4. Экологический аспект проблемы

Моисей Харитонов
Из опыта работы с советскими изобретателями и с русскоязычными репатриантами, предлагающими изобретательские решения для Израиля, у меня сложилось следующее впечатление. Авторы изобретательских решений, как и, вообще, русскоязычные авторы идей для Израиля, прорабатывают какой-то один, близкий им, аспект проблемы, а в отношении других аспектов отделываются пересказом какого-нибуть набора банальностей.

Исходя из этого впечатления, я объясняю себе ссылку докладчика «ОСТРОВА ИЗРАИЛЬСКОЙ МЕЧТЫ» (http://israscience.wixsite.com/iiads/publikacii) на одобрение экологами его проекта – объясняю нежеланием экологов расходовать свое время и усилия на обсуждение проекта, который заведомо будет развенчан сильным конкурентом - Строительным факультетом ведущего технического университета страны, Техниона. Предполагаю, что экологи объявят серьезные критерии к оценке проекта и, на основе этих критериев, будут предъявлять содержательные доводы к обсуждению проекта – только в ситуации вовлеченности достаточно полного круга компетентных институций, ответственных за различные релевантные аспекты: оборонный, экономический, политический, судостроительный, экологический… 

Для проверки возможности формирования материала к СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ обсуждению с экологами соответствующего аспекта проекта системы искусственных островов Израиля в своей акватории Средиземного моря – попытаюсь, в качестве первого шага, определить представление географической зоны предполагаемого внедрения этого масштабного искусственного объекта.
 
На рисунке, над текстом, показано израильское средиземноморское побережье, взгляд с Запада. Рельефная карта показывает пространство под водой с различными геоморфологическими участками:

1. Рош-Ханикра. Геологическая формация на скале мягкого мела. Общая длина составляет около 200 метров.  Одна из самых уникальных пейзажных достопримечательностей Израиля. Это - обширная сеть гротов и пещер вдоль побережья Средиземного моря в регионе Западной Галилеи. Гроты и пещеры были сформированы в результате продолжительного многотысячелетнего процесса взаимодействия волн, дождей и скалистых утесов, составляющих береговую линию. Они отходят в разные стороны с некоторыми взаимосвязанными сегментами.
2. Шельф континента
3. Хайфский залив и гора Кармель
4. Северный подводный хребет.
5. Южный хребет с естественным пляжем Пальмахим, одним из немногих на побережье Средиземного моря Израиля; как национальный парк Израиля охраняется государством от цивилизационных строений.
6. Южная зона израильского побережья.
7. Северная зона израильского побережья.

Южная зона представляет собой систему из двух хребтов и объединяющей их дуги.
Северный участок - от отросткового хребта Кармель и Хайфского залива в сторону Рош а-Никра и границы с Ливаном - характеризуется спускающимися подводными каньонами.

Каковы возможности формирования «русскоязычной» команды для присоединения к ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ израильской среде, работающих по проблемам израильского побережья Средиземного моря.

В активности /пока – досуговой?/ «русских» просматриваются два варианта:

A. «русскоязычные» специалисты и ученые, поддерживаемые «нерусскими» и «русскими» специалистами Министерства абсобрбции, осмыслят содержание своих профессиональных компетентностей, выявят взаимодополнения в них и смогут подступиться к соотнесению своих компетентностей, сведенных в целенаправленные наборы, с потребностями израильских бизнесов. Под бизнесами имеются в виду разнообразные деятельностные структуры – фирмы, университеты, общественные организации и т. д.

B. «русскоязычные» специалисты и ученые, направляемые «нерусскими» и «русскими» специалистами Министерства абсобрбции, объединяются в игровом, не имеющем практической значимости, воспроизводстве привычных форм былой советской научной и проектной деятельности – конференции, публикации, лекции… Замыкаются в своем кругу, удовлетворенные самодостаточностью. Не беспокоят действительно деловые структуры Израиля.

Исхожу из личного опыта наблюдений попыток, взаимных в начале 1990-х  годов – «западных» деловые структур и бывших советских ученых и специалистов, потом односторонних - только со стороны бывших советских ученых и специалистов. Попыток вписаться сотрудниками в «западные» деловые структуры – фирмы, университеты, общественные организации.

Разочарованные неспособностью бывших советских ученых и специалистов объективно и критически оценивать свои компетентности, соотносить их с потребностями «западных» деловые структур, последние отказались расходовать время и силы на попытки вводить к себе в использование бывших советских ученых и специалистов. Это нежелание делегировано посредническим структурам, в частности Министерству абсорбции Израиля. Исключения могут иметь место только в двух случаях:

• бывший советский ученый или специалист знает или умеет нечто конкретное, что представляет конкретный интерес для конкретной «западной» структуры;
• бывший советский ученый или специалист, как личность, обладает набором качеств – воля, способность разобраться и сориентироваться в отношениях, трезвая критическая оценка своих способностей и накопленных умений. Такой человек может выявить в себе «товарность» для конкретных «западных» структур и «продать» себя в интервью с представителем искомого работодателя.


Бывшие советские специалисты несут не замечаемые в себе поведенческие/отношенческие навыки. В частности, сфокусированность на видении административного аспекта взаимоотношений в совместном труде и более слабое видение «рыночного» аспекта – видение его как подсобного, прикладываемого к базовому, административному.

А именно. В начальнике и он сам и его подчиненные видят, прежде всего, административные, властные возможности, к которым, при взаимоотношениях, надо приспособиться. Уже затем, различаются личностные обстоятельства и качества начальника, как «рыночного потребителя» твоих проявлений. Отсюда – торопливая готовность подчиниться начальнику в его открытых требованиях или готовность подчиниться номинальным формальным требованиям и полномочиям, предполагаемым за ним.

Для евреев сюда еще накладывается извечная, незаметно транслируемая в поколениях, подчиненность внутриобщинному «начальству» - в соответствии с их ролью толкователей-контролеров-представителей иудаистского «Закона».

В отличие от «бывших советских», «западные» люди ориентированы видеть в начальнике «потребителя», то есть – потенциального «отдателя», от которого нужно «получить» путем предоставления ему удовлетворения его потребностей. Осознанно или интуитивно «расшифровываются» его потребности, на удовлетворении которых можно» заработать» нужную тебе реакцию.

И в межорганизационных отношениях (во взаимоотношениях организованных групп разного масштаба и уровня формализованности) тоже имеет место «рыночный» характер. Поэтому, «западные» оргструктуры в принципиально большей степени высматривают и вычисляют «потребности» тех, в ком заинтересованы,  и «товарность» своей возможной подачи. 

== В структуре «русской» проектной группы, как представляется целесообразным, нужно различать три характерные роли. Различать – для того, чтобы целесообразным образом выстроить отношения между участниками группы. Это особенно существенно, с учетом возрастного характера группы. А именно – весьма немолодого возраста подавляющего числа участников.

1. Побужденные передать от себя некий полезный Израилю продукт тем, кто работает в институированной организации. Среди них – «самоослепленные» – воображающие себя обладателями практически значимых решений или компетентностью. Таких имеет смысл выявлять на ранней стадии, иначе потом они будут компроментировать команду
2. Сравнительно молодой или моложавый – с перспективой быть приглашенным в профессионально действующую организацию (не любительский кружок проектной самодеятельности)
3. Просто увлеченные процессом продолжения деятельности, привычной с «советских» времен