Пролитые капли

Лана Милус
Прихожу сегодня к пятикласснику. ВПР вчера сдали, волнения позади,  сегодня начинаем работать над текущим материалом. Следующая тема по программе «Типы словосочетаний», самое простое, что может быть. Дети это на раз – два понимают. Объясняю материал, привожу примеры, переходим к закреплению – мой ученик на нуле. Прошу:
- Сконцентрируйся, пожалуйста!
Мальчик длительное время смотрит сквозь меня, потом спохватывается и спрашивает:
- Сконцентрируйся – это значит соберись?
- Ну да, - отвечаю я.
- А как это ??? – спрашивает ребенок.
- Принеси, пожалуйста, блюдце, - прошу я.
- Что?????????????? – не понимает мой подопечный.
- Блюдце, блюдце, - повторяю я. И поясняю, видя абсолютную распазловку в глазах ребенка, который никак не связывает мою просьбу с занятием по русскому языку:
- Блюдце – это тарелочка такая. Её подают вместе с чашкой чая или кофе.
Мальчик, опасливо обернувшись  и удостоверившись, что у меня нет блеска сумасшедшего человека в глазах, приносит блюдце. Ставлю его на край стола и наливаю в него воды. До краев.
- А сейчас, - говорю, - твоя задача: взять блюдце и в вытянутой руке пронести его до маминой комнаты, не пролив ни капли.
У ребенка загораются глаза. Он хватает блюдце, уверяя, что это просто, и разом проливает почти всю воду. Отправляю его за тряпкой, а сама добавляю в блюдце воды:
- Задание прежнее, - говорю.
Он уже осторожно, примериваясь, высунув кончик языка, пытается взять блюдце. Ура! Взял! И тут же пролил большую часть, делая первый шаг. Опять ставим блюдце и доливаем воды. Мальчик берет блюдце и,  сосредоточившись, делает первый, второй шаги. Я считаю, сколько раз вода выплеснулась: три. Назад идет не выплеснув ни единой капли.
- Расскажи мне, пожалуйста, что такое – сконцентрироваться, - прошу я.
Ребенок говорит:
- Не суетиться, не думать, что это просто, не отрывать взгляд от блюдца, думать только о том, как дойти и не пролить.
- Как думаешь, зачем нужна концентрация?
- Чтобы хорошо выполнить задачу.
- ОК, - говорю, - а теперь попробуй сконцентрироваться на этой теме.
Еще раз объясняю материал. Повторяет и залпом выполняет первое задание. Потом начинает пинать стену и выискивать что-то у себя в ухе и в носу.
- Сколько сейчас воды пролил? – спрашиваю.
Мальчик задумывается и говорит:
- Я понял!
До конца занятия проливает еще несколько капель. Но тема усвоена. Думаю, две темы…