Опережающий время

Алекс Нефедов
Подводная лодка и танк, воздушные винты и парашют, ткацкий станок и шарикоподшипник, оружие массового поражения и хитроумные хирургические инструменты, шедевры живописи и рисунки расчленённых трупов. Что может быть общего между всем перечисленным? И может ли? Ответ однозначный: всё это придумал и создал один человек. И убедиться в этом нетрудно. Стоит только посетить уникальную выставку «ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ХУДОЖНИК. ИНЖЕНЕР. УЧЁНЫЙ. ГЕНИЙ».

Интерактивная выставка посвящена изобретениям гения науки и искусства, одного из титанов эпохи Возрождения. Великий художник, творец, талантливый архитектор, инженер, анатом, Леонардо Да Винчи всю свою жизнь занимался познанием мира. Его технические изобретения опережали время на несколько веков, поэтому большей своей частью остались только на бумаге – в рисунках, чертежах и подробных описаниях. Более 6000 страниц – таков объём рукописей, дошедших до наших дней и ставших мировым наследием. Знаменитые «Атлантический кодекс», «Мадридские манускрипты», другие письменные артефакты и стали основой того, что помогает нам сегодня открыть новые грани гения Средневековья.
Группа российских инженеров-энтузиастов поставила перед собой цель: исследовать чертежи знаменитого изобретателя. И не просто изучить возможность реального применения идей Леонардо, но с максимальной точностью воссоздать в виде действующих моделей те машины, которые были им придуманы. Так постепенно возникла идея выставки изобретений Леонардо Да Винчи, которая привлекает внимание не только детей, но и взрослых.
На выставке представлено более 50 экспонатов: от простейших устройств до сложных летательных аппаратов и машин. Основой экспозиции является её интерактивность. У посетителей есть возможность испытать оригинальные средневековые механизмы и машины, а также наглядно разобраться в их устройстве и принципе работы. Этот научный аттракцион даёт возможность непосредственного изучения законов физики и механики, которыми виртуозно пользовался великий Леонардо.
 Как известно, Да Винчи интересовался медициной, анатомией, физикой, химией, механикой, астрономией и другими науками. Он сконструировал хитроумный домкрат, станок для шлифовки зеркал, устройство для насечки напильников, системы силовых блоков для подъёмных машин, измеритель пути. Гений мысли жил в эпоху нескончаемых военных конфликтов, и это также отразилось в его изобретениях в период его службы военным инженером у Чезаре Борджиа, который силой пытался объединить разрозненные итальянские города-государства. В бытность военным инженером Леонардо придумал всевозможные штурмовые и осадные машины, системы защиты крепостных стен, колесницы-косилки, гигантские арбалеты и катапульты, многоствольные артиллерийские установки, устрашающие бомбарды, разводные, поворотные и подвесные мосты, понтонные переправы… На его счету новаторские проекты артиллерийских орудий. Более того, он предлагал изготавливать ядра для пушек вытянутой формы и устанавливать на них стабилизаторы полёта, что существенно повышало дальность и точность стрельбы. Леонардо думал и об использовании шрапнели ради нанесения большого урона наступающей пехоте противника. Вершиной его технической мысли стал танк диковинной конусной формы. Механизм, посредством которого осуществлялось движение танка эпохи Возрождения, состоял из колёс, зубчатых шестерён и рукояток. Предполагалось, что танк должен перемещаться посредством мускульной силы экипажа из восьми человек. По периметру конструкции устанавливались пушки. Наверху находилась смотровая башня. Танк получился настолько высоким, что внутри должны были устанавливаться лестницы.
Всю свою жизнь Леонардо был буквально одержим идеей полёта. Многие его зарисовки и исследования посвящены изучению устройства крыла, полёту птиц. Осуществить движение с опорой на воздух – вот мечта, которая всегда волновала человечество. Леонардо придумал не только воздушный винт и махолёт. В 1483 году тридцатилетний Леонардо сделал в своей записной книжке набросок конструкции парашюта в форме четырёхугольной пирамиды с каркасом из деревянных реек. Рисунок он снабдил прояснением: «Если у человека будет столько пропитанной парусины – по 12 ярдов каждая сторона и 12 ярдов в высоту, то он сможет прыгнуть с любой высоты безо всякого для себя вреда».
Британский энтузиаст-парашютист Адриан Николас решил воплотить эту идею. При создании «леонардовского парашюта» он использовал не современные инструменты и материалы, а максимально близкие к тем, что применялись в средневековом Милане. Конструкция вышла достаточно тяжёлой – около 85 килограммов, что лишь добавило скептикам сомнений. Летом 2000 года Николас совершил прыжок с высоты в три километра. Ко всеобщему удивлению конструкция послушно раскрылась и держала форму, обеспечив своему хозяину плавный спуск на землю, а Леонардо – славу изобретателя первого в мире работоспособного парашюта. Его модель также представлена на выставке.
В 1504 году представители Флорентийской республики обратились к Леонардо с просьбой сделать судоходной обмелевшую реку Арно. И Да Винчи нашёл выход – он предложил идею гигантского крана для рытья каналов. Устройства, подобные тому, первому, существуют и широко используются и по сей день. Активно применяется в строительстве и идея подъёмного крана для сооружения высоких крепостных и замковых башен. Правда, башни теперь строят редко, зато небоскрёбы всё чаще и чаще. Придуманный Леонардо кран был для своего времени воистину революционным: он монтировался непосредственно на строящуюся стену после выкладки нижних рядов блоков. Затем кран перемонтировался и закреплялся на выстроенной части башни выше. Таким образом, кран поднимался вместе с башней и был пригоден для возведения сооружений практически любой высоты. По окончании работ кран разбирался и перевозился на новую стройплощадку.
Разнообразность изобретений Леонардо поражает. В 1482 году герцог города Милана Лодовико Моро пригласил молодого Леонардо на службу в коллегию герцогских инженеров. За несколько лет службы Леонардо предложил построить оригинальный плетёный арочный мост, сооружаемый без единого гвоздя, сконструировал множество различных металлургических печей, прокатный стан, печатный и ткацкий станки, различные деревообрабатывающие машины. Он оставил эскизы редукторных и червячных передач, механизмов для забивания свай, прибора для измерения скорости ветра, автоматического барабана и целого ряда новаторских музыкальных инструментов. Именно в рукописях Леонардо исследователи в своё время обнаружили первое точное и полное описание камеры-обскуры – простейшего прибора – предтечи фотоаппарата. И с этим устройством можно наглядно ознакомиться на выставке.
…Уже в течение нескольких лет эта уникальная экспозиция перемещается по лучшим музейным и выставочным залам России. Сотни тысяч зрителей с восторгом посмотрели её в Музее архитектуры и дизайна Екатеринбурга, в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, в Калужском музее изобразительных искусств, в выставочных комплексах Сочи, Санкт-Петербурга, Москвы. Если и в ваш замечательный город приедет эта выставка – не упустите редкого шанса приобщиться к тайнам и гению великого Леонардо.
Фото автора
Полная версия материала будет опубликована в журнале "Чудеса и приключения", №5/2018