Горе от ума... Или шизанутая Маша

Валентин Иванов 4
             Горе от ума...Или  шизанутая Маша.

 
Небольшой рассказ интересный, наверное, только специалистам и любителям флота.
Неоднократно в своих правдивых байках описывал ситуации самовольства командиров различного уровня, которые ничем больше как придурью левого пальца задней ноги никак объяснить не получалось.

Более  подобающей аналогии этого «праздника непослушания», как мультфильм «Маша больше не лентяйка» я не нашел. Это когда частично нарушается причинно-следственная связь между своим «Я», боевым приказом, обстановкой и просто дуростью.
«Да, я не хозяйка своих ног и рук...» и с радостью стану жрать ложками хрен с горчицей,  или как мыши, которые плакали, но грызли кактус.
Итак, в 80-х годах прошлого века получили мы наконец долгожданные дизельные подводные лодки проекта 877, еще называемых «Варшавянками». В плане Генерального штаба СССР, после пяти лет эксплуатации эти лодки должны были быть переданы морским силам стран Варшавского договора.Б-260, Б-404, Б-405, Б-229  и прочие.
Лодки поступили в 182 бригаду которая базировалась в б. Бечевинская. В поселке Финвал.
Создание там пункта базирования, было идеей Главкома ВМФ Адмирала Горшкова. Стратегически идея была оправдана, минус- отвратительный выход из бухты. Его постоянно приходилось чистить. Все закончилось после сильного землетрясения в начале 90-х, после которого поднявшееся дно пролива углубить не было возможно. И последние лодки, выводимые в Завойко, продирались буквально на брюхе.
 
Несколько слов о подводных лодках пр.877. Основной особенностью ее было- малая шумность, значительная дальность обнаружения подводных целей гидроакустическим комплексом МГК-400 и возможность сделать предварительный анализ типа обнаруженной цели. Малая шумность была достигнута из-за отсутствия ГТЗА, мощных насосов и помп, какие имелись на атомных лодках. Шумность лодки на 5  узлах составляла  80-90 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м., что было меньше чем на лодках США «Стерджен» и соизмеримо с  «Лос-Анджелес» на их 6-7 узловом ходу.
Если «Варшавянка» зависала на 2-3 узлах, то превосходила американские лодки в дальности обнаружения примерно на 30%.
Минус- необходимость производить зарядку аккумуляторных батарей , что демаскировало ее шумом и выхлопом дизеля. Хотя, по моему, к этому времени аппаратуры «Sniffer», для обнаружения работы дизеля у американцев уже не было.
Ну, еще несколько слов о байке с названием «Черная дыра», такого не помню. По крайней мере, до книг Покровского и фильма «72 метра» такого прозвища у лодки не было. По моему, сами придумали, сами и гордимся.
На лодке в последующем  были установлены 7 лопастные «сабли», не имевшие режима кавитации. До этого был 6 лопастной винт.
Вооружение составляли торпеды до 18 ед.  из них 2 со спец. боевой частью (ядерные).


Гидроакустический комплекс позволял обнаруживать подводные лодки типа «Лос-Анджелес» в режиме шумопеленгования до 80 каб. Иногда отмечались обнаружения в 208 каб, но это при ее ходах более 10 узлов. Это наиболее характерно во время проходов американскими лодками проливных зон Курильского рубежа. Сложность и сила течений в проливах заставляла иметь скорость хода от 10 узлов и выше. Ну мы, естественно, этим пользовались.
Генерируемый лодкой  шум имеет характерные частоты модуляции, которые содержат информацию о количестве лопастей и скорости вращения гребного винта (скорость вала гребного винта).
Величина интереса к узкополосному пассивному сонару представляет собой спектральное содержание входящего звук со всех сторон, интегрированный в течение определенного промежутка времени.
Для анализа шума МГК-400  может использовать два режима работы: сигнал LOFAR
который чувствителен для прямых частотных линий и обработки сигналов(широкополосный анализ)  и DEMON который  имеет возможность обнаруживать линии косвенной частоты. Условное обозначение LOFAR (LOW Frequency Analysis and Recording) , DEMON означает обнаружение пакета шумов (детектирование модуляции или узкополосный анализ).
 

 То есть, комплекс имеет возможность выделения спектра, наиболее шумящих составляющих в общем фоне подводной цели.
Иностранные обозначения берутся потому, что мы оперируем их, западной математической моделью описания шумов. Ну и величины измерений шумности у нас и них отличаются. То есть, или дюймы или сантиметры, грубо говоря.

Чтобы и далее не забивать читателям голову, по сравнению с  комплексами прошлого поколения -это был значительный прогресс. Наряду с низкой шумностью, это позволило значительно увеличить дальности обнаружения иностранных лодок.

Несколько слов о том, что делали американские лодки в Охотском море. Дело в том, что  после 1985-86 гг. был сделан неутешительный вывод, что практически около 90% наших стратегов выходящих на боевую службу, сразу после выхода из базы становились объектами слежения. Попеременно, атомной лодкой, самолетом патрульной авиации, судно с гидроакустической разведки или СОСУС.
Уничтожить наш стратег они могли бы через час после получения команды при непосредственном слежении, или через несколько часов после слежения СГАР (Судно Гидроакустической Разведки) или БПА (Базовой Патрульной Авиацией).
Поэтому, было принято решение лодки пр.667 АУ, 667 Б отправлять на боевую службу в Охотское море. РПКСН пр.667 БДР продолжали нести боевую службу в Аляскинском заливе. Естественно, Главным Оперативным Управлением ВМФ было выполнено целераспределение. Так как ракеты из Охотского моря не могли «достать» западное побережье США. Или  стрелять из северной части Охотского моря  по базам на Аляске, или из южной Перл-Харбор и Окинава.
Ну, а американские лодки стали частыми гостями в Охотском море, поэтому было принято решение в 1986 году создать Курило-Камчатский противолодочный рубеж и привлечь подводные лодки пр.877, авиацию 310 и 317 авиационных полков.
Задача- максимально возможное время перекрыть проливы Крузенштерна, Буссоль и Четвертый Курильский проливы. Через них лодки США могли пройти не нарушая территориальных вод СССР. Хотя я имел информацию, что иногда они проскакивали и Первым Курильским и  проливом Северина.
 
Начали мы составлять графики выхода на службу, поисковые скорости, цикличность поиска и зарядки батарей. Сходились на том, чтобы «шуметь» дизелями на зарядке со внутренней стороны островов маскируясь шумами приливно-отливных течений. После этого выходить на 72 часа в пролив ходами 3-5 узлов. Движению преимущественно курсами с океанской части Курил 35-45 град, то есть в направлении на северо-восток.
Естественно, перед написанием боевых распоряжений провели занятия с командирами и гидроакустиками. Основное усилие на скрытое слежение, себя не демаскировать, не гнаться за временем слежения.
Ваша задача- обнаружить, классифицировать, определить ЭДЦ (Элементы Движения Цели). В эфир даже СБД (Сверх Быстро действующая связь), не молотить. Уже давно научились  эту посылку обнаруживать пеленговать.
А если по  данным американцев там находится их лодка, то всплеск нашей посылки из этого района, это однозначно ее обнаружение.
Выжди пять-шесть часов, пре необходимости дернем авиацию, она ее накроет. Тем более, что в проливных зонах авиационными буями работать трудно, а то и просто невозможно. Во первых приличное волнение, а во вторых их быстро сносит течением.
Ну «первый пошел». «Варшавянка» Б-404 в феврале 1986 года. В Четвертом Курильском проливе обнаруживает идущую  в пролив подводную цель. Все определил, шумы записал классифицировал, ну пристройся ты за ней и убедись что она прошмыгнула в пролив. Ни-фи-га. Активной посылкой ГАС ей в лобешник Ба-бах!!!
Та ,естественно в шоке, отворот на 180 град и отрывается. Через некоторое время, зная что есть лодка что ее обнаружила, находит способ проскользнуть в другом месте.
И тут же дает оповещение об обнаружении по флоту.
Ну мы то тогда этого не знаем. Команда в Монгохто , Ту-142 ставит на выходе из пролива поле буев. «Дуля вам с маком».
По окончании боевой службу загоняем лодку в Новое Завойко и всем штабом на нее наваливаемся.
-И нафига ты ее акустикой утюжил?
-Так, подтвердить , что именно подводная цель. Шумы это шумы, а отметка это весчь!
-Так акустики то подтвердили в пассивном режиме. Чегож тебе надо, хороняка?
-Это я имитировал торпедную атаку.
-А оповещение зачем сразу давал? Просили же, выжди пару часов.
-А скрытность после моей торпедной атаки все равно коту под хвост. И вообще, не фиг шастать возле наших островов.
Логика железная. Одно нарушение указаний служит для оправдания второго.
Ну ладно, первое обнаружение, на большой дальности, сам такого не ожидал. Немного повоспитывали командира старшие товарищи.
Далее, идет Б-405 в декабре 1986, уже в проливе Крузенштерна. Ну все согласно расчетов, зацепила иностранку лоб в лоб, когда та идет в пролив. И дальность обнаружения большая и саму ее на фоне приливов не слышно.
Те же яйца, только в профили. Акустикой шарах! Американка уваливается вправо и уходит севернее вдоль островов.
Начинается новая экзекуция.
-Зачем?
-А мне командир Б-404 рассказывал, как они супостата шуганули.
-Ну ты распоряжение читал? На инструктаже был? На-Хре-На ?!
-По войне я бы ее торпедировал.
Ну допустим, выстрелил бы первым, торпедировал ли это вопрос. Хотя, как считают, первым пульнул-первым попал.
Ты доживи еще до войны, они тоже не идиоты и скорее всего, после твоей посылки акустикой крутанулась, может буксируемую станцию выпустила, определилась....Так несколько таких проколов и амеры будут иметь статистику по «Варшавам», а там и до индивидуальных шумовых портретов недалеко.
Как горохом об стол.
С одной стороны, командир ты, это твое решение. Имеешь полное право получить люлей. Но мозги то нужно хоть иногда включать.
Хорошо, что хоть доложил честно. А то вообще мог сказать- Слежение скрытное.
Зато в феврале 1987 Б-470 все сделала как учили. Южнее пролива Крузенштерна зацепила иностранку, исходя из чего, мы сделали вывод, что контролируют они и те проливы, в которые сами не ходят из-за территориальных вод. Проливы Дианы,  Рикарда, Надежды, Среднего.
За счет большой скорости хода  успевают проскакивать и иметь возможность обнаружить наши РПКСН , но нарываются на «Варшавянки».
По войне было бы самое то. Шарахнуть торпедой хватит и десяти минут обнаружения. В мирное время, только увидел и тут же она оторвалась.
Эпопея с Б-404 продолжалась. В октябре 1987 командир приловил иностранную лодку, которая входила в пролив Фриза следя за нашим РПКСН. Ох он и оторвался. Настрелялся условными торпедами, извините, до усрачки. Н знаю, смог ли наш стратег оторваться от слежения, об этом только операторы знают.
Но, думаю, что если и оторвалась, то ненадолго. Шумят сильно старушки.
В очередную боевую службу снова-здорово. В марте 1988, та же история. В проливе Фриза, благодаря своему классному акустику, снова обнаруживает иностранную лодку на большой дальности. И снова лупит ее активной посылкой ГАС, торпедометатель мля, американка выполняет отворот на 180 градусов, маневрирует и, естественно» за счет большей скорости отрывается.
По приходу со службы снова пытаем командира.
-Слушай, ну они что, американцы эти, тебе в суп наплевали? «Если вы не в грош не ставите генерала, пожалейте хоть бабушку» (Фильм «Офицеры»).
-А чего они...
-Ну ты своими чапаевскими выходками нам всю малину перегадил. Тебя командующему флотилии для опытов сдать?
-Не надо...
-Твой предшественник, на этой лодке, так хорошо на поисковой в октябре 1984 года отработал вместе с ТАКР «Новороссийск» и с авиацией.  Ну неужели нельзя точно выполнять то что тебе предписано боевым распоряжением?
Ну а дальше понеслось-Б-405 в октябре 1988, Б-439 в феврале 1988, Б-404 в апреле 1989..и еще и еще.
Наши бравые командиры с упорством маньяков продолжали раздавать гидроакустические поджопники  всем встретившимся на пути американским лодкам.
И тут, о не чудо нифига, к 1990 году скрытые обнаружения закончились. Даже попытки следить скрытно ни к чему не привели. Дальности первичных обнаружений неожиданно уравнялись. И теперь бывало, что и американцы первыми обнаруживали наши супер-пупер малошумные «Варшавянки».
А когда пришло время подводить данные статистики и делать выводы- СССР плавно и неожиданно приказал долго жить.
После 1992 года задача противолодочной обороны на Курило-Камчатском рубеже была с флотилии снята и мы потихоньку начали откат назад. Который, мне кажется, не закончился до сих пор.
Вот такая не очень веселая история про ручки и ножки, которым надоело слушать умную голову. Это я не о себе, а о умных головах из оперативного отдела штаба Камчатской флотилии.

Закончу еще раз процитировав израильского летчика, после побед на советскими мигами в Египте-"Я думаю, русские совсем неплохо летают. Меня даже удивило, что они проделывали со своими машинами. Но им явно не хватало навыков эффективного боевого маневрирования чтобы поразить противника. Они хорошие летчики, но слабые тактики. У них нет боевого опыта. Они действуют по шаблону и поэтому легко предсказуемы."........
Умение строить многоходовые комбинации-это длительный процесс в становлении командира любого ранга. Храбрых и исполнительных много. Умение анализировать, делать выводы и строить прогноз -это удел немногих.
Этому нужно учиться, а не тупо пробивать стены головой. Почти всегда тактический выигрыш это стратегический проигрыш.
Тактическая неуправляемость наших командиров лодок и понты доказать амерам свою крутость здесь и сейчас  подтвердила это правило через несколько лет.
К сожалению.