Сельский пруд

Петр Панасейко
                Село Солнечное, расположенное на Юге Восточной Украины, с размахом отпраздновало 20-летие Победы. Нет, село во время войны не пострадало: осенью сорок первого года его без боя оставили советские воины, а в сорок третьем – они же взяли его обратно. Тоже осенью и  без боя. Саманные домики не позволяли держать оборону. Ни тем, ни другим. Сельчане же, по сути, праздновали избрание председателя колхоза, настоящего хозяина села. Предыдущего районные  власти "ушли" вместе с отставкой его любимчика Никиты Хрущёва. Оба проводили не совсем удачные эксперименты над деревней, только в разных масштабах.

                Если ушедший колхозный руководитель думал прежде всего, как угодить вышестоящему начальству, то Юрий Юрьевич с первых же дней «повернулся лицом» к людям. Юрченко к своим тридцати  годам успел с золотой медалью окончить среднюю школу, затем сельскохозяйственный институт и поработать агрономом в соседнем селе, находящемся в трёх с половиной километрах от Солнечного. У себя он прославился тем, что увлекался рыбалкой и для этого устроил на территории села пруд. Соседи из Солнечного завидовали: не надо идти купаться или рыбку ловить за несколько километров от села. Давно они предлагали ему переехать к ним и возглавить колхоз. Но разве хорошие руководители любого уровня отпускают просто так своих не менее хороших подчинённых.

                Однако пришлось отпустить однажды. Жена Юрченко была родом из Солнечного. Когда заболела тяжело  мама (отец погиб на фронте) и ей понадобился постоянный уход, дочь хотела забрать её к себе, но та категорически отказалась. На то имелись основания: в селе похоронен муж и два сына-фронтовика, умершие уже в мирное время от ран. Тогда Оксана Петровна принялась за уговоры мужа на переезд к  своей маме. Тот согласился.

                Поселилась семья Юрченко в центре села, в доме в котором когда-то родилась и выросла Оксана. Прежде всего правление колхоза вместе с сельсоветом принялись за переустройство старинного села. Новый проект разработали в Киеве столичные архитекторы. Однако сельчане в лице своей власти его полностью не одобрили.

                По плану новая центральная улица должна была проходить сразу же за огородом Юрченко и его соседей. Председатель же предлагал другой вариант: дорогу провести с другой стороны  дома, а за огородами вырыть пруд. Хотя по плану он значился в другом месте: при въезде в село. Разработчики генерального плана переустройства Солнечного «подключили» районные и областные власти и … вышло по- ихнему.

                Прошло несколько лет. Мимо огорода Юрченко «бегали» туда-сюда машины. Что касается пруда, то на его месте уже рос бурьян, в котором прятались ёжики. И не только они. Вода по весне в первый год, заполнившая пруд (всю зиму, которая выдалась в тот год снежной, в него свозили снег с сельских улиц), к концу лета  испарилась и ушла в  песок в связи с отсутствием постоянного источника пополнения воды, то есть, родника. Тоже самое повторилось и на следующий год. И пруд забросили просто.  Сельчане по-прежнему ездили  купаться и ловить рыбу далеко за село. Председатель колхоза задумался, как помочь своим колхозникам в этом вопросе.

                Выход подсказал  личный водитель. Его бабушка рассказывала, что раньше у них за огородом на пустыре находился маленький родник, едва заметный. Никто на него внимания не обращал. Сельчане туда выбрасывали с близлежащих огородов отходы. Нынче на том месте мальчишки  играли в казаков-разбойников.

               После этого по решению правления колхоза на указанном месте появилась соответствующая техника: расчищали место для  труда, всё больше углубляясь в землю. К их радости родник нашёлся.

               Жизнеспособным ли он оказался, проверить не успели: ночью над селом прошёл ливень. Пруд наполовину заполнился водой. В последующие дни стали обустраивать его берега. Появилось место не только для рыбаков, но и для любителей загорать на песочке у  берега.

               С  открытием пруда в селе уменьшилось количество желающих ехать летом отдыхать на ближайшее Азовское море. Всё бы ничего, но в селе нашлись  противники рукотворного пруда.

               Первыми забили тревогу несколько жителей села, в один прекрасный день обнаружив, что в их погребах появилась вода.  Виной тому, уровень грунтовых вод, поднявшийся благодаря появлению  пруда. Им объяснили,то ли в шутку, то ли всерьёз, что овощи хранить лучше в холодильнике. Ответ пострадавших не устроил. И они, не афишируя,  с целью ликвидации пруда начали делать пакости. Маленькие и большие.

               Рыбаки всё больше и больше стали на удочках вытаскивать хищную рыбу. Откуда взялась, например, щука, они  ни как понять не могли. Первоначально  разводили мальков карася и карпа.
               
               - Кошмар, ребята, - возмутился тридцатилетний рыбак Иван, поймавший щуку, - если так дело пойдёт, то и крокодилы могут появиться в воде.
               - Ты, что этим хочешь сказать, папа? – спросил восьмилетний сын Вова.
               - Только то, что кому-то наш пруд очень мешает, и я догадываюсь кому.

                Прошло время. В один из воскресных вечеров Вова с другом Васей,  бросив удочки у берега, что есть мочи бежали от испуга домой.
               - Что случилось, ребята?- задала им вопрос встретившаяся на пути баба Глаша.
               - Крокодил в пруду! Крокодил!
               - Какой ещё крокодил? Откуда он взялся?
               - Не знаем, бабуля, он не очень большой, но  страшный. Страшно, аж жуть!

                Ни отец Иван  не поверил, ни соседи. Поверил только дедушка Вовы Гриша, который не раздумывая взял охотничье ружье и отправился на пруд. Как же он  удивился, когда увидел плавающее на воде зелёное «чудовище», но … совсем безобидное. Крокодил оказался игрушечным, но с виду настоящим. Кто и зачем так над мальчишками пошутил – никто не знал.

              Дедушка Гриша на фронте служил в разведке. Сидеть в засаде – ему не привыкать. Он понял, что после игрушечного в пруду может оказаться и настоящий крокодил.

              Через несколько дней, когда стемнело и на небе взошла Луна, он, взяв с собой любопытного внука, отправился на пруд. Спрятавшись в зарослях камыша, они стали любоваться ночной красотой вокруг. Спустя час услышали  какой- то шум на берегу и голоса.

              - Осторожно, батя, он кусается, - тихо произнёс парень.
              - Что кусается, это хорошо. Нам того и надо. Иначе от пруда этого нам никогда не избавиться, - последовал ответ.
               
               Пока бывший фронтовик заряжал ружьё, крокодил (настоящий на этот раз),  размером чуть больше  метра, спокойно уплыл от берега на середину пруда, спрятавшись под водой.
              -Дедушка, ты что, хотел крокодила убить?- полюбопытствовал Вова.
              -Да нет, внучек, что ты. Хотел выстрелить в воздух и задержать  владельцев крокодила.
              - Так стреляй сейчас, пока они не ушли. Нельзя,разбужу всё село. С другой стороны, я их не знаю, они не из нашего села. Надо выяснить, откуда и кто они. Это задание, внучек, я поручаю тебе.
               - А я справлюсь с ним, дедушка?
               - Справишься, внучек, у нас в разведке служил "сын полка" твоего примерно возраста. Он не такие задания выполнял. В конце войны его грудь украшали боевые ордена и медали.
                - Я всё понял, прослежу, дедушка.

                Внук задание выполнил. В берёзовой роще стоял автомобиль «Волга». На нём-то приехали и привезли крокодила неизвестные.  Различить при лунном свете в темноте номер и серию машины не удалось. Хотя он, как наследник фронтового разведчика, понял: автомобиль, скорей всего, они угнали. Вскоре свет в салоне автомобиля потух, незнакомцы уснули. Видимо, до утра. Юный разведчик вернулся домой, где его ждал с нетерпением дедушка:
               - Как дела внучек? Задание боевое выполнил?
               - Так точно!

               Дедушка заулыбался:
               - Тогда докладывай!

              Выслушав внука, Григорий Кононенко пошёл будить своего соседа Андрея, боевого фронтового товарища. Правонарушителей  задержали. Они оба находились в розыске за кражи. Оказались  не из этого села.  Бывшие же фронтовики получили благодарность не только от  участкового инспектора милиции, но и от его районного начальника. Ещё бы! Во-первых, крокодил в сельском пруду – не шутка. Могли быть тяжёлые последствия. Во-вторых, с их помощью раскрыта кража крокодила из областного зоопарка.

                Преступники же понесли справедливое наказание, как и те, кто их толкнул на это преступление. Это – отец с сыном Иваненко,  чей погреб пострадал от пруда.

             Что касается самого пруда, то его, подальше от греха, убрали, засыпали землёй. На его месте появился со временем прекрасный футбольный стадион, не уступающий районному.

18.04.2018 г.

Фото из Интернета