Как-то раз, полжизни спустя

Климов Иван
Утро выдалось морозное и солнечное. Вместе со мной на остановке дожидались автобуса несколько человек. Все стояли рядом, но в то же время каждый был отдельно от остальных – кто-то боролся с остатками сна, кто-то рассеяно смотрел в телефон. Вокруг было тихо и спокойно, мои самые любимые минуты перед очередным долгим днём.
- Коля? Коля Денисов?
Я вздрогнул. И даже не от того, что кто-то назвал моё имя, а от того, что голос до боли знакомый. Я посмотрел в сторону, откуда меня окликнули. Ко мне широкой походкой шёл человек. Он примерно моего возраста, хотя из-за бороды выглядел старше. Его лицо было смутно знакомо, но я не мог вспомнить откуда. Он подошёл, схватил мою руку и начал её энергично трясти.
- Неужели не узнаёшь? Ну же!
Я всматривался в его лицо, и вдруг начал различать знакомые черты. В моём воображении у него исчезла борода, морщины разгладились, а с глаз слетела пелена усталости. Память услужливо подсунула образ обычного подростка, которого я знал так давно, что уже успел позабыть. А несколько секунд спустя вспомнилось и имя.
- Витя? Кузнецов?
- Узнал! – Не отпуская мою руку, он расхохотался. - Я смотрю, ты - не ты. А потом узнал! Колян! Вот так встреча!
Мы были одноклассниками в обычной школе, одной из десятков по всему городу. В негласной иерархии класса Витя был в верхах. На переменах вокруг него постоянно собирались такие же лоботрясы, считавшие его авторитетом. Они ржали над всеми его шутками, бегали в столовую за пирожками и именно он втягивал их в такие истории, за которые потом вызывали родителей. Я же был из категории большинства — эдакая аналогия среднего класса. Тихо учился, тихо проживал школьную жизнь, ни во что не встревал. Наверно поэтому смог пережить это время относительно безболезненно.
- Ну что? Рассказывай! Где ты, как ты. Что после выпуска делал? Чем занимаешься?
Мои самые нелюбимые вопросы. Со времён выпуска я успел сменить с десяток способов заработка, и к своим тридцати четырём годам собрать внушительный перечень работ и профессий. Про это говорить? Или про учёбу рассказывать?
- Да много чем. После школы закончил физмат. Потом программированием занялся. Сейчас приложения пишу на заказ.
- Да ладно! Ты же вообще не поэтому был. Гуманитарий чистой воды!
- Было дело. Но интерес как-то после пришёл.
- Даже так? - Он достал сигарету, прикурил и затянулся. - Меня тоже жизнь помотала. Пробовал поступать, но провалился. Отслужил, вернулся. Женился, развёлся. Работал где придётся. О! Да я же и сейчас еду устраиваться. Охранником, в магазин один. Туда без опыта берут.
- Смотрю, не бросил? Как начал с шестого класса, так и...
- Я периодами. То брошу, то опять начну.
Разговор не клеился. Всё-таки я не люблю встречи со старыми знакомыми, с которыми уже ничего не связывает, кроме случайного прошлого. Мы даже в школе особо не дружили. Его компания не цеплялась к нашей, наша не лезла к его. Почему-то вспомнился выпускной, когда все стояли перед ступеньками, совершенно не зная, что говорить. Кто-то плакал, кто-то облегчённо вздыхал. А кто-то ждал, когда уже можно будет уйти.
Витя, по всей видимости, и правда был искренне рад встрече, улыбался и разглядывал с головы до ног. А я пытался понять, неужели и я тоже так постарел за эти семнадцать лет?
- Слушай, а ты чего не на работе?
- Я фрилансер, сегодня не занят. Еду к Мише Потапову. Помнишь такого?
- К Потапу? - Он бросил на тротуар окурок, и затоптал его ногой. - Погоди, к нашему Потапу? Который «За стеклом»?
Мишке Потапову в школе было особо не сладко. Тихий пацан, он всё время сидел где-нибудь в уголке с книжкой в руках. Из-за воспитания или не по годам большого ума он, и несколько таких же учеников попали в особое расположение компании Вити, которые не давали им прохода, стараясь задеть при любом удобном случае. Временами его откровенно унижали. Нам было жаль Мишу, но и вставать у них на пути мы не хотели. Возможно из-за чувства вины я и сдружился с ним после школы.
- Он же лохом был. - Не унимался Витя. – Мы же над ним прикалывались всегда.
- Не мы, а вы.
- А, ну да... Ну и что Мишаня? Чё сейчас делает?
- Отучился в Москве, закончил факультет международных отношений, работает по этой линии. Ещё книги пишет. Сейчас как раз со своим новым романом ездит по городам. Сегодня презентация в центральном книжном.
- Даже так. Во даёт! Выбился всё-таки. Слушай, будь другом, номерок его не дашь? Может, пристроит меня куда-нибудь?
Этого я не люблю больше всего, а именно делать одолжения людям, с которыми не хочу связываться. Возможно дело в том, что Витя мне никогда не импонировал, а может в том, что Миша вряд ли обрадуется такому привету из прошлого.
На моё счастье недалеко появился автобус. И в этот момент я понял, что должен ответить.
- Знаешь, наверное, нет. Вряд ли.
- Чё? – Радость слетела с него, и в голосе появились знакомые хамские нотки.
- Вить, помнишь, как тогда все думали, какая она - взрослая жизнь? Думали, возможностей через край, делай что хочешь, езди куда хочешь. Свобода. Да, она есть, в той или иной степени, но это не главное. Главное это то, что ты имеешь право выбирать насколько тебе быть свободным. Когда можешь выбирать с кем и когда общаться, и можешь сказать «нет» тогда, когда и правда не хочешь.
- Не, ты чё? Товарищу помогать не будешь? Мы же всё время краем расходились!
- Думаю, это не то что делает нас товарищами. Да и последняя вещь, за которую стоит цепляться, это прошлое. Извини. - Я зашёл в автобус, и повернулся к нему. - Я передам Мишке, что видел тебя. Прощай!
- Да пошёл...
Закрывающаяся дверь оборвала окончание фразы. Я встал у заднего окна, и посмотрел на удаляющуюся фигуру Вити. Он неподвижно глядел в сторону автобуса, пока тот не уехал на достаточное расстояние, чтобы наша встреча стала так же далека, как и все прошедшие годы до этого.

P.S.: Рассказ участвовал в общегородском литературном конкурсе "Чернильница 2017". Был опубликован в соответствующем сборнике произведений.
Август 2017