Венок судьбы

Тамила Велес
"Реальная жизнь интереснее всякой выдумки"- прочитала я когда-то у Михаила Анчарова. Тогда я ещё не задумывалась, какой венок из событий и встреч сплетает наша жизнь с той необратимостью, которую мы называем судьбой.
Память выхватывает из своих глубин картинки,наполненные красками и запахами. Вот эта,из раннего детства, пахнет тлеющими головешками и нашатырем. Я вижу склоненное над моей кроватью испуганное лицо бабушки. И- сладкая для моего слуха до сих пор смесь русского, белорусского и украинского языков:- Дед, деука,виднО,угорела,бяги за ветинаром!
Село тянулось длинной ниткой домов вдоль полноводного тогда Рожка,разделяя своими берегами лес и болотистый луг. До медпункта было километров пять, поэтому жители сельской окраины со всеми своими проблемами обращались к живущему неподалеку ветеринару.
Прибежал ветеринар, Иван Михайлович, схватил на руки, вынес во двор под летний дождь:-Таня,что это идёт?
-Снег,- прошептала я.
-Будет жить,- кивнул он онемевшей от горя бабушке.
Уже потом,лет через двадцать, когда бабушка помогала мне растить моего маленького сына,она призналась:-Если бы ты тогда умёрла,я бы побегла у речку и затопилась...
...А вот эта картинка пахнет мокрыми цветами,оживляя в памяти трепетный восторг юности. Митька был сыном того самого ветеринара Ивана Михайловича,спасавшего меня в детстве. В то лето их семья вернулась в село после попытки сменить место жительства на город. Митька- синеглазый,с копной чёрных волос и с гитарой наперевес явился передо мной в один летний вечер. Не влюбиться в него было невозможно. Было нам в ту пору по пятнадцать- самое время для той стихии, что накрывает тебя волной и, кажется,уже не вынырнешь,умирая и одновременно воскресая от ужаса и восторга. И это была очаровательная пора быстрых взглядов, недомолвок,пьянящей смеси волнения и смущения. Казалось, мы никогда не сделаем шаг навстречу друг другу. Но однажды Митька пришел на место наших посиделок и, когда молодежь начала расходиться из-за непрекращающегося дождя, подошёл,молча взял меня за руку и повел с собой.Так мы дошли до околицы и остановились у последнего палисадника. Пытаясь преодолеть смущение, Митька сорвал веточку дикой розы и протянул мне.Не
 знаю,что сподвигло его на дальнейшие действия- возможно, он увидел выражение неземного счастья на моем лице- но в один прыжок он оказался в соседнем палисаднике и вернулся оттуда с мокрым душистым пионом.Мы шли вдоль села, и из каждого палисадника мой отчаянный разбойник добывал для меня то веточку жасмина, то лилию, то розочку. На все мои протесты он умоляюще отвечал:- Только один цветок!
В дальнейшем, когда я слышала рассказы о том, как молодой человек оборвал всю городскую клумбу или опустошил школьный цветник для своей девушки,я всегда вспоминала деревенских мальчишек моего поколения. С детства познавшие труд на земле, они никогда не позволяли себе причинить серьёзный ущерб односельчанам. Но вина за нашу с Митькой ночную вылазку жила во мне долгие годы....
К дому бабушки мы подошли с огромной охапкой цветов, которые я поставила в два ведра , тайком пронесла их в свою комнату и больше недели преступно наслаждалась неповторимым ароматом счастья. Это было единственное и последнее событие в наших отношениях с Митькой. Налетевший шквал событий развел нас, разлучил на время,а потом и вовсе разметал по жизни.
 ...Приторно-пряный запах мёда- от ещё одной картинки. Помню, мать послала нас с сестрой отнести что-то на чердак дома, но вдруг с высоты лестницы мы увидели отца. Он шел полевой дорогой из своей конторы пчеловодства,странно прихрамывая,наклоняясь и совершая какие-то ритуальные движения одной рукой. В полной растерянности мы вглядывались с высоты: что с отцом? он болен? пьян?и что сказать матери? Меж тем отец подошёл к дому с двумя пакетами семян, которые он и рассеивал по обочинам дороги,и стал рассказывать:- Вот это- донник полевой,самый любимый медонос у пчел. Он растет на любой почве и даёт нектар в любую погоду. А это- фацелия, цветет синими цветочками.Вот увидите летом!..
 С тех пор прошло много лет. В чужом далёком краю давно сложил свою буйну голову благородный хулиган Митька. Почти наполовину опустело когда-то многолюдное село, в радостях и горестях неустанным трудом питавшее родную землю. А я навсегда полюбила дождь. Мне кажется,стоит отдернуть его занавеску,и я снова окажусь в моем солнечном благоуханном детстве среди дорогих моему сердцу людей, которые подарили мне столько любви и тепла, что мне хватит этого на всю оставшуюся жизнь.
...Семена я купила в бывшей конторе пчеловодства,где работал папа. Теперь она называется по-другому, но все так же руководит ею Николай Иванович,или Коля Пасечник из моего детства ( ещё одна веточка в мой венок). Недавно разговорились с ним, вспоминали детство, деревню, и я узнала, что несколько человек там держат пасеки. Майским утром мы приехали с братом на машине, я вышла на околице села, а брат проехал дальше к озеру половить рыбу. У меня было два пакета: побольше- с семенами донника, который прорастает на любой почве, и поменьше- с семенами фацелии. Если кто-нибудь из жителей видел меня издалека,то, наверное,недоумевал, наблюдая мои странные движения, как когда-то изумлялись мы с сестрой ,ожидая отца с работы. Так,разбрасывая семена медоносов,я дошла до машины, достала из багажника кустик дикой розы, лопатку и бутылку с водой. Место, где стоял раньше дом Митьки, захватили заросли осоки из соседнего болота,но я нашла открытую солнцу полянку и посадила кустик. Место там влажное,июнь по прогнозам обещает быть дождливым- он выживет.

   2017