Хочу вернуть нас в дела начала девяностых, когда и решалась судьба СССР. Рядовой гражданин страны не мог и предположить существование каких-либо причин способных создать проблемы будущему страны, но это было обманчивое мнение. Советский Союз находился в кризисе. Основа экономики страны - ее промышленность имела не только падение темпов роста и низкую, в половину меньшую чем в США, производительность труда , но и демонстрировала неспособность внедрять технологические новации - компьютеризацию, ресурсосбережение, «зеленую революцию. Еще хуже было положение в сельском хозяйстве, где четыре наших работника производили столько продукции, сколько один в странах Запада.
Это состояние напоминало не смертельную, но болезнь, поскольку работали промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, органы управления. Правда, не так как хотелось. Требовалось лечение. Оно обычно начинается с установления диагноза, и лишь затем подбираются средства устранения причин недуга и возвращения организма к нормальной жизнедеятельности. Но так должны действовать профессионалы. А если за «дело» берется неспециалист-лекарь (таких называют шарлатанами), – беда.
Уже первое начинание Горбачева на посту руководителя государства – антиалкогольная кампания 1985 года – показала, какие средства он намеревался использовать: власть. Можно не сомневаться, что избрание Горбачева генсеком было связано не только с его возрастом, но и высшим образованием ( Горбачев в 1955 году окончил юридический факультет МГУ, а в 1967 - и экономический Ставропольского сельскохозяйственного института), а значит вооруженного пониманием роли знаний в решении любых, в том числе и наиболее актуальных для страны экономических проблем.
Увы, ни полученные знания (?), ни возможность привлечь к решению значимой проблемы специалистов не пересилили соблазн использовать исключительно командные, запретительные методы. В результате благая цель - отвратить народ от пьянства – мало того что провалилась, так она еще нанесла колоссальный удар по хозяйству страны, её бюджету. Еще более значимым стал удар по и без того низкому авторитету государственной власти. Подробнее об этом можно посмотреть в «М.Горбачев. Как все начиналось».
Извлек ли М.С. какой-нибудь опыт из своей неудачной попытки по руководству страной? Извлек, но не тот, который полезен был и государству, и нашему народу. Он увидел возможность, используя своё красноречие часто переходящее в демагогию, "продавить" многие решения Политбюро, а это означало возможность единоличного управления страной. К сожалению,первая неудача ничему не научила руководителя страны.
В 1987 году Горбачев инициировал реформирование в сферах экономики - под лозунгом "ускорения социально-экономического развития", и обществе - "перестройка советского государства", проблем безусловно важных и неотложных.
Но методы его работы по-прежнему оставались непродуманными и не опирающимися на людей, все его начинания не только не избавили страну от проблем, а окончательно разрегулировали ее и хозяйство.
Возродившаяся во время антиалкогольной кампании карточная система обеспечения населения товарами к концу восьмидесятых не только не исчезла, но даже расширилась на все больший ассортимент товаров, вызывая недовольство народа. Впервые с далеких и трудных послевоенных лет!
Желая снять с себя вину за очевидные неудачи, Горбачев инициировал кампанию гласности, благо интеллектуальный уровень нашего народа достаточно высокий, и не было проблем с появлением критиков властей и обещающих быстрое улучшение жизни при своем управлении. Под удар попали в первую очередь партийные руководители областей, и что стало особенно болезненным - союзных республик, и это внесли хаос в общество.
Впервые за много лет в стране возникли межнациональные конфликты – самый простой способ нахождения истоков любых проблем. В стране вспыхнули кровавые конфликты: события в Алма-Ате (1986), Ферганской долине (1988), Сумгаите (1988), Карабахе (1988 ),Тбилиси (1989), Вильнюсе (январь 1991), К ним добавились и а забастовки шахтеров.
И везде, где возникали кризисные ситуации Горбачев оказывалось не у дел. Независимо от того, было это попыткой Горбачева спрятаться за «спины руководителей на местах», или свидетельство потери управления страной, дело шло к тому, что Москва теряла свое значение в решении важных социальных проблем, попросту становилась лишним звеном. Об этом говорил и отказ от участия во всесоюзном в 1991 года референдуме о сохранении СССР Молдовы, Грузии, Армении, Латвии, Литвы и Эстонии.
Пришло время обратить внимание на находящегося пока вне нашего внимания еще одного участника процесса крушения страны. На политическую сцену страны уже в конце восьмидесятых годов под флагом борьбы с привилегиями партийной элиты и необходимости изменений в порядок деятельности высших государственных органов вышел первый публичный оппонент Горбачева - Борис Николаевич Ельцин.
Его первая попытка привнести изменения в сложившийся порядок деятельности высших партийных органов была сделана еще в 1987 году на Пленуме ЦК КПСС, когда он, в то время первый секретарь Московского горкома партии , подверг критике стиль работы некоторых членов и Политбюро, и самого Горбачева. Позднее, в 1988 году заговорил и о привилегиях партийной элиты, и о вине в «застое» не только» не только Брежнева, но и членов « коллективного органа управления» - Политбюро. Такого «предательства» его партийные коллеги простить не могли. Это стало, с одной стороны,основанием понижение его, Ельцина, статуса в партийной иерархии, а с другой приобретение в глазах народа роли преследуемого властью защитника интересов народа, и борца за справедливость.
Положение отверженного оказалось непродолжительным.в ходе развернувшейся кампания демократизации и гласности, Ельцин оказался одним из немногих прежних государственных деятелей, кто только укрепил свое влияние и авторитет. Это помогло ему, явному непримиримому оппоненту Михаила Сергеевича, стать лидером России. 29 мая 1990 года Борис Николаевич Ельцин был избран Председателем Верховного Совета России.
Он незамедлительно приступил к лишению своего непримиримого политического оппонента последних рычагов управления огромной страной. 12 июня 1990 года Первым съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой был закреплен приоритет российских Конституции и Законов над таковыми СССР. Это фактически означало лишение Совета Министров СССР принятия решений в двух важнейших сферах деятельности – экономики и финансов.
После решения России о верховенстве её Законов и Конституции над союзными, начался «парад суверенитетов» как вширь - в союзных республиках, так и вглубь, в бывших автономиях самой России. Возникла реальная угроза развала СССР. Предпринятая в августе 1991 года попытка Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) остановить развал Союза провалилась ввиду полнейшей безучастности народа и бездеятельности партийных лидеров на местах.
Решающие события, оформившие распад СССР, произошли в конце 1991 года. 8-го декабря 1991 года, под Брестом, президенты РСФСР Борис Ельцин и Украины Леонид Кравчук и председатель Верховного совета Беларусь Станислав Шушкевич подписали «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств». В нем констатировалось «прекращение существование Союза ССР как субъекта международного права и геополитической реальности». Этот документ противоречил конституциям и СССР, и трех республик - подписантов, а потому являлся, по меньшей мере, незаконным.
Наступила пора напряженного ожидания: что сделает гарант государства? Были ли правовые возможности пресечь реализацию планов заговорщиков? Формально – были, поскольку еще в марте 1990 года на III Внеочередном съезде народных депутатов СССР в Конституцию страны были внесены поправки, в соответствии с которыми были фактически отменена статья 6 о руководящей и направляющей роли КПСС, но введена должность главы государства - Президента СССР, с весьма широким кругом полномочий.
На него возлагались обязанности «принимать необходимые меры по защите суверенитета СССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны…» , и предоставлялись для этого действенные средства: функции Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами страны, право объявлять мобилизацию, вводить военное или чрезвычайное положение или даже временное президентское правление в отдельных районах страны. Первым Президентом на этом же съезде был избран М.Горбачев. Кстати, вопреки Конституции, не путем всенародного голосования, где у Михаила Сергеевича , учитывая его нижайший авторитет у народа, шансы были бы близки к нулю, а делегатами съезда.
Мог ли Горбачев применить их для сохранения страны? Маловероятно, и это убедительно показала попытка ГКЧП вернуть власть, по сути, её прежним бездарным представителям. К тому времени народ потерял всякую надежду на способность «верхов» улучшить положения в стране. Он ничего и не стал делать, и фактически сдал страну. Позже он объяснял свою бездеятельность надеждой увидеть готовность интеллигенции, народа воспрепятствовать гибели СССР. Когда его надежда не оправдалась, 25 декабря этого же 1990 года М. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президент СССР. На следующий день, 26 декабря, и Верховный совет страны принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. Так завершилась недолгая история великого государства.
Пользуясь своей осведомленностью в последующих событиях, так и напрашивается слова хвалы Борису Николаевичу за разумное решение о переходе России на экономически обоснованное сотрудничество с бывшими союзными республиками в условиях их фактического обособления - суверенизации. Казалось, это поступок мудрого руководителя, государственника, готовящего новые рубежи для будущего укрепления России. Но такая оценка никак не согласуется со сказанным вскоре в Уфе: « Вы возьмите ту долю власти, которую сами можете проглотить». Они подтолкнули многие территории нашей республики к всплеску национализма и нарастанию межнациональных конфликтов уже на территории самой России: на Северном Кавказе, в Поволжье, на Алтае, в Якутии, Бурятии, Карелии и едва не развалили и нашу республику.
Пора ответить на озаглавленный вопрос: кто является могильщиком № 1 СССР? Горбачев? Была ли необходимость в реформировании экономики СССР, демократизации нашего общества, в той же борьбе с пьянством? Несомненно, и затеянные им дела объективно были необходимы стране. Его вина заключается в том, что он взялся за дело, к которому был абсолютно не готов, и помимо своего желания подготовил условия для нанесения окончательного убойного удара еще недавно великой стране. Но он не узурпировал власть в партии и стране, ему её ДАЛИ его партийные соратники и государственные деятели, хотя и имели достаточно оснований убедиться в неспособности Горбачева руководить страной. Так что большой вопрос кто является большим виновником гибели страны: проявлявший эту неспособность, или те, кто фактически содействовал ему в антигосударственной деятельности не выполняя свои функции по "коллективному руководству"?
Но совершенно иначе выглядит деятельность другого человека - Б.Ельцина. Именно он принятием Закона о суверенитете РСФСР заложил основу хозяйственному разделению союзных республик, а Беловежскими соглашениями окончательно оформил гибель страны. В отличии от Горбачева, который руководствуясь « благими помыслами» подводил страну в к гибели, Борис Николаевич делал это вполне осознанно.
Именно он, Борис Николаевич Ельцин, нанес удар, окончательно добивший нашу общую страну. Ему и надо воздать хулу или славу (?) погубителя СССР.