Павловский парк

Григорий Аванесов
На фото Павловский парк


ВОКЗАЛ

В Павловск в 1836 году была проведена Первая в России железная дорога, линия которой вошла в Павловский парк через район Большой звезды. В Павловском парке построен Музыкальный вокзал.

Павловский вокзал — историческое здание, которое находится в Павловском парке в районе Большой звезды.

Здание шикарного концертного здания с рестораном было построено по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Оно было открыто для публики 23 мая 1838 года.

Павловский вокзал стал первым постоянным концертным учреждением России, в котором выступали симфонические оркестры. В сентябре 1838 года выступили цыгане, за ними в начале следующего года прибыл симфонический оркестр под управлением И. Германа, а с 1856 года в течение десяти сезонов выступал знаменитый Иоганн Штраус (сын).

Дирижировали на вокзале выдающиеся музыканты А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр, А. К. Лядов, Н. А. Малько, В. И. Сук, а выступали Л. В. Собинов, Н. Н. и М. И. Фигнеры, И. В. Ершов, А. Д. Вяльцева, Г. Венявский, С. С. Прокофьев.

В Павловском вокзале выступала звезда балета А. П. Павлова. Здесь выступал первый в России великорусский оркестр народных инструментов под управлением В. В. Андреева, пел сам Ф. И. Шаляпин.

ПАРК

Павловский парк – уникальный памятник ландшафтного искусства конца XVIII-начала XIX века. Его история начинается с момента основания Павловска в 1777 г.

Первоначально это были лесные угодья, где устраивались царские охоты.  Превращение леса в парк начинается с появления Ч. Камерона, который создает проект нового пейзажного парка на берегах реки Славянки.

При Ч. Камероне возникают почти все основные парковые композиции - Придворцовый район, Большая звезда, долина реки Славянки, Зверинец и Белая береза. Большая широкая просека, которая оформляется в Тройную липовую аллею, становится образующей Придворцового района, примыкающего ко дворцу.

В дальнейшем архитекторы В. Бренна, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, не меняя камероновского плана этих районов, вносят свои дополнения и украшения обогащают их вид.

В 1790-е гг. В. Бренна превращает Павловск в императорскую резиденцию и, наряду с расширением дворца, он уделяет большое внимание парку, который также раздвигает свои границы. Около дворца он создает Большие круги, которые органично вписались между Тройной липовой аллеей и долиной р. Славянки.

Вдоль правого берега Славянки он создает два новых района – Старую Сильвию (1795 г.) и Новую Сильвию (1800 г.). Старая Сильвия имеет радиальную планировку и богато украшена бронзовой скульптурой, более известна как Двенадцать дорожек. Радиальные дороги соединяют Старую Сильвию с окружающим парком.

Одна из дорог ведет к Амфитеатру, построенному на высоком холме над Славянкой. Каменный Амфитеатр с разбитым напротив него Зеленым амфитеатром и открывающимся с его площадки видом на Пиль-башню (В. Бренна, 1795 г.) стали еще одной картиной в пейзажном районе долины р. Славянки.

Новая Сильвия при правильной планировке еще более сохраняет эффект природного леса, так как площадки и соединяющие их коридоры созданы в гуще лесного массива.

В Новую Сильвию была перенесена колонна Конец света, а над оврагом поставлен Мавзолей супругу благодетелю. Новая Сильвия примыкает к долине р. Славянки и плавно переходит в Белую березу.

Последним крупным создателем пейзажей Павловского парка стал итальянский декоратор Пьетро Гонзага. Восприняв особую красоту русской природы, Пьетро Гонзага, используя приемы театрально-декорационного искусства, сумел создать ландшафтные композиции с эффектами перспективного обзора. Это наиболее ярко выразилось в Белой березе и Парадном Поле.

Если Парадное поле – это новый, заново высаженный район парка, то Белая береза представляет собой результат очень сложной работы декоратора, который в большей степени использовал рубки деревьев для создания перспективных видов в ландшафте.  В обширном районе Большой звезды Пьетро Гонзага создал изысканный романтический уголок – Долину прудов и системой Новошалейных прудов.

Павловский парк, расположенный по обоим берегам Славянки, завершается Красной долиной, которая является продолжением долины р. Славянки и была оформлена Пьетро Гонзага. В ансамбль Красной долины входят романтические постройки, созданные Камероном – Руины и Краснодолинный или Елизаветин павильон, а также Новосильвийский и Краснодолинные мосты.

Моя мама осенью посетила Павловский парк. Парк потряс ее красотой и продуманностью перспектив, сложными ландшафтами, композицией отдельных деревьев и рощ. Она всю неделю рассказывала нам о парке и не переставала им восторгаться. Любимый парк моей мамы.

Мама "заразила" меня своим интересом к парку. Я не был так сражен красотой парка, как моя мама, но великолепие парка оценил. Каждый раз бывал летом нахожу для себя что-то новое. Последний раз нам повезло был солнечный день и попали на праздник цветов.

ДВОРЕЦ

Дворцово-парковый ансамбль Павловска, был создан в эпоху расцвета русского классицизма конца XVIII – начала XIX вв. Большой дворец в Павловске Чарльз Камерон задумал по образцу палладианской виллы.

Дворец и его экспозиция на маму произвели слабое впечатление. Во дворце красиво, много интересных, ценных вещей, но все это было ожидаемо. И не было чем-то сверх того, чем богаты пригородные дворцы Питера.

ЗАМЕЧАНИЕ Валентины Лысич от 30.06.2018:

"Была. Вокзал поразил акустикой. Выступал какой-то известный ансамбль, забыла уже, очень хорошо пели, потом продавали диски. До сих пор голоса помню. Акустика великолепная!"