Мастер переборов

Елена Крапивина
Повесть Станислава Марта "Капитан Марченко"

Её прислал сам Станислав Март, изначально скрыв, что он и является автором. Хотел услышать моё мнение. Видимо, считал, что я к его произведениям слишком критично отношусь.

Я не очень люблю произведения на тему гражданской войны. Но пересилила себя и прочла.

***

Как я уже сказала, в повести отражены события гражданской войны.

Но первая глава сродни сказки, в которой "калики перехожие" шли-шли и "дошли до распутья в голой степи, решили передохнуть у верстового столба с навершием в виде двуглавого орла". ("Не иначе, как к госгранице подошли" - улыбнулась я).

"Тут заметили странники невдалеке на взлобке деревянный крест с резной иконой Казанской Божьей матери" (равильно писать надо Божией Матери, и Матери - с большой буквы. Эту ошибку делают многие. Простим глубоко неверующему Станиславу Марту эту оплошность). Так вот стали эти страннички бить поклоны пред иконой и молиться. Но "калики перехожие" почему-то не канонические молитвы читали, не своими словами молили Заступницу Усердную, а стихами Петра Ивановича Лебединского:

К Тебе,
Царице милосердья,
к Тебе,
о, Матерь Божества,
с молитвой тёплой и усердья
Мы устремляемся в сердцах.
За всех Ты молишь новозданно
Христа — Судью грядущих дней,
и по Твоей мольбе желанно
Он шлёт спасенье для людей.
Он дал Тебе покров державный,
так заступи, о, Госпоже,
народ наш русский православный,
надежда наша вся в Тебе.
Всех, кто в болезнях и напастях,
в скорбях, под бременем грехов,
и в тяжких жизненных несчастьях,
возьми под Свой святый покров.
Лишь с умиленною душою
с надеждой на Тебя одну
и с сокрушённою слезою
к Тебе возносим мы мольбу:
Избавь от зол нас и от гнева,
пошли все блага для рабов
и нас спаси, Царица–Дева,
Ты — наш Божественный покров.

Ох... Честное слово, после этих строк дальше такую бредятину даже читать не хотелось. Отослала Марту короткую рецензию, что автор неприлично бестолков и поинтересовалась, как его имя. Март сказал, что, пока я не дочитаю повесть до конца, он мне не раскроет тайны. Пришлось читать дальше.

Во второй главе автор нам рассказывает о  монастыре, что разрушили красные, погреб которого был битком набит разными винами и элитными коньяками: "Погреб располагался кругами, в малом круге находился только Шустовский коньяк, далее через открытый проход веером нисходили штабеля от пола до потолка. Капитан обходил ячейки с вином и с наслаждением прочитывал пёстрые этикетки французских вин «Бордо» и «Бургундского», шампанских — «Вдова Клико» и «Кристаль», итальянского вина «Кьянти», португальского портвейнов и мадеры, испанского хереса и малаги…". И в этот погреб то и дело шатались солдаты, набивая свои мешки элитными напитками.

К напиткам мы ещё вернёмся, а пока пройдёмся дальше по погребу. Там была дверь, которая вела в каморку, где "на полу валялись кандалы", а "стену испещряли кровавые надписи крупными буквами"... "Разобрав надписи по слогам, Марченко прочёл вслух, медленно и торжественно, как будто у могилы…

СКИТ
Ковчег для страждущих,
Стезя–юдоль святых,
Свят Дух и я — здесь место для двоих;
Он для меня — живее всех живых;
долой тщетУ надежд,
суЕтность благ земных!

В скиту отрада душу поджидает,
баюкает в смиренной пелене;
печаль души в утробной глубине
в моленьях слёзных радость постигает.
_______________
Ты умиляешь благостью сердца!
Царица–Дева,
лик Твой Богоданный 
лобзаю в скорби тяжкой и не званной;
страшусь молить Небесного Отца…

Всю жизнь грешил в надежде — Бог простит!
Теперь молю прощение…
О, стыд!

Мои прекраснодушные напевы
бросают тень на образ вечной Девы…

Я ниц паду к подножию Престола…
В защиту грешника — о, Дева! —
молви слово!

Смирение и пост…
Молитвы день и ночь…
Заступит Матушка и не отринет прочь!
_______________
Неярок нимб над Девой Пресвятой,
но светочем безбожнику сияет
и грешнику дорогу освещает,
и укрощает в сердце жар земной".

Во как! Узник, истекая кровью (а кровь лилась не иначе как рекой, ибо написать такой стих нужно ну очень много крови. Да и стен навряд ли хватит) писал стих, при чем решил даже его озаглавить. Ну как же без заглавия? Народ не поймёт...

Так выходит, что в погребе содержали пленного белогвардейца? Другого места во всём монастыре (тогда ещё целёхоньком!) не нашлось. Значит, красным бойцам тоже были ведомы запасы этого погреба. Но все запасы напитков остались целыми. Ну, не пьют красные бойцы "Клико"! И даже всей красной ненависти у них не хватило, чтобы уничтожить эту буржуазную "Борду". Не доглядел автор... Перебрал бурды...

Далее по тексту монастырский погреб с его запасами не упоминается. У меня вопрос: а к чему тогда вообще было писать про "Клико"? Если выбросить эту сцену, в повествовании ничего не измениться, оно от этого не пострадает. Так зачем тогда писать об этом? Между прочим именно этому меня и учил сам Станислав Март - избегать ненужных диалогов и сцен.
Или он хотел этим показать, как монахи упиваются коньяком и шампанским? А бывал ли Март в таких погребах? Навряд ли. Просто фантазия разбушевалась у автора. Ярких красок в повествование захотелось добавить.

От монастырских погребов перешли к размышлениям главного героя о причинах гражданской войны. "Не любил он союзников, презирал за спесь и двуличие. Если бы не их имперские амбиции, и война Отечественная не состоялась бы, и сама Гражданская война не разразилась, и ждало бы Россию не братоубийственное сумасшествие, а конституционное государство — стократ лучше западных демократий".

Не сильна я в истории и политике, критиковать не берусь. Но что-то смущает меня такая позиция, когда в семейном раздоре винят соседа. Тут уж либо баба - дура, либо мужик - тюфяк.

А капитан Марченко рассуждал дальше: "Не состоялось бы самое безумное выступления белых сил — наступление адмирала на большевиков! Как можно начинать войну, когда не хватает грамотных военачальников, при острой нехватке офицерского и унтер–офицерского состава? Как можно наступать всего лишь с двукратным превосходством в живой силе? Где господа стратеги предполагали брать резервы — на захваченных территориях? Так до них ещё дойти надлежит."

Так вот в чём ошибка белых - острая нехватка офицерского и унтер-офицерского состава! А у красных этого состава - ну прям завались! Вчера только коров пасли...

А чего стоят слова автора о том, что, если командир потерял половину соллат кого состава в бою, то в этом виноват... Кто бы вы думали? А вот и не догадались! Виноват враг! Вот такие измышления.

Если говорить о герое - капитане Марченко, то на всём протяжении повести капитан сквозь зубы твердит одно и то же "не-на-ви-жу". Ненавидит он всех и вся! Увидел кандалы и кровавую надпись - "не-на-ви-жу!", смотрит на голодных, уставших солдат - "не-на-ви-жу!", даже своих же собратьев-офицеров ненавидит. Этот герой мне сразу самого автора напомнил, тот тоже никого не любит. А как известно, зачастую автор передаёт главному герою свои черты характера.

И по переборам, и по ляпам, и по героям, и по стилю изложения я уже стала догадываться, что автором является сам Станислав Март. И так мне стало горько за автора... Знаю его давно, прочла большую часть его произведений. И заметила, что с каждым новым произведением пропадает охота читать. Берётся писать темы, в которых ни черта не смыслит. Хотя сам всех учит: "Пиши о том, что знаешь, а чего не знаешь не пиши". А его военные произведения вообще изобилуют отсутствием разума. У него отрицательные герои, спасаясь бегством от красных, при отступлении насилуют девушку. Ну как удержаться от соблазна? Ну и пусть красные в затылок дышат, похоть-то куда денешь... В этой же повести при артобстреле, когда снаряды рвутся вокруг героев, вдруг сестра милосердия начинает дёшево, вульгарно заигрывать с молодым ослепшим от ранения офицером, описывая ему прелести своей фигуры...

Столько перебора! Столько пафоса! Нет более моего терпения читать всё это...