Пристань Суражевка в 1930-е годы

Паршин Владимир Гаврилович
               
           Пристань Суражевка в 1930-е годы
    Глава из неизданной (и незаконченной) книги: Паршин В.Г. «Краткая летопись истории Свободненского речного порта и флота». Свободный, 1996.

   …Сведений о руководстве и штате Суражевской пристани в 1929-начале 1932 годов найти в архивах не удалось. Есть данные только с первой половины 1932 года. Согласно архивным документам с мая 1932 года начальником пристани Суражевка был Александр Прокопьевич Аверьянов.
   Он работал в этой должности по апрель 1934 года, затем в течении года был начальником Благовещенского эксплуатационного участка, а с февраля 1935 по февраль 1938 года вновь был начальником пристани Суражевка.
   Александр Прокопьевич Аверьянов родился в 1902 году. В 1936 году закончил Курсы начальников пристаней при Ленинградском институте инженеров водного транспорта. О дальнейшей его судьбе после 1938 года данных нет.
   31 января 1931 года ЦИК и СНК СССР издает Постановление «Об образовании Народного комиссариата водного транспорта СССР». После этого весь речной и морской транспорт переходит из подчинения Народного комиссариата путей сообщения в подчинение нового наркомата.
   В первой пятилетке (в 1929-1932) пристань Суражевка еще не имеет своего построенного причала и механизации. Хотя работы активно ведутся с 1929 года.
    В 1932 году работы по береговому строительству причальной пристани в Суражевке были выполнены уже на 57 процентов от общего объема работ.
    Уже с начала 1930-х годов остро встал вопрос об изыскании затона для зимовки флота. Для него было выбрано место в районе села Малая Сазанка. Здесь на зимний отстой ставились суда работавшие на реках Зея и Селемджа и приписанные к Суражевской пристани.
   Первая зимовка флота в затоне Малая Сазанка проходила в 1930-1931 гг. Здесь были построены временные мастерские, а также общежитие для команд, столовая, магазин.
   Зимовка флота в Мало-Сазанском затоне проходила недолго. В 1934 году (в мае, 17-19 числа) в Малую Сазанку из Хабаровска пришел отряд Амурской Краснознаменной флотилии (КАФ) и здесь была устроена база КАФ. После последней зимовки 1933-1934 годов гражданские суда покинули Мало-Сазанский затон.
    В 1932 году рядом с Суражевской пристанью была основана Суражевская судостроительная верфь.
   В 1934 году она уже имела механические мастерские, жилой фонд, а самое главное – неплохой затон для отстоя и ремонта судов. Вот почему после ухода из Малой Сазанки затон решено было разместить здесь, у судоверфи.
    В первой половине 1930-х годов пристань Суражевка продолжала строительство своего причала, оснащение транспортерами. Строительство внутрипристанской силовой дало возможность применять малую механизацию. Кроме этого строились грузовые склады.
     На 1935 год пристань Суражевка значилась уже как пристань 2-го разряда с грузооборотом от 200 тыс. до 500 тыс. тонн и пассажиропотоком от 50 до 200 тыс. человек.
    Определенных успехов Суражевская пристань добилась в 1935 году. Среди пристаней Амурского пароходства она уже к 15 октября докладывала в Наркомвод о досрочном выполнении навигационного плана погрузо-разгрузочных работа.
    Груза шли большим потоком в основном на прииски Селемджи и Зеи. Основными перевалочными базами на реке Селемдже были Норск (если вода позволяла, то суда поднимались и выше), а по реке Зее перевалочные базы были в Аяке, Ново-Высокой, Дамбуках (при больших уровнях воды суда доходили до Бомнака). Большие партии груза доставлялись на баржах.
    В 1935-1937 годах кроме малой механизации Суражевская пристань имела 5 лошадей для транспортных работ, 1 автомашину ГАЗ (1.5 тонны). Зав. хозяйством этого транспорта был П.П.Шепилов.
    Пристань Суражевка наращивала с каждом годом темпы в строительстве, как пристанского хозяйства, так и жилых домов.
    Так, в конце 1930-х годов были построены два 2-этажных дома (впоследствии один из этих домов называли «Зелёная роща»). На втором этаже было общежитие плавсостава и береговых рабочих.
    В этом же месте были с построены 2 одноэтажных барака, двухквартирных дом и одноквартирный дом (в нем жил начальник пристани)
    В 1937 году на пристани (на месте, где сейчас контора) был построен речной вокзал. Его площадь была 400 кв. метров. Вокзал был деревянный (фаршированный). При вокзале была столовая, зал ожидания на 50 мест, комната матери и ребенка, медпункт, камера хранения и другие подсобные помещения. Открытие вокзала состоялось 15 июНя 1937 года (дата точная!). Вокзал просуществовал около 20 лет, после строительства в 1956 году нового вокзала старый был сломан. 
   В 1937 году на Суражевской пристани работало 12 пароходов, Только для приисков треста «Амурзолото» предполагалось перевести 23 тысячи тонн груза. В навигацию 1937 года пароходы работали, в частности, на линии Зея-Боманак-Зея («Большевик» и другие) и на линии Суражевка–Зея–Суражевка («Красноармеец» и другие)
     В год 100-летия со дня гибели А.С.Пушкина (1937) один из амурских пароходов – «Проворный» был переименован в «Пушкин».
     В 1937 году в Приамурье прибыли девушки и женщины – хетагуровки. Часть из них стала работать на водном транспорте. Одна из девушек стала работать на пристани Суражевка, на пароходе «Экономный». Ей была Екатерина Зуйкова, которая работала вторым помощником механика!
    В 1936-1938 годах велось строительство здания больницы водников. На ее строительство было отпущено 900 тыс. рублей.
    В 1938 году на Суражевскую пристань пришло известие, что от обязанностей наркома водного транспорта освобожден Н.И.Пахомов и наркомом водного транспорта по совместительству назначен Нарком внутренних дел Н.И.Ежов!
    В 1940 году на Суражевской пристани был довольно успешно проведен ремонт судов. За хорошую работу и образцовую подготовку к навигации 1940 года Управление Верхне-Амурского речного пароходства наградило грамотами следующих работников Суражевской пристани:
-В.А.Шкуратова – рулевого парохода «Журавлев»,
-Н.К.Каркушевского – механика  парохода «Пушкин»,
-В.Г.Саманакова – второго помощника механика парохода «Черненко»,
-В.Е.Барбакова – шкипера баржи «Казачка»,
-П.И.Фоменко – первого помощника капитана парохода «Энгельс»,
   А экипаж парохода «Пушкин» (капитан Н.И.Гусев, механик Н.К.Каркушевский) получил Вымпел Наркомата речного флота СССР!
    12 мая 1940 года в клубе Суражевской судоверфи состоялось совещание стахановцев и ударников Суражевской пристани и Суражевской судоверфи посвященное открытию навигации 1940 года. На этом совещании команды пароходов «Пушкин», «Журавлев», «Черненко» дали обещание, что план грузоперевозок в навигацию 1940 года ими будет выполнен досрочно.
    В 1940 году вышло Постановление СНК СССР о выпуске Государственного займа 3-ей пятилетки (выпуск третьего года). Команды пароходов «Сибиряк», «Экономный», «Лермонтов» подписались на 19.865 рублей. Высокая подписка прошла и на «Газоходе-137»
   В июне 1940 года работников Суражевской пристани ознакомили с Указом Президиума Верховного Совета СССР о переходе на 8-часовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений.
   За самовольный уход с работы по приговору суда виновные подвергались тюремного заключению до 2 до 4 месяцев. За прогулы без уважительных причин по приговору суда виновные подвергались исправительно-трудовым работам по месту работы на срок до 6 месяцев с удержанием 25 процентов зарплаты.
    По итогам навигации 1940 года неплохо справились с планами грузоперевозок команды пароходов «Черненко», «Журавлев», «Лермонтов».
    Команда парохода «Экономный» (капитан Г.А.Судаков) на зимний отстой сдает пароход досрочно. Хорошо потрудились к сдаче парохода на зимний отстой команда парохода «Красноармеец» (капитан К.У.Василевский), среди экипажа названы отличившиеся: кочегар Лущев, боцман Маликов, матрос – Хасаметдинов.
    В 1930-е годы ряд работников пристани, суражевских речников подверглась репрессиям. Вот некоторые из известных на сегодня имен:
-Н.К.Каркушевский, 1883 г. рождения, механик – расстрелян.
-И.К.Каркушевский, 1898 г. рождения, слесарь – расстрелян.
-Ф.И.Антонов, 1893 г. рождения, плотник – расстрелян.
-П.В.Овчинников, 1870 г. рождения, служащий – расстрелян.
-Н.П.Петунин, 1874 г. рождения, мастер – расстрелян.
-Ф.М.Афонин, 1900 г. рождения, мастер – погиб в лагерях.
-П.М.Брутский, лоцман – осужден к длительному сроку.
    Впоследствии все они были реабилитированы.
……..