Сказ

Татьяна Легкоступ
     Деда сидел на пеньке. Его длинные ноги коленями доставали дедовой бороды, потому, как пень был невысок.  Робята окружили дедку как одуванчики -  светлоголовые и розовощекие. Лето, жарынь! Коровенки-то , прилягли в траву, так им не дюже жарко, а малышата к дедке-пастуху в помощники. Дедка сказы всякие им сказывал, свистульки мастерил, да и едой делился, что хозяюшки за выпас дедке в суму ложили.


      Игнатка-то, дедке правнуком доводился и первым, приставал к дедке, чтоб сказ, какой начал. Дедка головой покрутил, усмехаясь в бороду, да слегка подзатыльник мальцу навесил. И начал сказ свой...

      - Слушайте, робяты, да не только! Думайте, до сердечек своих, слова сказа допускайте! Пусть они живут, вровень, со сказом, пусть живут в нем. Глядишь, научат слова сказа жить и вас, глупышей, правильно в жизни, во взрослой!


       Давно это было. Еще прадед моего прадеда молодым был, не жонатым. Звали его Антипом. От него и сказ пошел, по роду нашему.Большая беда была на земле русской. Князья да богатеи-бояре не пахали и не сеяли, потом не исходили, ноги не кололи пашней, мозоли на руках до крови не стирали, а добра имели сколько хотели. И людишки у них простые заместь худобины были!  Работали от темна до темна и зимой, и летом, впроголодь. Бабы, ихние, мерли кто от работы тяжкой, кто родами, вместе дитятями . А мужиков бояре в военные нужды пользовали... Да, не  только свои-то лютовали! Орда татарская забирала ясыр с русичей  - дань значит! И князья платили ей и бояре с доходов у простого народа  взятого. И сами татары, налетали, как  саранча на деревни отбирали последние крохи, уводили в неволю девок красивых, пострелят старше  шести лет. Стариков и младенцев убивали, деревни жгли. Хоть и был у князей уговор, не разорять деревни за то и ясыр хану отдавали, да не держал слова данного, хан!


      А князья хоть и кровные - братья, дядья, племянники, каждый за свой надел радел. Еще и родню пытались воевать, чтобы увеличить свое княжение. Гибли мужики в войсках не за цапову душу. А как быть-то, не подчинился указу - так и околел, под батагам от смерти лютой!Темные были времена!


      Вот случилось так, что заприметил князь Антипку за удаль молодецкую. Руками силен парень был! Подковку, как веревку вил, да вдвое складывал. Телегу рукой одной вместо коняги за собой волок с бревнышками! Да и видом  был славный! Высокий, крепкий, косая сажень в плечах, волосы , как у вас, светлые, волной крутились, глаза синие, как небушко весной! Вот и порешил князь взять  Антипку в услужение к себе, воинскому мастерству обучить защитника при себе такого иметь. Три года Антип проходил воинскую науку. Не было ему равных, ни в копьях, ни в мечах, ни в рукопашном бою. Доволен был князь!


    Вот надумал князь воевать с братом своим старшим-княжичем.Завидно было ему что отец ихний старшему сыну поболе земельки и людишек наделил. Грызла его думка эта не одно лето, ни одну зиму. Собирал он  втайне дружину к войне готовился. Да, прознал про то братка его, и в ответку свое войско готовил. Чтобы случилось коль столкнулись-то братовья?! Кто бы не выиграл бой-то все равно проиграл! Да и кровь единородная безвинно пролитая отмщение нашла бы.

     Да, приснился Антипке сон прям перед битвой. Сидит, вроде, Антип с князем в засаде у речки, в камышах. Коней припрятали недалече, чтобы на подмогу пешим воинам придти в нужный час. Речка-то неглубока, коню - по грудь. На другом берегу войско старшего княжича! Сверкают доспехи, звенят мечи, касаясь кольчужек. Вот рог затрубил - начало битвы. Да только не сделали шага ни один из воинов, как забурлила речка, кровью-кровавой, как поплыли мертвецы по этим волнам! И были среди них - оба княжича и Антип посеред них! Антип замер от ужаса - какая страшная картина перед глазами! Взмолился Антип! "Матушка, земелька русская! Неужто, не сыта кровью детушек твоих безвинно пролитой?! Подсоби, матушка, помоги, посоветуй, как быть нам? Не своей волей кровь проливаем. Мы тебя холим и молимся, благодарствуем тебе кормилица, за урожаи, за дары твои, деткам нашим. Что же делать нам, земля-матушка?"


     И увидел Антип как вода в реке,чистой стала, воинов побитых возвернула речка живыми и невредимыми. А с речки дева вышла в одеждах белых, богатых, каменьями да жемчугами, расшитыми. На волосах ее венок был из колосьев пшеничных, спелых, в ушах серьги, как рябиновые гроздья, на шее ожерелье, как цветки в поле. Руки белые, ноги легкие, глаза синие и речи приветливые. Пошла она, к Антипу, поцеловала его трижды, по обряду русскому и слова ему молвила:

   "Дам я тебе, Антип, веревочку волшебную! Так сделай так, чтобы из двух - в одно превратилось, а потом, в снопок сложилось, а снопком жадная жаба удавилась и я, мать-земля русская, освободилась"!


    Проснулся Антип голова гудит, мысли роями! Не понять, не разгадать загадку, матери-земли! Пошто ему это все привиделось?! Уже рассвет скоро... Вон, на речке туман поднялся. Скоро  и в бой. Уже шумят за рекой ратные люди старшего князя.  Первый луч рассветный небо осветил, тучки предрассветные красным колером подкрасил. И понял разгадал загадку Антип матери-земли!


    Пришел он в шатер к князю, упал в ноги ему и молвил : "Не вели казнить, княже, вели слово молвить верному твоему слуге! Сон я видел вещий". И рассказал  сон свой князю. Выслушал князь Антипа, спросил что же делать нужно, чтобы не сбылся сон, как загадку разгадать?


   Попросил Антип послать его к старшему княжичу на разговор. И уж, если не вернется Антип из стана его - быть битве! Согласился князь отпустил Антипа. Вот, переплыл речку на коне Антип. Меч свой дозорным отдал.Просить стал князя повидать, так как он сообщение имеет от младшего князя. Проводили его с князю. Рассказал Антип князю сон свой. Старший князь мудрый был. Подумал малехо и сон разгадал. Веревочкой-то волшебной сила кровная была, соединила, связала их с братом двоих! Сильнее они стали вдвое, а снопок-то, увязочка их с другими князьями, кровными, они все были  рода одного. Вот, во стократ они сильнее станут! И той веревочкой - силой кровной в снопок общий увязанный, жабу жадную, татарскую и придушить! И не будет мать-земля русская кровью детушек своих захлебываться, а будет красавицей писаной, богатой, кормилицей, хлебом щедрою, земными богатствами полная  и счастливая, свободой своей от ига поганого.

 
     Вернулся Антип к князю с братом его старшим. Выпили братья меду хмельного, поклялись быть  заединщиками. Соединили рати свои в одно сильное войско. Послали гонцов в другие княжества, звать князей в заединщики против войска татар поганых. Три долгих года, сливались в крепкий сноп колоски-княжества, связанные волшебной веревочкой, крови братской, родной! Почуяли силу свою и задавили жадную, поганую, жабу татарскую! Освятилась, очистилась  мать-земля русская! Снова строились деревни, зазвучали по вечерам девичьи песни, расцвела земля садами, зашумела, хлебными полями..."


    Вот и сказ весь пострелята! Нельзя жить одним, нужно быть заединщиками, чтоб землю нашу святую хранить, народ наш русский в обиду не давать никому, кровных братьев своих защищать, живота своего не жалея, ибо дело это святое! На том стояла и стоять будет Русь - наша, матушка!"


    Солнышко уже перевалило ближе к горизонту. Коровушки мирно паслись на лужку, а робята молчали думу думали, о дедкином сказе, о храбром, мудром Антипе, о заединщиках-князьях.И, каждый из них решил, что утром они все поклянутся у старого дуба, что станут заединщиками и сколько жить будут, будут хранить верность клятве  и земле своей родимой!