки физкультуры --- отдельный нормальный, современный спортзал построен был для нашей школы чуть ли не через десять или все пятнадцать лет после нашего выпуска в 1972 году …
Там играли в баскетбол, в волейбол, был маленький зал для занятий штангой, но мы не очень стремились к поднятиям тяжестей, разве что иногда показывали свои способности «кто больше» --- всё-таки никто , во-первых, не разрешал, во-вторых, было боязно «сломаться», --- подросткам нежелательно по причине вероятного замедления роста и вполне реальных травм. Мы предпочитали подвижные игры, велосипед в сезон и летом --- плавание в реке и на озёрах, созданных после намывания песка и гравия одним из предприятий вблизи посёлка.
Там же, на этих водных красивых просторах, проводили когда утренние, когда вечерние часы на рыбалке ; рыбы тогда водилось много и самой разнообразной. До поры до времени : появлялись вдоль берегов местной реки новые нефтяные скважины, да и вблизи растущей цепочки озёр, и часто происходили выбросы то сырой нефти, то солевых и прочих специальных растворов, что эпизодически губило водоёмы и всех обитателей — надводных и подводных.
Особенно видны следы после прохождения весенних паводков : на камышах, на берегах, на кустарниках были тёмные полосы загрязнений …
Мы говорили об увиденном учителям, они ходили и в поселковый Совет и отправляли письма в райком партии, но практически мало что менялось в лучшую сторону ...
В самой школе, кроме факультативных занятий по математике, истории, литературе, ничего такого особенного не происходило. Разве что год или два просуществовал как бы театральный кружок --- необычно, волнительно, увлекающее действие перемены через самые простые роли. Репетиции, тексты в интонациях, жестах, поступках …
Была возможность, приносил в школу парики, костюмы --- под «честное слово» не помню чьё : моё ли, кого из учителей … Соседка по дому, тётя Галя, жила со своей семьёй над нами, на втором этаже, работала в Доме культуры, и вот точно через неё нам в школу выдавали реквизиты. А учились мы тогда … «восьмой» или «девятый» классы. Память, ау !
Проходили тогда между командами, сначала в пределах класса, и подобие КВН-ов, и типа экспресс-олимпиад по истории, по литературе, --- точно сам участвовал, по математике тоже были конкурсы, когда в рамках факультатива, когда в виде соревнований между классами.
Учителя тех лет и самых лучших качеств по отношениям к своим ученикам ! Вы создавали нам возможности полёта на собственных, растущих в нас, крылах.
Мы были вам тогда все благодарны за терпеливость, уважение и честь, за всё, что отдавали нам богатство не только знаний --- вы сил своих старались не беречь.
Нам памятны столь многие поступки, которые Душою и Огнём вели нас по дорогам неуютным, творили нас уютом и теплом в годах далёких и теперь идущих непросто, но так трудно от того, что жизнь сама плутает в перекрёстках, когда не ведает, к чему и для кого …
15.04., 19.04.2018.
Глава вторая