Людмила Даниловна. Повесть. Глава первая

Александр Георгия Сын Николаев
   


                "благодарю и вспоминаю,
                в делах и  в мыслях продолжаю
                всё то, что было Вами нам дано :
                ученики мы Ваши так давно."
               
               
                Шестопаловой Людмиле Даниловне
                посвящается



                ЛЮДМИЛА   ДАНИЛОВНА   


                ПОВЕСТЬ


                Пролог


Приходит время вспоминать прошедшее вот так, за письменным столом.
Событий тех и всех, кто был  и остаётся к нам навечно  в сердцах и в Душах  Солнечным огнём. Таких людей немного, но достаточно, чтоб жизнь твоя  была чиста, честна по отношениям к тебе известным и в памяти других  к тебе , к тебе, простому, неизвестному, но человеку в общей всем судьбе.

Мы столько лет знакомы … Ещё ближе  за годы после школы … парадокс ?  Наверно, нет  ; мы до сих всё слышим  гул класса прежнего,  растущий и радушный  голос  к нам  годов.
Да, с  «пятого»  узнали и признали заботу и внимание любви ;  да, было  нам тогда, совсем не маленьким,  понятно многое из жизней из своих.

Росли мы не в достатке и не в комнатах  дворцов элитного жилья : обычные квартиры, большинство --- «хрущёвки», да частные дома в уютном , были времена,  посёлке  …  Ходили в гости, бегали и по дворам.  Там было   интересно и доступно точно по силам нашим и умению терпеть в тех играх детских справедливых и уместных, там начинали  слово мы держать и верить в «честно пионерское» … Так обретали мы закалку и корни прорастали наши здесь.
Теперь качаем головами :  О, времена ! О, нравы !  Только Интернет и  «что поесть», да зависть и глубокое бездумье, ведущие так часто  неразумно  к  тому,  что  неприятен  смысл  слова  «честь» ...

Эпохи миновали … мы --- другие,  во многом  разошлись в привычках и в делах ;  теперь не часто  встретишь те,  родные,  глаза и мысли,  поступки и понятие  «ты --- наш».
Увы и ах … но безпощадно  время разводит часто прежние мосты --- в столь редких встречах нет  тех  откровений,  которыми делились прежде мы.

Ну что ж,  ну что ж, спокойно примем этот печально объективный факт ; никто и никогда нам не ответит,  не назовёт причины … Вот случилось и происходит именно вот  так.

Хотя бывает иногда, что сбой даёт система  «всегда и всё лишь для себя, своих» ---  и вот тогда , нежданно, откровенно, смело  вновь признаём самих себя, себя  самих  опять звеном, частицей неизменной  той  прежней, класса,  общей  всем  вселенной,  в которой  сущность бытия  по-прежнему проста, чиста, желанна, сокровенна  :  за партами судеб  живые  все  друзья …

Мы --- не чужие  :  просто отдалились,  в мирах своих стремительно несясь, от  тех орбит, которые нам были  дарованы тогда,  в  по-прежнему нам  лучших,  временах … но сохраняем,  укрепляем  связь  теперь лишь с теми,  кто и к нам, светясь,  стремит общения  упрочить вязь.
   
Связь интереса, понимания, заботы о семьях  наших, о самих себе : приходится по-прежнему работать столь многим … так неуютно в новой всем стране.

На пенсии одной … единственно чтоб выжить. Вот отчего приходится  терпеть  обманы, обещания все пышные … И,  «Главное, ребята, сердцем не стареть !» ???
   
Но может быть — всем — стоит захотеть достойной жизни,  правды,  справедливости, того над всеми, что  Истина --- то  Высшее,  что быть должно всё в  Обществе  приличном разумным и достаточным прологом во имя  Настоящего,  Сегодня идущего  в  дарованный от  Солнца  Свет  :  тогда лишь Будущее  может стать реальным …
Но нам  сей час туда дороги нет. Пока такой все знаем столь болезненный ответ : всё --- ложь,  приветы - на обед … И обещаний  прежних  блуждающий  блудливый  след …

   

                Глава  первая


Попробую теперь обычным слогом, привычной прозой далее идти. Верлибр … он хорош, вот только ненадолго бывает так  речист и быстр.

Людмила Даниловна родом с Южного Урала, уроженка  Белебея,  одного из современных  промышленных  городов на территории Башкирии, который  на  тот  момент  времени  был обычным рядовым  центром сельскохозяйственного района, и лишь в предвоенные и особенно в годы Великой Отечественной войны,  вырос в достаточно  большой город с  развитой промышленностью. 
 
Людмила Даниловна  1927 года рождения, средняя по возрасту среди своих сестёр, старшая из которых,  увы, и по болезням и по иным причинам  теперь  покоится на одном из кладбищ Краснодара, ближе к микрорайону Авиагородок  …
Младшей сестре, проживающей в том же доме,  построенном в 1938 или в 1939 году  для лётного состава  РККА  \ Рабоче-крестьянской  Красной армии \ --- табличку помню, дату — нет , ---  в самом начале улицы имени Седина,  в почти соседнем подъезде,  вместе с семьёй дочери,  годы тоже значительные …

Первые годы жизни и начальная школа были для  всех  сестёр не простыми  : подробности не привожу по причине  схожести судеб многих и многих  в те времена ; рассказы и самой  Людмилы Даниловны и её сестер  памятны, удивительны, вызывают не столько удивление, столько восхищение, уважение к людям, прошедшим такие серьёзные  по жизни испытания.

Если с нашей учительницей истории, а затем и обществоведения, нашей  безсменной классной  руководительницей от  «пятого по десятый»,  великим человеком, замечательным Учителем,  Людмилой Даниловной, познакомился  вместе со всеми, кто продолжил учёбу в одном классе после  начальной школы, в таком теперь далёком 1966 году ! , то с  её сестрами впервые  увиделся  сначала  в  квартире  одного из домов  в совхозе  «Бугры», тогда  существующего практически за окраиной  растущего строительством новых жилых районов Ленинграда, а затем  довелось общаться  в  Балаково, Саратовской области, и  несколько раз в Краснодаре … такая вот  сложилась последовательность  мест работы в школах и проживания,  соответственно, в непохожих для жизни обстоятельствах  многих городов .Если бы, если бы … вовремя знать, использовать, реализовать  существующие тогда, в нормальные  советские  времена  законы и реальные свои права, то во многом  можно было избежать  действительно знаковых потерь, необязательных проблем,  тех потрясений, что впоследствии выпали в судьбе …

Вместе с Людмилой Даниловной в наш  " пятый А "  класс был  зачислен её  единственный сын и ещё несколько  новых учеников и учениц. Так что до окончания  "восьмого А "  нас было очень и очень много : то ли 37, то ли  39 человек --- на фото не могу полагаться, потому что не все  могли быть  в единственном на весь рабочий  посёлок  фотоателье  в день съёмок  на  общую фотографию.  По традиции, весной и осенью  каждого  года.

Если вспомнить  общее число учеников с первого по четвёртый класс --- 40-41человек  --- то практически  не было перемен в ощущении  постоянства  учеников … за всеми деревянными партами, в три колонны,  свободных мест не было, да и не помню, чтобы  кто-то  был  без соседки или соседа за одной партой.

И вот всем этим  стремительно вырастающим  девочкам и мальчикам вновь  улыбается жизнь :   труд  нашей  первой изумительной учительницы, Валентины Михайловны, продолжает  такой  же  великий  сердцем и Душою человек,  Людмила  Даниловна …

Которой, разумеется, становилось сложней,  интересней,   безпокойней  за  доверенных её  заботе, её воспитанию,  её  обучению школьников, стремительно меняющихся не только внешне, но и в  отношениях между собой, а поэтому так умело и незаметно   для нас было создано  понимание  неизбежности выполнения самых  главных правил  общения, кроме  обязательных  пионерских. 

И во время своих уроков по истории, и при  еженедельных « классных часах», проводимых обычно после завершения уроков, иногда с участием  родителей, приглашённых по  причинам не только  состояния поведения и  уровня учёбы своих детей,  но и для  «индуктивных»  влияний  рассказов взрослых людей о работе, о  жизни, о том, что  происходит и может происходить в тогда для нас очень далёком взрослом мире.

Вероятно, памятуя о предвоенных и военных годах, о сложности и трагичности тех событий, о своём личном  и всей страны опыте, взрослые стремились, без высоких назиданий и непонятных детям слов, показать, объяснить, убедить нас, школьников мирного и относительно не голодного времени, в том, что  надо  учиться не для оценок, но для знаний, для самоуважения, для того, чтобы уметь  пользоваться  своими способностями, не задирая носа, но  обязательно помогать товарищам и в учёбе и  на уроках труда и во всех внешкольных мероприятиях, например, уборка закреплённой территории возле школы,  на улицах нашего рабочего посёлка,  затем,  класса с шестого-седьмого,  выезды  в сентябре каждого года на уборку картофеля, а в летнее время, было такое, отработки на прополке в  ближних  к нам  совхозе  и  колхозах : пропалывали  километры  рядов сахарной свеклы, кукурузы,  были  работы по яблоневому саду,  по кустам - посадкам смородины …

Начиная с мая месяца 1967 года начались наши совместные, в составе почти всего класса, походы в не очень близкий  лес, находящийся примерно в трёх километрах от школы, где назвали  «своею» одну из  больших уютных  солнечных полян на  опушке, которая теперь осталась лишь на фото и в памяти :  лес стареет, и поэтому  прежние деревья были спилены, а на их месте были высажены  новые  берёзы, сосны, дубы, рябины …
Но эти все  перемены произошли гораздо позже, лет через  десять-пятнадцать после окончания нами школы.
   

Главное, нам было интересно, полезно, необходимо именно вот такое общение, узнавание и признание друг за другом новых, зачастую в школе не  видимых, не открываемых, сторон личностей, пусть и малых по возрасту, но действительно имеющих такие различия не только в  решениях задач, ответах на  параграфы, в самом поведении, порою не естественном в стенах школы, под присмотром и опасением наказания  за то, что  взрослыми считается не правильным, не  хорошим поведением.  А выход энергии должен был быть.

Да, были в Доме пионеров несколько кружков : авиа- и судомодельный, танцевальный, для желающих рисовать --- названия этих помню, иные же  в памяти отсутствуют.
Но попасть в эти кружки  было трудно : помещений мало, количество занимающихся ограничено ; спортивных же секций,  по-настоящему организованных профессиональными тренерами  в посёлке  практически не было, разве что по доброй воле учителей физкультуры и некоторых футболистов  из местной команды, старше нас, школьников, по возрасту ---  многие работали на предприятиях после службы в армии и на флоте, и очень даже добровольно и безплатно  проводили занятия  то на  стадионе, то в единственном тогда спортивном зале поселкового Дома культуры.

Само собою, мы, мальчишки того времени, «шестидесятых- семидесятых» годов двадцатого века,  увлекались дворовым футболом --- когда на  пустырях на окраине посёлка, когда на условном поле на территории своей школы ---  начиная с мая месяца  по сентябрь, октябрь, до начала  сильных дождей.
Зимой  играли в хоккей, то прямо на улицах, благо некоторые из них были тогда закрыты для автомашин, или же сами заливали площадки во дворах наших многоквартирных домов, бегали чаще всего в валенках --- коньки, тем более хоккейные, были недоступны по причине отсутствия в наших магазинах, или же по финансовым соображениям, даже если эти коньки можно было приобрести в больших городах, потому чаще бегали на  простых, обыкновенных, за три-пять рублей, не защищающих ноги при игре с шайбой. "Канадки" были мечтою ...

Ближе к году 1970 -му  в посёлке появились  две хоккейные «коробки» :  сделанные  из дерева  борта  площадки, из  б\у труб сваренные ворота, сетка которых была недолговечна и при  нечестной игре  некоторые забрасывали шайбы не в створ ворот, но точно сбоку …
разметки не помню, играли без судей, из-за чего удаления были за явные нарушения и при  взаимном согласии  играющих команд … Холода не боялись, раздевалок не было, всё по настоящему, реальная  зимняя обстановка.

Иногда некоторые из нас, имеющие знакомства с персоналом стадиона, работниками проката, брали на игры, когда между классами, когда между дворами,  коньки оттуда, но тоже обычные, - понятно, не «ножи» для скоростного бега.

Немногие из ребят могли позволить себе  именно хоккейные  коньки, да и ноги росли быстро, при почти общем  среднем достатке  на каждый сезон  покупать  не удавалось, поэтому  приобретали друг у друга  « с рук ». Пока лезвия коньков ещё можно было затачивать.

Людмила Даниловна одобряла нас, своих учеников-мальчишек, в занятиях таким вот доступным спортом ;  её сын, Володя, гонял с нами и в  хоккей и в футбол, при том, что предпочитал  музыку, чтение,  рисование при вполне приличной учёбе, да и большая часть нашего  класса  была  в «ударниках» и в «отличниках», то есть училась в основном на «четыре» и «пять».

Помню такой момент из своей биографии :  была  добровольная секция по футболу,
организованная одним или двумя футболистами  местной команды «Энергия», занимались два или три раза в неделю в спортивном зале ДК, по вечерам, зал был в нашем распоряжении безплатно, Разминка, тренировка, даже работал душ. Было интересно, полезно, развивались. Помню самого себя и тех, кто бежал на разминке рядом, в отражениях окон, закрытых деревянными решётками, невысокий потолок спортзала :  от пола  до него, до сих пор, всё те же четыре - пять метров, что вынуждало нас играть больше пасом по  полу или чуть выше.

Прозанимался в этой спортивной секции осень и зиму и весну всего «седьмого» класса.
Тогда же увлёкся чтением --- надолго пристрастился --- еженедельника «Футбол-Хоккей», экономя на одном пирожке стоимостью пять копеек ;  удовольствие было от приходящего понимания большой игры, от  хорошего стиля журналистов  этого издания, от возможности делиться информацией с друзьями, с одноклассниками, с теми, кто  играл в футбол и в хоккей.

Но вот увлечение моё и перемена  места приложения сил с учёбы на спорт  не прошли мимо внимания  нашей классной руководительницы Людмилы Даниловны  : оценки стали ниже, да я, сколько себя помню учеником --- что в первом, что в десятом классе --- никогда не гонялся «за цифрой» , важнее были знания, умение решить пример, задачу, понять смысл параграфов по устным предметам … Домашние уроки делал достаточно быстро, разве что почерк оставлял желать лучшего : особенно  по русскому языку и литературе доходило до того, что наша учительница, Валентина Игнатьевна, часто не проверяла --- знала мою грамотность --- но ставила всегда  или «тройку» или «четвёрку» именно за  стремительность и неразборчивость почерка, тем более когда в старших классах перешли на шариковые ручки.

Так вот, Людмила Даниловна нашла время, поговорила со мной лично, - никто не слышал нашей беседы ---  убедила в том, что если не подтяну успеваемость и постепенно отойду от интереса к учёбе из-за предпочтения спорту, футболу в частности, то  могут очень скоро измениться отношения ко мне как ученику со стороны всех учителей, невзирая на  мои знания и определённые способности. А затем это вот скажется на аттестате сначала за восьмой класс, и, при продолжении учёбы в школе, на итоговом, по окончании десятого.

Не помню точно причины и своего решения  ;  то ли секция самораспустилась, то ли  перестали  нам давать время в единственном тогда на весь посёлок спортзале под крышей, но весь восьмой класс я только учился, по-прежнему отдавая часть времени общению с друзьями, проводя  часы  вне дома за играми в футбол, в хоккей, стараясь заниматься самостоятельно  дополнительно  математикой и физикой, наиболее развивающими  предметами, не забывая  о минимально допустимом пороге своих оценок по остальным, не таким интересным и необходимым. Экзамены --- четыре ? Восемь ? --- прошёл нормально, спокойно, уверенно.
Не без обиды за  «четвёрку» на устном по математике вместо  заслуженной «пятёрки» : личные отношения …  \  О классе в целом и о многом другом постараюсь в  ином произведении, это же продолжу в плане показа  искренности, длительности, существа  наших отношений  ученика и учителя — учительницы, по сию пору  длящихся. \

В том же спортзале  Дома культуры проходили наши школьные уроки физкультуры --- отдельный  нормальный,  современный спортзал построен был для нашей школы чуть ли не через десять  или  все  пятнадцать лет после нашего выпуска в 1972 году …
Там играли в баскетбол, в волейбол, был маленький зал для занятий штангой, но мы не очень стремились к поднятиям тяжестей, разве что иногда  показывали свои способности «кто больше» --- всё-таки никто , во-первых, не разрешал, во-вторых, было боязно «сломаться», --- подросткам нежелательно по причине вероятного замедления роста и вполне реальных травм. Мы предпочитали подвижные игры, велосипед в сезон и  летом --- плавание в реке и на озёрах, созданных после  намывания песка и гравия  одним из предприятий вблизи посёлка.

Там же, на этих водных красивых просторах, проводили когда  утренние, когда вечерние часы на рыбалке ;  рыбы тогда водилось много и самой разнообразной. До поры до времени : появлялись вдоль берегов местной реки новые нефтяные скважины, да и вблизи растущей цепочки озёр, и часто  происходили выбросы то сырой нефти, то солевых и прочих специальных растворов, что  эпизодически губило водоёмы и всех обитателей — надводных и подводных.

Особенно  видны  следы после прохождения весенних паводков :  на камышах, на берегах, на кустарниках  были  тёмные полосы  загрязнений …

Мы говорили об увиденном учителям, они  ходили и в поселковый Совет и отправляли письма в райком партии, но практически мало что менялось в лучшую сторону ...

В самой школе, кроме факультативных занятий по  математике, истории, литературе, ничего такого особенного не происходило. Разве что год или два просуществовал как бы театральный кружок --- необычно, волнительно, увлекающее действие  перемены  через самые  простые роли. Репетиции, тексты  в интонациях, жестах, поступках …

Была возможность, приносил в школу парики, костюмы --- под «честное слово»  не помню чьё : моё ли, кого из учителей … Соседка по дому, тётя  Галя, жила со своей семьёй над нами, на втором этаже, работала в Доме культуры, и вот точно через неё нам в школу  выдавали реквизиты. А учились мы тогда … «восьмой» или «девятый» классы.  Память, ау !

Проходили тогда между командами, сначала в пределах класса, и подобие КВН-ов, и  типа экспресс-олимпиад по истории, по литературе, --- точно сам участвовал, по математике тоже были конкурсы, когда в рамках факультатива, когда в виде соревнований между классами.

Учителя тех лет и  самых лучших качеств по отношениям  к своим ученикам !  Вы создавали нам возможности полёта на собственных, растущих в нас, крылах.
Мы были вам тогда все благодарны за терпеливость, уважение и честь, за всё, что отдавали нам богатство  не только знаний --- вы  сил своих  старались не беречь.

Нам памятны столь многие поступки, которые Душою и Огнём  вели нас по дорогам неуютным, творили нас  уютом и теплом  в годах далёких и теперь идущих  непросто, но так трудно от того, что жизнь сама  плутает в перекрёстках, когда не ведает, к чему и для кого …


                15.04., 19.04.2018.





                Глава  вторая