Хорошо живём!..

Любовь Матвеева-Поротикова
             "Не поищешь - не найдёшь,
             Не посеешь - не пожнёшь" (туркм. пог.)
               
             И боже мой, что творилось вчера на кладбищах, в Родительский день! А город стоял пустой – закрылись все частные лавочки, и в больших магазинах половина отделов бездействовали. А там, за городом!..
             Я подошла к знакомым могилкам – лежат трое: отец и два сына, памятники хорошие… Третий, живой сын, трудится, вырывая старую траву… Рядом хлопочет ветхая старушка – мать, ей 82 года. Приятная на вид, интеллигентная, горюет  над усопшими… Так вот она какая! Я вижу её впервые, а двух сыновей знала. Знаю, что всех трёх сыновей она развела с жёнами, и вот мужа и двоих сынов уже проводила -один был мужем моей подруги, живёт с третьим… Некоторые матери сыновей рожают для себя…
             Вот другие - мать с дочерью, видно, что обе пьющие, стоят над могилкой другой девушки. Красивая!
             - Дочка? – спрашиваю у матери.
             - Дочка.
             - Боже, отчего такая красавица рано умерла?
             - Сгорела, было ей 36 лет...
             - Пила, что ли?
             - Да, они с подругой вдвоём «гуляли»… Начался пожар...
             Иду дальше. Опять молодая женщина лежит, мать копается вокруг, сгребает листву.
             - Что с вашей дочкой случилось? Сколько ей было?
             Тридцать шесть лет… Рассеянный склероз… Внезапно началось в двадцать пять лет... Муж ушёл, сынок остался, воспитываем со стариком...
            - До неё в семье кто-нибудь болел этим?
            - Никто и никогда...
            Да-а, недавно была на встрече с местным поэтом Гвоздевым, в областной библиотеке. Красивый парень, лет тридцати, читал прекрасные стихи, на которые хотел собрать денег для книжки. Завёл семью, родил детей, работал на престижной работе - был здоров. Теперь вот с мамой, которая помогает ему передвигаться, уже без палочки не ходит. Боже, как страшно - в любой момент хоть кого судьба может ударить наотмашь!..
           Вот могила моей подруги Тамары, два года, как умерла. Сначала похоронила сына – давно уже. Потом - мужа. Продолжала жить с внуком, воспитывать. Чтобы заработать денег, после выхода на пенсию моталась по клиентам – делала массаж. Это очень трудная работа! Внук вырос, отучился, женился, привёл супругу в квартиру, родили ребёнка. Тамара стала жить на даче – чувствовала себя в двухкомнатной квартире лишней. Вот и включилась программа на самоуничтожение… А они, молодые, и на могилку не ходят…
           На другой знакомой могилке стоит молодой мужчина, пьяный, просто  никакой, с бутылкой водки в руках, едва начатой. Ни запить, ни закусить водку нечем. Подошла:
           - Вы знали Мишу Абросимова? Расскажите мне о нём!
           - Это мой дядька, его током убило, давно. Было ему 36 лет. А вам зачем? Кто вы такая?
          - Я – подруга его сестры Люды, которая живёт в Свердловске. Мишу помню ребёнком, взрослым не видела... Жаль…
          - На, помяни! – ПРОТЯГИВАЕТ парень бутылку. Я смотрю на парня, который едва лыко вяжет. Тоже долго НЕ ПРОТЯНЕТ при таком образе жизни, а ему всего лет сорок. 
         - Нет, я не буду, - отказываюсь я. Тебя как звать?
         - Славик.
         - Я достаю фотоаппарат, фотографирую.
         - Зачем?
         - Людмиле от тебя привет по интернету передам. Как твоя фамилия?
         - Только скажешь – «Славик», она сразу поймёт! – парень роняет полную бутылку водки на траву, хорошо, что она пробкой закручена.
        - Подними! – говорю я ему, но он машет рукой, не в силах оторваться от забора. Я отхожу в сторону и издали смотрю на него. Он, с трудом передвигая ноги, направился к окраине Рабочего нашего посёлка. Бутылка так и осталась валяться…
        Неподалёку проскакал по могилкам белый крупный заяц - ещё не перелинял. Будет ему сегодня пожива! А по могилкам ходят бомжи и подростки - девочки и мальчики. Это - новое явление, дети. Они собирают печенье, конфеты, пасхальные яйца и… сливают из стаканчиков водку в бутылки… Кому-то из них «повезёт» – найдут эту, полную. И приложатся… может быть, впервые… А раньше по могилкам слонялись с мешками только старушки… Сегодня их не видать,  неустроенной же молодёжи много...
          Хорошо живём!..

          На фото "Славик"...