Тайная Доктрина. Семь творений

Лариса Болотова
      Из Тайной Доктрины:

«Творения эти суть следующие: 1) Махаттаттва, Всемирная Душа, Беспредельный Разум или Божественный Ум; 2)Танматра, Бхута или Бхутасарга, творение Стихий, первая дифференциация Всемирной Неразделённой Субстанции; 3) Индриа или Айндрияка, Органическая Эволюция. «Эти три были Пракрита-творения, развития неразделённой природы, предшествуемой Неразделённым Принципом; 4) Мукхья, «Основное Творение (познаваемых вещей), было сотворением неодушевлённых тел; 5) Таирьяг-иона, или Тирьяксротас, было творение животных; 6) Урдхвасротас, или творение божеств; 7) Арваксротас было творение человека. Таков порядок, данный в экзотерических текстах».

     Разъяснение из Тайной Доктрины:

«Как могли «Божества» быть сотворены после животных? Эзотерический смысл выражения «животные» означает зародыши всей животной жизни, включая человека. Человек называется жертвенным животным, как единственный среди животного творения, приносящий жертвы Богам. Кроме того, … под «священными животными» в священных текстах часто подразумеваются Двенадцать Знаков Зодиака».

«По эзотерическому учению существует семь Первичных и семь Вторичных «Творений»: первые представляют Силы, самовыявляющиеся из единой беспричинной  СИЛЫ, последние являют проявленную Вселенную, исходящую из уже дифференцированных божественных Элементов. … Первичное Творение» называется Творением Света (Духа); Вторичное – творением Тьмы (Материи) … Не следует смешивать с докосмическою «Тьмою», Божественным ВСЁ. … Первое  является эманацией саморождённых  Богов (Элохима); второе – физической Природы. … Мужчина и женщина со стороны Отца (Духа) относится к Первичному Творению; со стороны Матери (Материи) к Вторичному. Двуначальный человек есть Адам Кадмон, абстрактный прототип Двух Начал и дифференцированный Элохим. Человек начинает с Дхиан-Когана и становиться «Падшим Ангелом», Богом в изгнании …».

«В  Индии … творения были описаны следующим образом:

1 Первое Творение: Махаттаттва, Творение, называемое так, ибо оно было первоначальной само-эволюцией того, что должно было стать «Махатом, Божественным Умом, сознательным и разумным»; эзотерически это есть «Дух Вселенской Души».

Махат или Маха-Буддхи, согласно Вайшнавам, есть, однако, Божественный Разум в активном действии или, как говорит Анаксагор, «Устанавливающий и управляющий Разум был причиною всего сущего».

     Каким образом Разум  это осуществил?

Фраза в Вишну Пуране:  «Как аромат воздействует на ум только в силу своей близости, а не в силу непосредственного воздействия на ум, так и Превышний воздействовал на элементы  творения», … (особыми волнами?)

     Какую роль при этом играла Вселенская Душа?

«Высочайшая Душа, Всё-Проникающая (Сарвага), Сущность Мира, войдя (будучи вовлечена) в Материю (Пракрити) и Дух (Пурушу), привела в колебания изменчивые и неизменные Начала, ибо время Творения (Манвантары) наступило».

«Эзотерическая Доктрина учит, что Дхиан-Коганы являют собой коллектив или совокупность Божественного Разума, или Предвечного Ума, и что первые Ману, семь «разумом рождённые» Духовные Разумности тождественны с первыми. Следовательно, Гань-Ши-Инь, «Золотой Дракон, в котором заключаются Семь», из Станцы III , есть Предвечный Логос или Брама, первая проявленная Мощь; а Дхианические Энергии суть все Ману или Ману Сваябхува коллективно. … Ману происходит от корня man – мыслить; мышление же происходит от разума».

     Получается, что первым творением был Дух (само-эволюционировал), который потом эманировал из себя Разум.

2 Второе Творение – Бхута – было творением Рудиментарных Начал или Танмантр; потому оно названо Творением Стихий или Бхутасарга. Это есть период первого дыхания дифференциации Докосмических (до вещественных?) Элементов, или Материи. Бхутади означает «происхождение Элементов» и предшествует Бхутасарга, Творению или дифференциации этих Элементов в Предвечной Акаше, Хаосе или Пустоте.

Вишну является одновременно, как Бхутеш, «Владыкой Стихий» и всего сущего, и как Вишварупа – «Всемирной Сущностью» или Душой.
В Вишну Пуране оно (второе  творение) описано как происходящее и принадлежащее к троичному аспекту Аханкара, переведённому как Эготизм, но означающему, вернее, непереводимый термин «Я есмь-ность», то, что первым исходит из Махата или Божественного Разума; первый туманный намёк на Самость, ибо «чистый» Аханкара становиться «страстным» и, наконец, «рудиментным» или зачаточным; это есть «начало сознательного, так же как и всего бессознательного бытия», хотя Эзотерическая школа отвергает мысль о чём-либо «бессознательном», исключая на нашем плане иллюзии и неведения. В этой стадии Второго творения появляется Вторая Иерархия Ману – Дхиан-Коганы или Дэвы, которые являются началом Форм (Рупа), Читрашикхандинасы «Блистающего Венца или Риши; те Риши, которые стали вдохновляющими Душами Семи Звезд (Большой Медведицы). На астрономическом и космогоническом языке это Творение относиться к Периоду Огненного Тумана, к первой фазе Космической Жизни, после её Хаотического Состояния, когда Атомы выявляются из состояния Лайа».
            
       Имеем создание  Материи  от Духа и тех сущностей, которые отвечают за это от Разума.

"3 Третье творение, или Творение Индры, было изменённой формой Аханкара, понятие «Я» (от Ахам «Я»), названное органическим Творением, или Творением Чувств, Аиндрияка".

«Эти три были Пракрита-творениями (разделённые) развития неразделённой природы, предшествуемые неразделённым принципом».  «Предшествуемые» следовало бы заменить здесь выражением – «начиная с Буддхи» … Буддхи – единица или человеческая Монада на плане иллюзии, с момента освобождения от трёх форм Аханкары и от своего земного Манаса, это  Буддхи, - действительно, становиться постоянной величиной как во времени, так и в пространстве, ибо оно вечно и бессмертно. (Неразделённый Принцип – это Монада Вселенной?)

«Три творения, начиная с Разума, являются начальными (стихийными), но шесть творений, которые происходят из серии, в которой Разум является первым, суть труды Брамы». Здесь «творения» всегда означают стадии эволюции. Махат, «Разум» или «Ум», соответствующий Манасу, первый, будучи на космическом, а последний - на  плане человеческом плане, стоит здесь тоже ниже, нежели Буддхи или сверхбожественный Разум». 

      Существует общий Разум в Божественном мире, в Природе и в людях этот Разум проявляется разделённым.

«Это Творение первых Бессмертных, или Дэвасарга, есть последнее в серии и имеет всемирное значение; оно относиться не специально к нашей Манвантаре, начинающейся постоянно одинаково, но именно к Эволюции вообще, доказывая таким образом, что оно относиться к нескольким различным Кальпам.

После того, как Дух наполнил каждый малейший атом всех Семи Принципов Космоса, после … периода Отдыха начинается Вторичное Творение.

4 Четвёртое творение Мукхья, или  Первичное, ибо оно начинает серию четырёх. Мукхья есть «творение» или, скорее, органическая эволюция растительного царства. Во вторичном Периоде три степени начального (элементального)  или рудиментарного царства развиваются в этом Мире и соответствуют в обрядном порядке трём Пракритным Творениям во время Первичного периода деятельности Брамы. Так как в этот период, согласно Вишну Пуране, «первое творение было созданием Махата или Разума (осознание Духа?)… Второе было творением Рудиментарных начал (Танматра)  (Материя?) … Третье было… творением чувств (Аиндрияка) (Душа жизни?); то в этом четвёртом – порядок Начальных Сил  (Элементалов) таков:

1)Нарождающиеся  Центры Силы, разумные и физические. 2) Рудиминтарные начала, нервная сила, так сказать» и 3)Нарождающееся самосознание (апперцепция), являющееся Махатом низших царств, причём оно особенно развивается в Третьем Классе Элементалов, за этими следует объективное царство минералов, в котором это самосознание совершенно латетно, и вновь развивается лишь в растениях. Итак, Мукхья Творение есть срединная точка между тремя низшими и тремя высшими царствами, представляющими семь эзотерических царств Космоса и Земли.

5 Пятое Творение, Тирьяксрота или Таирьяг-иона, творение «(священных) животных, которому на Земле соответствует лишь творение немых животных. То, что в Первичном Творении подразумевается под «животными», есть зародыш просыпающегося сознание или «самосознания» (апперцепции), едва уловимого в некоторых чувствительных растениях на Земле, и более определённо выраженного в протистической Монере (ни растение, ни животное, но существо между этими двумя).

Эта пятая Стадия Эволюции… может быть рассматриваемая как в Первичном, так и Вторичном  периоде, одна как духовная и космическая, другая, как материальная и земная. Это есть архебиозис или зарождение жизни; «зарождению», конечно, поскольку это касается проявлению жизни на всех семи планах. Именно во время этого периода эволюции, абсолютное, вечное, вселенское движение или вибрация, то, что называется на эзотерическом языке «Великим Дыханием» дифференцируется в предвечный, проявленный Атом.

Таким образом, как в Первичном Творении дифференциация первоначального зародыша жизни должна предшествовать эволюции Дхиан Коганов Третьей Группы, или Иерархии Существ, прежде чем эти Боги смогут воплотиться в свои первичные эфирные формы (рупа), по той же причине и сотворение животных на Земле должно предшествовать «божественному человеку».
    
   То есть сначала нужно создать форму, чтобы можно было в неё войти.

"6 Шестое Творение: Урдхвасрота, или Творение Божеств. Но эти Божества являются просто Прототипами Первой Расы. Отцами своего «рождённого-разумом» потомства, с «мягкими костями». Именно они стали Прародителями «Потом - рождённых».

«Сотворённые существа», поясняет Вишну Пурана, «хотя они уничтожаются (в своих индивидуальных формах) во время периодов растворения, но так как они несут на себе воздействие добрых и злых действий прежних существований, то они никогда не могут быть освобождены от их последствий. И когда Брама вновь выявляет мир, они становятся потомством его воли.

Собрав свой Разум в самом себе (волею иоги), Брама создаёт четыре Категории Существ, называемых Богами, Демонами, Прародителями и Людьми; Прародители означают здесь Прототипов и Развивателей первой Коренной Расы человечества. Питри(сы) и есть Прародители, и они делятся на Семь Классов. В экзотерической мифологии говорится, что они рождены «из бока Брамы», подобно Еве из ребра Адама.

7 Седьмое Творение: Эволюция Арваксрота Существ, «которое было … сотворение человека»

Эзотерически, так же как и экзотерически, все вышеперечисленные Творения представляют семь периодов Эволюции, будь то после Века Брамы или же Дня Брамы. … В Библии эти семь периодов сокращены до Шести Дней творения и Седьмого дня Отдыха… В индусской философии после того, как активный Творец создал Мир Богов, Зародыши всех недифференцированных Элементов и Рудименты будущих чувств, - короче говоря, Мир Нуменов, - Вселенная пребывает вне изменений на протяжении Дня Брамы, периода 4 320 000 000 лет. Это и есть седьмой пассивный  Период, или «Саббат» Восточной Философии, следующий за шестью периодами активной эволюции».…

     Имеются ли последующие творения после  Семи Творений?

«Восьмое Творение» вовсе не есть творение; это просто «сокрытие, ибо оно относится к чисто ментальному процессу, к постижению «Девятого творения», которое, в свою очередь, является следствием, проявляющимся во вторичном Творении того, что было «Творением в Первичном (Пракрита) Творении».

     Если Седьмое Творение – это Творение органического человек, то «Восьмое Творение» – это развитие человеческого разума (ментального тела), необходимого для постижения «Девятого Творения» – для постижения Высшего Разума. Для того, чтобы это произошло в «Девятом Творении» создаются особые Сущности Кумары.

     Из Вишну Пурана:

«Кумары суть Дхиани, непосредственно исшедшие от Высшего  начала, которые вновь появляются в Период Вайвасвата Ману для продвижения человечества».  … это  они, которые , воплотившись в бессмысленные оболочки двух первых Коренных Рас и в большинстве Третьей Расы, создали, так сказать, Новую Расу, расу мыслящих, самосознательных и божественных людей.

 …. «эти мудрецы» .. живут так же долго, как и Брама; и они созданы им только в Первой Кальпе, хотя их рождение обычно, но неосновательно, вводится во (Вторичную) Вараха или Падма Кальпу. … в Эзотерическом Учении они суть Прародители истинного духовного Я в физическом человеке, высшие Праджапаты, тогда как Питри(сы), или низшие Праджапати, не более, нежели Отцы образа или типа его физической формы, созданной « по  подобию их».

Источник информации книга «Тайная Доктрина» т. 1 Е.П. Блаватской.