Дети моря

Лариса Степанова Сказочница
Есть в Крыму чудесный град,
Каждый побывать там рад,
Чтоб на берегу морском
Слушать сказки о былом:
Я запомнила одну
И с неё сейчас начну…
         ***
Муж с женою как-то жили,
Жили дружно, не тужили.
Муж лениться не любил:
В море рыбу он ловил,
Сам корзины плел и сети -
За семью он был в ответе.
И жена ему под стать,
Не привыкла отдыхать:
Шьёт, готовит и прядёт,
В доме чистоту блюдёт.
Всё бы ладно, да они
Жили без детей – одни…
Муж порою горевал,
О сыночке всё мечтал,
А жена и день, и ночь
У небес просила дочь.
Раз отправился он в море,
Долго плавал на просторе,
Сколько сети ни бросал -
Две рыбёшки лишь поймал
И с добычей небольшой,
Воротился он домой.
«Вот, жена, и весь улов…»
«Дорыбачился, нет слов», -
Недовольно та ворчит.
Ну а тот в ответ молчит.
А она опять: «Дела…
Или рыба вглубь ушла,
Или ты уж не рыбак?
Не пойму я, муж, никак!»
Рассердился тот: «Ну что ж,
Коль рыбак я не хорош,
Мигом споры прекращу -
В море рыбок отпущу!
Был улов хоть небольшой,
Станет вовсе никакой».
Та в ответ ему: «Ступай,
Коль надумал, отпускай
И ложись голодным спать!
Где еды на ужин взять?»
Муж смолчал на этот раз,
К морю поспешил тотчас.
А супруга вслед за ним:
«Ну, упрямец, поглядим -
Настоишь ли на своём
Иль назад вернёшься в дом».
Тот же к морю подошёл
И такую речь повёл:
«Вот вернулся я опять,
Чтоб улов тебе отдать:
Довела жена до слёз,
Что две рыбы лишь принёс…
Да и мне обидно стало,
Что удача вдруг пропала…
Чем тебя я прогневил,
Что улов не заслужил?
Коль не прав в чём - повинюсь,
Низко в пояс поклонюсь».
Бьёт поклон, вздыхая: «Горе…»
Отпускает рыбок в море…
Зашумело оно вдруг:
«Ты, рыбак, мне давний друг -
С детских лет ты мне знаком:
Долго рядышком живём.
Ты всегда трудолюбив,
Добр душой и не спесив,
Коль ловил большой улов,
Не жалел хороших слов,
Говорил всегда «спасибо»,
Когда в сети была рыба -
Так что зла я не держу.
И ещё тебе скажу,
Что готова и сейчас
Сделать что-нибудь для вас,
Ведь на жемчуг и на злато
Море Чёрное богато.
Но сказал рыбак в ответ:
«Прожил я немало лет
И богатств не накопил,
Хоть работал, что есть сил
И сейчас мне их не надо:
Ни жемчужин и ни злата.
Об одном я лишь мечтал,
Чтобы сына Бог мне дал».
Тут рыбачка: «Муженёк,
Чтобы не грустил сынок,
Доченьку проси скорей,
Будет вместе веселей!»
Море им: «Ну так и быть,
Вам готово услужить –
Две рыбёшки, что ты спас,
Подойдут вам в самый раз».
Тут нахлынула волна –
Принесла детей она…
Муж с женою к ним спешат -
Мальчик с девочкой лежат:
«Мальчик крепенький на диво -
Назовём его Данила.
И дочурка без изъяна -
Станем звать её Татьяна».
На руки берут детей
И спешат домой скорей…
             ***
Стали в счастье с тех пор жить,
Сына с дочерью растить.
…Но однажды корабли
Чужеземцев подошли,
Чтобы девушек пленить
Да богатства раздобыть,
Забирали и детей,
Что покрепче, здоровей.
Как не тужился рыбак –
Дверь не удержать никак:
Все летят засовы прочь -
Их детей забрали в ночь…
Всюду слышен плач и крик!
А злодеи скрылись вмиг:
Как явились – так ушли,
Канули в морской дали…
И к турецким берегам
Мчит их судно по волнам.
Там Султану на показ
Пленников ведут тотчас.
Тот добычу оценил
И свой взор остановил
На подростках, чьи глаза
Пропустить в толпе нельзя:
Хоть и были все в слезах,
Виден гордый блеск в глазах
И покорности в них нет –
Только лучезарный свет.
Рядышком они стоят
И друг друга ловят взгляд.
Слугам указал на них
«Мне покличьте тех двоих,
Вижу - мальчуган хорош,
На нас нравом слишком схож -
Есть характер… Посему
При дворце служить ему.
Станет сына развлекать,
Наши нравы познавать,
И с наследником Ахматом
Должен быть всегда он рядом.
Девочку, что вместе с ним,
Зейне - дочке отдадим,
С этих пор игрушкой ей
Быть при дочери моей,
Ведь как кукла хороша -
Только то, что есть душа».
Приказ отдал: с глаз долой
Удалился в замок свой.
Так судьба решилась их,
Бедных тех детей двоих…
Долго и гадать не надо:
Мальчик с этим ясным взглядом
Был рыбацкий сын Данила,
Ну а красотой манила
И была вся без изъяна
Дочь рыбацкая Татьяна.
Во дворец их повели,
По-турецки нарекли:
Он – Саид, ну а она
Стала зваться впредь Айна.
Всем придворным приказали,
Чтоб их так и называли,
Ну а их предупредили,
Чтоб как звали – позабыли.
А сестра и брат молчат,
Что родня не говорят,
Чтоб себе не навредить,
На чужбине рядом быть.
Им двоим и слов не надо –
Понимают всё по взгляду.
Дочь Султана же с Айной
Подружилась как с сестрой.
И Ахмад Саиду рад,
Стал ему как сводный брат.
       ***
Время шло… Они росли -
Стать и силу обрели,
Но мечтали лишь о том,
Чтоб вернуться в отчий дом,
Где у моря отец, мать
Их не уставали ждать…
В султанате между тем
Вдруг известно стало всем,
Что визирь в Айну влюблён,
Рад на ней жениться он.
Был не молод он совсем
Да, что злобен, знали все.
Как узнала то Айна,
Что женою стать должна,
Подняла бедняжка крик:
«Как же так?! Ведь он старик!»
Брат о том лишь услыхал –
Сон бедняга потерял -
Всё раздумывал: «Как быть,
Как сестру освободить?»
Улучил момент Саид
И сестрице говорит:
«В полночь буду тебя ждать…
Но никто не должен знать:
Мы бежать с тобой должны,
Пока нет большой волны.
Лодку нашу среди скал
Я надёжно привязал».
В замок свой она спешит
И с надеждой говорит:
«Вот бы так, как братец хочет,
Получилось этой ночью».
Тут навстречу ей Зейна:
«Очень я удивлена,
Где так долго ты была,
Почему одна ушла?»
Та не знает, что сказать,
Ведь совсем не может врать…
Лишь слезинку за слезой
Невзначай смахнёт рукой.
Но Зейну не проведёшь:
«Что, подружка, слёзы льёшь?
Моё сердце не томи –
Что случилось? Не таи!
Ты же знаешь, чем смогу,
Тебе сразу помогу!»
Тут расплакалась Айна:
«Всем известно, я должна
Стать визиревой женой,
Но он старый, страшный, злой –
Не могу его терпеть,
По мне лучше умереть!
И ещё признаюсь в том,
Что мне снится отчий дом,
Где у моря я жила,
С матушкой, отцом росла -
Хочется домой уплыть,
Чтобы с ними рядом быть…
Есть один лишь человек,
Кто мне верен, и побег
Кто сумеет совершить,
Чтоб меня освободить –
Он мне дорог с детских лет
И его роднее нет…»
Госпожа ей: «Кто же он?
Кто давно в тебя влюблён?»
Тут Айна и говорит:
«Этот юноша… Саид…»
«Как?! – Зейна омрачена, -
Я… в Саида влюблена…
Но не ведала о том,
Что мечтаешь ты о нём,
Что тебе одной он рад...»
«Не печалься – он… мой брат».
И Айна скрывать не стала,
Всё как было рассказала…
«Но как брат тебя спасёт?»
«Ночью на берег придёт,
Лодку спрятал между скал,
Мне туда прийти сказал…»
Закричала та в ответ:
«Нет, Айна, конечно, нет!
В лодке вам не убежать -
Должен он об этом знать:
Вас догонят, возвратят,
Не помилуют - казнят!
И Саид пусть не спешит,
Глупостей не натворит!
Нужно уличить нам случай,
Чтобы сделать всё получше».
Известила сестра брата,
Торопиться, мол, не надо.
        ***
Подвернулся случай вскоре
При луне поплавать в море.
Но чтоб можно им отплыть,
Надобно отца спросить.
Тот, дочь выслушав, изрёк:
«Но домой вернитесь в срок!»
Стражникам своим тотчас
Отдал он такой приказ:
«Дочь велю сопровождать,
Что прикажет – исполнять,
Станете перечить вы,
Не сносить всем головы!»
Всё устроено: Зейна
И красавица Айна
На корабль вдвоём спешат,
Улыбаясь, говорят:
«В небе ясная луна,
Нам укажет путь она!»
А сестра вокруг глядит:
Где же брат её Саид?
Госпожа шепнула ей:
«Да в каюте он моей,
Только в море уплывём,
Его сразу позовём».
И решимости полна,
Отдаёт приказ она:
«Плыть на северо-восток -
Этот путь не так далёк,
К Черноморским берегам!»
Судно мчится по волнам…
Саид вышел – не поймёт:
И Зейна с ними плывёт?!
Брату шепчет тут Айна:
«Госпожа ведь влюблена,
Ради той любви большой
Дом покинула родной».
«Как? В кого? – взволнован он, -
Я в неё давно влюблён!
Но признаться не посмел,
Хоть давно сказать хотел…»
А сестра смеётся: «Зря,
О любви молчать нельзя.
Знай теперь, мой брат Саид,
По тебе она грустит!
Согласилась с нами плыть,
Чтоб с тобою рядом быть».
Брат направился к Зейне:
 «Ты давно по нраву мне!».
Светятся её глаза -
Скрыть волнения нельзя!..
                ***
А меж тем Султан узнал,
Что корабль Зейны пропал
И Саида нигде нет…
Не разбойников ли след?
И, узнав то, в тот же час
Отдаёт Султан приказ:
«Что случилось должен знать -
Судно срочно разыскать!»
Говорит отцу Ахмат:
«Я найти сестрицу рад
И Саида, и Айну,
Лишь бы не пошли ко дну,
Не случилась бы беда…».
Сыну тот ответил: «Да…
Потому ты поспеши,
Их в округе разыщи».
Брат уверенно вперёд
За сестрой своей плывёт.
День он в море и другой…
Вот на третий молвит: «Стой!
Судно вижу впереди…»
Вдаль он пристально глядит
И в трубе подзорной вдруг
Видит: на том судне - друг,
Рядом с ним стоит Зейна,
И Айна с ними видна -
В край чужой они спешат,
Не домой - не в султанат…
Ничего не понимая,
Судно быстро догоняет.
Вот на их корабль взошёл,
Разговор такой повёл:
«Не случилась ли беда?
Плыл стрелою я сюда
И настиг вас наконец,
Как просил о том отец.
Видеть в здравии вас рад!»
Тут Саид промолвил: «Брат,
Час признания настал,
Слушай же, что я скрывал…»
И поведал всё о том,
Что о доме знал своём,
Как пленили их с сестрой,
Чтоб забыли дом родной,
Как в неволе он страдал
И о родине мечтал,
Как Зейну он полюбил
И узнал, что ей он мил…
Если же сейчас Ахмат
Возвратит их всех назад,
Они смерть все предпочтут –
В султанат не поплывут…»
Сын султана поражён –
То впервые слышит он.
И Айна призналась тоже -
Жить без Родины не может
И поведала она, что
Татьяной названа,
Ну а брат её - Данила,
Стал сестре он другом милым:
«Помогает она нам
Плыть к заветным берегам.
Не губи ты нас, Ахмат,
Не вели нам плыть назад!»
Просит и сестра: «Прости,
Всех нас с миром отпусти!
Если нет – мы все умрём,
Но назад не поплывём!
Знай, я счастлива теперь
И любима… Мне поверь!»
Поразмыслив, тот сказал:
«Всем, что ныне услыхал,
Поражён, то не скрываю
И как быть теперь - не знаю…
Есть приказ отца - назад
Привезти вас в султанат…
Только сердце шепчет мне:
«Помоги друзьям, сестре –
Пред Аллахом все равны
И свободны быть должны,
Ведь неволи хуже нет!»
А коль так – вот мой ответ:
К Черноморским берегам
Разрешаю уплыть вам,
А Султану в тот же час
Ваш поведаю рассказ.
И даю вам на прощанье
Я такое обещанье:
Впредь бесчинства не чинить,
Людей боле не пленить:
Кто неволю испытал –
Горе тот сполна познал!
Так плывите, в добрый час,
Навещу я вскоре вас».
На Татьяну бросил взгляд:
«Тебя видеть буду рад,
Ведь прекрасная Айна
Мне сестрой наречена,
Как смогу её забыть
И её не навестить?
Без красавицы такой
Султанат померкнет мой!
И Данила мне как брат,
Его видеть буду рад,
И сестрица мне мила –
Не желаю я ей зла!»,-
Так Ахмат проговорил,
К берегам родным поплыл…
Был счастливым этот миг:
Чайки, издавая крик,
Над волной неслись, кружась,
Чтобы новость разнеслась,
Что набегам впредь не быть
И народам в мире жить!
         ***
А меж тем корабль с Данилой
И его сестрицей милой,
И с красавицей Зейной
В Крым приплыл дневной порой,
В город, где не уставали ждать
Их отец-рыбак и мать:
Им вернуло море вновь
Счастье, радость и любовь!