Мои мэтры

Мир Когнито
Мои мэтры

Теперь я понял, чему меня научил мой 1-ый мэтр, философ Георгий Петрович Щедровицкий http://www.fondgp.ru/gp/bio, внедрив в меня понятия «рефлексия». Ведь именно этим понятием он «зацепил» меня при 1-ой встрече с ним, на организационно-деятельностной игре (ОДИ) в г.Одесса в 1987 году. После чего я и начал активно размышлять на тему, а что же это такое, рефлексия. И, надо сказать, сначала эти размышления шли с большим трудом. (что не удивительно, т.к. мне тогда шёл всего лишь 27-ой год от роду) Ибо мне никак не удавалось уловить смысл этого понятия, несмотря на чтение книг по философии.
Но когда я понял, что, как правило, не удаётся понять смысл тех понятий, реализация которых в твоей практике ни разу не случалась (а именно, в моей практике (на тот момент) ни разу не встречалась отрыжка), случился прорыв в решении этой проблемы.

Ибо после этого я как бы ощутил на себе (а не по учебникам), что рефлексия – это вИдение своих действий как бы со стороны, а значит, она даёт возможность получить последовательность своих действий при решении некоторой задачи.(описание её) Но одно дело как бы получить видеозапись своих действий (как правило, решающих задачу методом проб и ошибок), а другое дело – заранее построить последовательность своих действий, выполнение которой позволит 100%-но решить задачу, то есть построить алгоритм.
После чего я и додумался (а именно, в процессе своей практики как программиста), что более рационально алгоритм следует строить не сначала (как это обычно делается), а с конца.(то есть с самой последней операции, идя от результата решаемой задачи)
Но до этого момента я отошёл от движения, организованного Г.П.Щедровицким. (первоначально оно называлось Московский методологический кружок (ММК)), потом название изменялось)  Ибо мешали оставаться в нём некоторые сомнения в правильном курсе этого движения. Которые, однако, пока что оставались в подсознании. Но, тем не менее, я понимал, что что-то, а именно что-то коренное,  в этом движении неверно. Или остаётся без внимания.

И что бы я делал после этого, если бы почти сразу после этого «отпочкования» Всевышний не послал бы мне другого мэтра – технаря (и философа одновременно)Спартака Петровича Никанорова http://spnikanorov.ru/bio/.
Да, попал бы в тупик.
Впервые я с ним встретился в 1989 году на курсах "Концептуальное проектирование систем организационного управления", которые проводил тогда ЦНИИЭУС (центральный научно-исследовательский институт экономики и управления строительством)
Чему же Спартак Петрович научил меня дополнительно, для разрешения любой проблемы?
Использовать для своих исследований уже накопленный опыт человечества (и притом совокупно, из разных научных дисциплин, ибо задачи бывают полидисциплинарные) Который, впрочем, нередко оказывается недостаточен для решения данной задачи, а тем более в молодых областях науки. И это не удивительно, т.к. в любой области существуют парадигмы, которые только со временем преодолеваются, а именно когда реальная практика (то есть круг решаемых задач) выходит за рамки той области, в которой опыт обобществлён теорией. (и именно эту ситуацию активно разбирал Георгий Петрович разбирал на своих лекциях: практика вышла за рамки теории. Но не всегда же это так.)
И этим Спартак Петрович как бы соединил «ужа» Г.П.Щедровицкого (который, как я понял позже, допускал, пусть и неявно, полное «переформатирование» теории в данной предметной области в ситуации преодоления в ней парадигмы. Что и оттолкнуло меня от движения ММК. Потому что я понимал, что это неверно.
(А Георгий Петрович (как и многие его ученики. Не скажу, что все, но Пётр Георгиевич, сын его – точно это делал.) – активно нейтрализовал (а именно, с помощью своей команды, просто-напросто выпроваживая своих оппонентов из аудитории) на своих лекциях подобные «измы») с «ежом» С.П.Никанорова (а именно, совокупным опытом человечества, собранным в виде теорий за всё время развития науки)

В результате чего и возник вполне работоспособный (и актуальный по сей день) проект сначала когнитологии, потом и праксеологии http://праксеология.рф, а дальше и алгоритмики http://www.алго-ритмика.рф
Выход данного проекта (на данный момент) заключается в частных занятиях со школьниками и студентами (по математике, физике, химии, информатике и родственным дисциплинам) с целью подготовки их для сдачи того или иного экзамена (или какой-то контрольной работы) с целью обучить их сначала построению алгоритма решения любой задачи (по данным дисциплинам), и в том числе по программированию.