Попутчик

Александр Прохладный
Последние лет сорок, я зимой не носил перчаток – рукавиц, работа кабинетная, в транспорте – одна морока, да и потерять их немудрено в будничной суете. В тот мартовский вечер – возвращаясь из недальних странствий, глядел я в окно электрички, а в душе роились сумрачные дорожные печали. Мелькали за стеклом редкие огоньки селений, завывали двигатели под полом и невпопад тарахтел компрессор. В какой-то момент боковым зрением я углядел мужчину, который прохаживался по вагону и всматривался в лица немногочисленных пассажиров. Заострив своё внимание – увидел, лет ему за шестьдесят, представительный, хотя и одет небогато, он вдруг остановился возле меня и виноватым голосом предложил : - Купите перчатки – чистая кожа … и месяца не носил, прошу то всего «червонец» … Я машинально взял протянутые перчатки и тут же их вернул, а человек продолжил : - Если бы не нужда … Редко приходилось видеть лицо порядочного человека, вынужденного обращаться к незнакомым людям с подобной просьбой, я сделал приглашающий жест : - Садитесь ! Чуть помолчав, он представился : - Станислав Александрович. Из Саранска.

Познакомились – разговорились, мой попутчик ещё совсем недавно работал в солидной организации начальником техотдела, а тут грянула перестройка, в недрах которой вызрел капитализм «с человеческим лицом». Нашлись ушлые люди – закружили в многообещающем хороводе, уговорили на подпись в документе и вмиг оставили пенсионера с женой без крыши над головой. Супругу тут же хватит удар и через неделю она отошла в мир лучший, а Станислав Александрович почти без денег решил податься в Омск, к единственной дочери. На дальние поезда - билет «не по зубам», вот и пришлось пробираться пригородными маршрутами. Перчатки вновь оказались в моих руках, было у меня шестьдесят рублей – отдал я «десятку» и перчатки вернул, высказавшись, что они пригодятся в дороге. Мы ещё о чём то говорили, я посоветовал в крайнем случае обращаться к машинистам грузовых поездов – среди них немало хороших людей, глядишь и подвезут по доброте, и хлебом поделятся.

За окном показались мои родные места, минуты за три до остановки я вдруг сказал попутчику : - Верните «червонец» обратно ! Он молча протянул мне денежку и отвёл глаза в сторону, а я достал пятьдесят рублей и вложил ему в ладони. Станислав буквально ошалел от быстрой «смены декораций», слёзы выступили на его глазах : - Я же отдать не смогу … понимаете ? У меня тоже сдавило дыхание, крепко пожав ему руку – я вышел из вагона, красные огни электрички качнулись и быстро исчезли вдали. Невидимые льдинки хрустели под ногами, гнетущее чувство собственной вины не покидало меня по дороге домой. Немало лет прошло с той поры, а мне думается иногда – доехал ли до Омска мой горемычный попутчик, Станислав Александрович ?


17.04.18 г.           19:53