Я играю на арене... 62. Верхом на крокодиле

Людмила Курченко
        Дрессировщик, который на арене работает с двумя-тремя крокодилами, уже вызывает уважение. А если у дрессировщика их аж двадцать и он ведет себя с ними, как с добродушными домашними животными? Например, Юрий Матвиенко может полежать на крокодиле или под крокодилом, сесть на него верхом или, подняв его вертикально, еще и обниматься, будто с другом, которого только что встретил на вокзале после продолжительной разлуки.

        Конечно, только истинные знатоки животного мира заметят, что рептилии, участвующие в аттракционе, имеют определенные различия — по окраске или форме морды: у одних она более прямоугольная, у других напоминает вытянутый треугольник. И на самом деле, среди хищных артистов есть миссисипские аллигаторы, кубинские и даже нильские крокодилы. Был и очень опасный гребнистый крокодил, с которым пришлось расстаться после того, как он в бассейне открутил своему сородичу лапу — а именно таким образом эти животные отрывают куски от добычи. И не важно, к какому семейству из отряда крокодиловых принадлежит каждое из животных, потому что все они имеют сходные особенности, которые позволяют учёным называть их наиболее высокоорганизованными представителями современных пресмыкающихся. Это и не удивительно: ведь сто пятьдесят миллионов лет занималась природа эволюцией этих рептилий, совершенствуя их организмы и обеспечивая им выживание на суше и в воде при разных климатических условиях. И, вероятно, природа поработала хорошо, потому что крокодилы и сегодня остаются неотъемлемой частью животного мира, а их близких родственников динозавров мы можем увидеть разве что в голливудских блокбастерах.

        Если бы крокодилы умели себя хвалить, они могли бы продемонстрировать всем интересующимся и вторые, прозрачные, (помимо первых, плотных) веки на глазах, и подвижные клапаны, защищающие их органы слуха, и дополнительные, внутренние, ноздри и ещё одно нёбо. Все это позволяет их владельцам одинаково хорошо чувствовать себя и на берегу реки под лучами утреннего солнца, и в воде, где они могут подолгу находиться без движения в ожидании добычи, выставив над поверхностью только свои выпуклые глаза для наблюдения за возможной жертвой и ноздри, чтобы дышать. Они имеют очень сильные хвосты, с помощью которых умело плавают и даже высоко подпрыгивают, когда, скажем, надо схватить птицу, сидящую на ветвях прибрежного дерева. И хотя эти рептилии живут в среднем до ста лет, дрессировщику не приходится вызвать к ним стоматолога: вместо старых зубов у них вырастают новые.

        Но при всём совершенстве своих организмов крокодилы имеют один, довольно существенный (правда, только с нашей, человеческой, точки зрения) недостаток — небольшой мозг. Поэтому с ними не пообщаешься, как с собачкой или котенком. Даже маленький кенар или прирученная галка поймут вас намного лучше, чем эти большие рептилии, хотя они также не лишены и некоторых черт, роднящих их с птицами. Поэтому выдрессировать крокодилов невозможно, хотя приучить к некоторым элементарных действий кое-кому и удаётся.

        И вряд ли кто-то может сказать, что мечтал бы выступать с крокодилами. Это касалось и Юрия Матвиенко. Получая образование в одном из техникумов родного Днепродзержинска, он и понятия не имел, что отдых в Евпатории коренным образом изменит его судьбу. Именно в этом солнечном городе на крымском побережье он прочитал объявление о наборе работников в местную труппу, которая показывала яркие театрально-цирковые спектакли для отдыхающих. Юрий монтировал оборудование, потом начал помогать дрессировщику, работавшему с крокодилами. Присматривался он к рептилиям, их поведению и привычкам долгих четыре года, пока не убедился, что может выступать с ними на арене. Был к этому подготовлен и физически, ведь всегда занимался спортом. Так в труппе «Цирк Чинизелли» появился новый номер, который ныне охотно приглашают в разные цирковые программы.

        На арену хищных артистов вывозят в ящике, украшенном чуть ли не как саркофаг фараона. Вероятно, египетский колорит придали номеру нильские крокодилы, которых в Древнем Египте уважали как священных животных. Воображение людей поражала сила этих пресмыкающихся, которые нападали даже на буйволов и носорогов. Но сказать, что дрессировщик ведет себя с крокодилами почтительно, будто египетский жрец, не приходится. Он больше напоминает их властного покорителя, особенно когда выполняет очень рискованные трюки: силой открывая хищному пресмыкающемуся пасть, кладет в неё руку, а в другой момент — даже голову.

        Зрителей, которые раньше видели крокодилов на арене с перевязанными скотчем мордами, выступление Юрия просто поражает. А наиболее недоверчивые предполагают, что животных так накормили, что им уже и не хочется лишний раз сомкнуть челюсти. Но септикам следует напомнить, что цирковые представления проходят несколько дней подряд, а крокодилов кормят раз в неделю, поэтому никто точно не знает, когда у рептилии снова появится аппетит. Это непредсказуемо, ведь в природе они могут голодать и несколько месяцев, а потом активно наверстывают упущенное.

        Кстати, в цирке не забывают добавлять крокодилам в пищу витамины, чтобы они от сквозняков не болели воспалением легких. Правда, не всегда удаётся угостить их полезными добавками, потому что рептилии имеют очень острый нюх. Да и со слухом у них все обстоит благополучно. На кормление их созывают свистом, который они хорошо слышат под водой. А еще они могут издавать звуки, даже более громкие, чем львы и тигры и даже… петь хором. Такое умение присуще миссисипским аллигаторам. И тогда они чем-то напоминают обычных жаб, которые в определенные поры года устраивают общие спевки. И как заставить аллигаторов запеть хором на арене? Пришлось создателям номера много поработать с музыкантами, чтобы подобрать ту частоту звуков, которая вызовет у рептилий желание подпевать. Временами они очень быстро реагируют на музыку, в другой раз «разогревать» их надо минут с пять.

        А вне арены Юрий Матвиенко заботится о другом разогреве для своих подопечных. Как известно, холоднокровные рептилии, ищут тепла и ультрафиолета, греясь на солнце. В условиях цирка им устраивают «солнечные ванны» при помощи кварцевых ламп. Вода в каждом бассейне не только фильтрована, но и имеет определённую температуру. Такой небольшой курорт для крокодилов. Но всё равно некоторые из них, то ли в поиске новых впечатлений, то ли территории, свободной от соседей, старается оказаться на свободе. Как-то в Уфе умудрился выползти из цирка на дорогу большой нильский крокодил. В Другой раз, уже в Алма-Ате, одна из рептилий выползла и спряталась за шторой у выхода на арену. Так что работникам цирка пришлось много поволноваться, пока каждого из беглецов удалось вернуть в «родной» бассейн с подогревом и всеми удобствами. Радовались ли этому возвращению сами крокодилы, мы так никогда и не узнаем.
_________________________________

На фото: Юрий Матвиенко проверяет "зубную формулу" одного из своих питомцев. Через полминуты он поместит в пасть рептилии свою голову.
Автор: Александр Борисенко