Почему человек - жалок

Эдгар Езекелян
Все вы наверняка слышали очаровательную басню "Обезьяна и горох".
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала всё. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.
Подумать только, как четыре предложения очень ярко описывают одну из главных проблем человека, а именно желание успеть везде и ничего не потерять. Человек по своей природе, как-никак, собиратель и добытчик. Когда честно заработанное ускользает из его рук, он начинает судорожно цепляться за это. Я глубоко уверен, что человек по своей натуре жалок, эгоистичен и аморален, и сейчас постараюсь пояснить каждый из этих пунктов.
Почему человек жалок? Потому что природа наделила его сомнением. Все основные проблемы человека вытекают из-за сомнений. "А что будет, если...", "А что, если бы я тогда...", "А точно ли мне хорошо?", "Что я буду делать после этого?". Вы наверняка и сами неоднократно строили в своей голове логические цепочки, которые начинались с одной из сказанных выше фраз. Люди, всё-таки, повзрослевшие дети. Им нужен кто-то над головой, кто будет поощрять или порицать за те или иные поступки. Из этого выплывает второй пункт.
Почему человек эгоистичен? Потому что любой поступок сопровождается желанием самоудовлетворения, будь то добродетель, или же какое-то злодеяние. Каждый человек делает что-то лишь для удовлетворения своего Эго. Но есть такие понятия, как здоровый и нездоровый эгоизм. И при этом здоровым называют эгоизм, направленный на улучшение обстановки вокруг себя, чтобы достигнуть удовлетворения. Чаще всего получается, что человек удовлетворяет чужое эго, чтобы его эго было спокойно. "Я подарю ей букет цветов, и она простит меня". Мы миримся не потому что нам стыдно перед человеком, а потому что мы боимся, что этот человек нас покинет. Мы его радуем подарками и вниманием лишь бы этот человек не уходил. Любой знак внимания кому-то является процессом самоудовлетворения. Невольно любое общение переходит в некоторое подобие перетягивания каната, только с Эго. А если образуется своего рода треугольник? Каждый желает занять своё место в чьей-то жизни, чтобы избежать одиночества. Всё-таки человек - семейное существо, как бы одинок он ни был. Вспомнить хотя бы рассказ Эдгара Алана По - Человек Толпы.
"После некой болезни рассказчик сидит в кофейне в Лондоне. Очарованный толпой вне окна, он рассматривает, как различные люди ведут себя. Он уделяет время, чтобы категоризировать различные типы людей, которых он видит. Рассказчик сосредотачивается «на дряхлом старике лет шестидесяти пяти или семидесяти», у которого лицо имеет специфическую особенность, а тело «было невысокого роста, очень худое и на вид совсем дряхлое», носящий грязную, рваную одежду. Рассказчик мчится из кофейни, чтобы следовать за человеком издалека. Человек уходит от рассказчика через рынки и магазины, не покупая ничего, в более ужасную часть города. Это преследование длится в течение вечера и на следующий день. Наконец, опустошенный, рассказчик стоит перед человеком, который всё еще не замечает его. Рассказчик заключает, что человек — «прообраз и воплощение тягчайших преступлений», который не может остаться наедине с самим собой."
Вот что нам предлагает википедия, если мы решимся выяснить что-то про рассказ. Но я категорически не согласен с заключением. Не прообразом преступлений являлся тот старик. Его рутина заключалась в том, что он ни с кем не контактировал, но находился в самых людных местах. Это своего рода иллюзия принадлежности к людям. Попытка сбежать от своего душевного одиночества, которое на старости лет стало сводить его с ума.
Почему человек аморален? Потому что мораль не передается генами. Это воспитание, приобретенные ценности. Человек приходит в мир дикарём, а уже потом начинает подражать своим родителям, или же каким-то кумирам, начиная подражать их модели поведения, даже адаптируя под себя те или иные их черты. Но что вообще такое мораль? Обратимся к интернету:
МОРАЛЬ
Женский род
1.
Правила нравственности, а также сама нравственность.
"Человек высокой морали"
2.
Логический, поучительный вывод из чего-н.
"М. басни"
Если со вторым определением всё ясно, то что же можно сказать о первом? Тут всплывает новое понятие, "нравственность". Окей, гугл:
НРАВСТВЕННОСТЬ
Женский род
Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Возникает вопрос. А кто составил эти правила? Кто их придумал? Долгое время люди жили по законам божьим, прописанным в священных книгах (о религии я поговорю отдельно, моё мнение заслуживает отдельной статьи), но эти все книги писали люди. Они были сводом установленных в обществе правил. Кем установлено? Ответа нет.
Мне вспоминается эксперимент про обезьян и лестницу. Если любопытно - поглядите и ознакомьтесь. От себя добавлю лишь одну фразу: "Здесь так заведено". Это правило, которое было навязано человеку в стародавние времена, и которое в данной реалии может быть губительным. Слепое следование трактатам может дорого стоить современному поколению. Время меняется, и реалии прошлого становятся неактуальными.
Например, вспомним список смертных грехов: Алчность, Гордыня, Похоть, Уныние, Зависть, Гнев и Чревоугодие. Но ведь, если подумать логически, они не столь ужасны, чтобы из-за них трястись. Зависть мотивирует человека совершенствоваться, Уныние движет творческую натуру человека, Гнев помогает человеку подняться, Гордыня делает человека счастливым и тому подобное. Да, я промолчал про оставшиеся грехи, но тут уже идет идея от обратного. В современном мире эти понятия не столь актуальны.
Чревоугодие? У нас нет бубонной чумы или пожаров, и люди не дохнут на улицах пачками от голода. Похоть? Психологи сами иной раз рекомендуют ей предаваться для счастливой семейной жизни. Алчность? Богатство сейчас средство, а не цель.
Да, вы можете возмущаться, что я пропагандирую аморальное поведение, а я вам скажу, что вы утрируете. Всё, что не ведает меры - опасно. Огонь может нас согреть, но если он разрастется, то он нас сожжет. Нам необходимо пить воду, но мы можем умереть, если выпьем слишком много. Всё хорошо в меру. Все грехи не столь плохи, когда они не возведены в абсолют.
Нужно знать границы, а не бросаться с места в карьер. Нужно познавать мир эмпирическим путем, а не вести себя как обезьяна в клетке. Осторожность в жизни нужна, но не возведенная в абсолют. Абсолютная осторожность равна паранойе. Что же до тезисов сказанных ранее, повторюсь, Человек - аморален, эгоистичен и жалок. Но именно его стремление доказать себе и миру что это не так является самым прекрасным и восхитительным. Я никогда не даю денег попрошайкам. С тем же успехом я мог бы предать эти деньги огню. Совсем другое дело уличные музыканты. Это не жалость, это плата. Плата за талант, способность индивида. Ты платишь, чтобы он совершенствовался, не застревал в болоте.
Мы не произошли от обезьян, а лишь от человекоподобных приматов. Мы отдельная ветвь эволюции. Не труд сделал из нас человека, а свободное время и безопасность. Нам стало скучно, и мы развивались. Развивайтесь, докажите миру, людям вокруг, да себе в конце концов, что вы не половая тряпка. Научитесь размышлять, хотя в наше урбанизированное время это весьма расточительное занятие. У меня всё.