Давным-давно в Северо-Енисейске Красноярского края

Пётр Васильевич Качур
               (Воспоминания о далёких детстве и юности)      
       Это было давным-давно, ещё в пятидесятые годы прошлого столетия. Мы жили тогда в Северо-Енисейске Красноярского края. Сначала мы жили в бараке на Донского, 5.
           Потом родители, поднакопили денег  (папа работал в шахте) и купили свой домик на самом краю посёлка, на опушке тайги в самом конце улицы имени Ломоносова*.
          
           А уже на следующий год за нашим домиком построил себе дом дядя Витя (так я его называл), и наш дом стал вторым с краю. 
           Дядя Витя работал в шахте бурильщиком, жил в бараке, а сюда привёз брёвна для дома, но строительство всё откладывалось. Дядя Витя был крепким молодым человеком и, говорили, что он зарабатывал в шахте около двух тысяч рублей в месяц. Дядя Витя, говорили, работал по стахановски.
           На брёвнах по выходным собирались мужики и играли в карты …
           А однажды дядя Витя, придя сюда, воскликнул, что-то вроде: «А слабо сруб поставить?».
           И мужики вместо игры в карты поставили дяде Вите сруб за несколько часов, а далее, как говорится, дела пошли веселее и вскоре у нас появились новые соседи…
   В новом нашем жилище родители жизнь наладили, как в селе. Здесь ведь был огород, сарай, куда отец провёл свет и устроил утеплённый закуток для поросёнка. Мама принесла в дом кошку и назвала её Муркой, …
           Жизнь в новом доме, в новых условиях стала налаживаться.

           Было только далековато за водой к водокачке, где воду по талонам наливал из крана китаец дядя Ваня. Но эту работу я взял на себя, я уже подрос, и мне нравились физические нагрузки. Я брал коромысло, два ведра и шёл за водой, и так обеспечивал нашу семью водой.
           Были в поселке, а может с приисков приезжали, еще и пленные японцы, но где они жили, чем занимались, никто не знал. Правда ранней весной некоторые японцы появлялись возле магазина и торговали зеленью - черемшой, луком, ... Где они брали, тоже никто не знал, в тайге был еще снег, поэтому были догадки, что они сами выращивали, ... Много в поселке и на приисках народу было из самых разных уголков Советского Союза, самых разных национальностей - из Казани, из Грузии, из Молдавии, из Крыма, из Украины, из Брянской и других республик и областей, ... Были партизаны из Брянской области (наши соседи) и было много "партизан", как они себя называли, из областей Западной Украины, ... Но жили все нормально, без всяких проявлений национальных неприязней и распрей, ...
Жили все в СССР в великой семье, как завещал Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин:
 «Когда народы, распри позабыв,
  В великую семью соединятся?».

   А однажды папе подарили щенка. Он был уже довольно большой, очень был похож на немецкую овчарку. Папа назвал его Шариком.
   Так мы жили в новом доме. Родители много работали, а мы с братишкой часто оставались одни и часто забавлялись, делая из запасов брусники морс.
           Зимой я, как всегда, особенно в сильные морозы, ходил в тайгу на лыжах... Если температура была "более-менее", то я ходил на лыжные тренировки, так как я был участник школьной лыжной команды и участвовал в соревнованиях, ... Я очень любил бродить по зимней тайге, изучать тропы и следы зайцев, глухарей и других птиц ... Часто из-под лыж вырывалась стайка этих птиц, приготовившихся к ночлегу под снегом, и нечаянно разбуженных мною, ... Однажды я позвал с собою в тайгу нашего молоденького ещё Шарика. Он шёл сначала с удовольствием, резвился, но, когда мы подошли к заячьей тропе, то он попал в петлю, поставленную кем-то на зайцев. И Шарик наш испугался, завизжал, хорошо, что я был недалеко и услышал его хриплый визг, и освободил ... А то ведь он мог задохнуться, ... А когда я его освободил, то убежал домой, и я по тайге бродил уже один, ...
А однажды я сильно "заплутал" в тайге между сопками и не знал в каком направлении мне идти домой, забеспокоился, тем более что совсем недавно замёрз мальчик из параллельгого класса, ... Ведь мороз только и ждет, когда ослабнешь, присядешь, а было уже довольно поздно, хотя зимой у нас дни были очень короткие, было уже темно, мороз крепчал, и я подумал как бы родители не заволновались за меня, ... Но вдруг, выйдя на сопку, я услышал радио. Как-то, видимо, я попал в эту звуковую полосу, и наше поселковое радио помогло мне найти направление пути к посёлку. И это было всего лишь один раз, так как ни раньше, ни позже ничего подобного не случалось ... Так мне повезло, как говорят, спас Ангел-Спаситель, ... 
             Летом, в школьные каникулы после шестого, седьмого, восьмого и девятого классов, я работал в тайге с геологами и маркшейдерами, но, когда был дома, то, бывало, мама говорила мне: «Что-то грибочков давно не ели …». Я брал ведро и шёл за грибами, благо, они росли в лесу рядом с нашим домом, и было их всегда много ... Также летом велись интенсивные работы по заготовке ягод и дров на зиму. Как правило, мы с папой шли в тайгу, искали место, богатое лиственницей и удобное для подьезда машины, рубили деревья, распиливали их на бревна, потом нанимали машину и привозили домой. А дома уже пилили, кололи, складывали в поленницы …
             За ягодами ходили в тайгу с ведрами. Брали обычно по два ведра и целенаправленно  шли в поисках мест богатых смородиной, брусникой или черникой...
             Так и уходило короткое сибирское лето в подготовке к длительной суровой сибирской зиме ...
             Часто гуляли по посёлку с моим другом Генкой Шишковым, часто заходили к нему домой, баловались, боролись, играли с его маленькой сестричкой Анечкой. Летом Гена тоже ходил на работу в тайгу, работал со старателями. Часто мы с ним делали уроки, готовились к экзаменам, ..., иногда ходили в Дом культуры в кино или на танцы, ...
             Гена был очень коммуникабельным, хорошим, умным парнем, он просто притягивал людей своей обходительностью, своим вниманием, готовностью оказать помощь, ...
             Так мы зимой в школе учились, а летом работали, к зиме готовились, ...
      
             А однажды как-то получилось, что мы все были дома, был выходной, очень солнечный, тёплый день. Все были во дворе, наша Мурка тоже вышла на крыльцо, на солнышко и стала умываться, наслаждаясь тёплым днём.
           И тут её увидел наш пёсик и решил, видимо, познакомиться с Муркой. Он стал подходить к ней, виляя хвостом, а она, не обращая на него никакого внимания, умывалась …
           И только, когда он подошёл совсем близко, она вдруг, не прерывая процесса умывания, ударила его своей когтистой лапкой по морде.
           Пёсик завизжал и убежал от неё.
           И больше никогда к ней не приближался, и так и жили они, не обращая внимания друг на друга …
           Так мы жили на улице Ломоносова. Потом, весной 1957 года, переехали на улицу Механическая. Родители не планировали уезжать из Северо-Енисейска. Но, жизнь, состояние здоровья родителей продиктовали свои условия, и из Северо-Енисейска мы уехали. Я - в июне 1957 года с Геной Шишковым и Юрой Решетниковым - поступать в КАИ (Казанский Авиационный Институт), а родители - в январе 1958 по состоянию здоровья - в город Макеевку Донецкой области, а оттуда в свое родное село. Им врачи посоветовали немедленно сменить суровый сибирский климат на более мягкий из-за обострения у них тяжёлых сердечных и других заболеваний, которых у них было довольно много из-за всего пережитого, ... Так в моей жизни случился крутой поворот, я не стал поступать в КАИ, и поехал в Винницкую область в село к родственникам дяди Коли Высоцкого, чтобы узнать адрес дяди Коли Высоцкого, переехавшего после реабилитации из Северо-Енисейска в город Макеевку Донецкой области, а потом поехал в Макеевку к нашим семейным друзьям - дяде Коле Высоцкому и тёте Паше, чтобы узнать смогут ли родители переехать из Северо-Енисейска в Макеевку. В Макеевке я устроился в Макеевский труболитейный завод выемщиком труб, зимой приехали родители, но с жильём и работой в Макеевке у них не получилось, а меня уже военкомат стал готовить в армию, хотя начальник цеха Куликов говорил, что оформит для меня "броню" ... Но я "броню" не хотел, ведь тогда все стремились отслужить в армии. За отслуживших даже девчонки замуж охотнее выходили.
В марте 1990 года я побывал в Северо-Енисейске (скучал по друзьям), дом наш на улице Ломоносова стоял, как ни в чём не бывало, я повидался с одноклассниками А.Малогалимовым, В.Чалбышевым, В.Вишняковым, Ю. Юнусовым, с бывшими соседями по бараку на Донского 5 Малогалимовыми, сёстрами Толи Малогалимова Тоней, Леной и Валей, ...

Но это, как говорят, уже совсем другая история, ...

*)Когда я в 1990 году побывал в Северо-Енисейске (рассказ "В СЕВЕРО-ЕНИСЕЙСК ЧЕРЕЗ 33 ГОДА"), то не узнал посёлок: всё было по-другому, посёлок был перестроен, в посёлке были уже пятиэтажки, не было уже бараков, только барак на улице Донского, 5 ещё стоял, и совсем не тронутой была улица Ломоносова и бывший наш дом, дом, в котором мы когда-то жили ...