Вишневый компот

Владимир Рабинович
Пришла пьяница Катя и постучала в окно.
-- Катя, почему ты в окно стучишь, почему не хочешь зайти в дверь?
-- Ай, няўдобна вас праз дзверы беспакоіць. Можа, у вас целяфон ёсть?
-- Нет у нас телефона, Катя. А что случилось? – спросил я.
-- Кацьковы гараць, -- сказала Катя. -- Ладна, пайду на Валгаградскую на аўтаматы -- пажарную вызываць.
Я вышел на улицу. Возле своего дома стоял Сашка Жданок и в театральный бинокль смотрел в сторону двора Катьковых, откуда в голубое весеннее небо поднимался столб черного дыма.
-- Толь на крыше горит, -- сказал Жданок. -- Сгорит дом нахер. Пошли, вблизи поглядим.
В старом деревянном доме Катьковых горела веранда. Сами Катьковы всем семейством стояли поодаль возле кучи спасенного имущества и загипнотизированно смотрели на огонь.
-- Что случилось? – спросил Сашка Жданок.
-- Керогаз взорвался, -- сказал Катьков-старший.
-- А чего стоите?
-- А што зробиш? – спросил Катьков.
-- Тушить надо.
-- Чым? – спросил Катьков.
-- Взял бы шланг у соседей.
-- Не дадуць, -- сказал Катьков.
-- Сгоришь, -- сказал Жданок.
-- Ды і хер з ім, -- сказал Катьков-старший. -- Нам кватэру дадуць з гарачай вадой. Будзем кожны дзень мыцца.
Из огня раздались жалобные звуки, как будто кричал ребенок.
-- А где ваш младший? – спросил Сашка Жданок.
-- У садзе.
-- А это кто кричит?
-- Сабака, забыліся адвязаць.
-- Какой породы собака? – спросил Жданок.
-- Ды, гаўно. Беларускі аўчарка, -- сказал Катьков.
-- Нужно отвязать, -- сказал Жданок.
-- Ды дзе ж ты ўжо падступішся, -- сказала жена Катькова.
-- Жалко собаку, -- сказал я.
-- Нас так ніхто не жалее, -- сказала жена Катькова.
Сменился ветер и понес огонь и дым в нашу сторону. Опять завизжал, закричал совсем не по-собачьи погибающий пес.
-- Ладно, -- сказал Жданок, -- вы как хотите, а я пошел, -- и исчез в клубах дыма.
Через несколько минут он, кашляя, появился снова, правая его рука была в крови и сказал.
-- Дайте кто нож.
-- Ты што, рэзаць нашага сабаку будзеш? – спросила жена Катькова.
-- Не, -- сказал Жданок, -- только ошейник. Не могу снять.
-- Что у тебя с рукой? – спросил я.
-- Покусал меня, bлядь, этот беларуский овчарка, -- сказал Жданок.
Катьков старший разыскал в куче спасенного добра большой столовый нож.
Жданка не было долго. В горящей веранде рухнула крыша, и в тот же момент из клубов дыма выскочила ошалевшая собака и помчалась по улице. Вслед за собакой выбежал Сашка Жданок, в руках у него была трехлитровая банка закрытая металлической крышкой.
-- Ну, ты і дурны, -- сказала жена Катькова.
-- Знаю, -- сказал Жданок. -- Мне это все говорят. Что у вас в банках?
-- Вішнёвы кампот, мінулым летам кансервавалі, -- сказал Катьков. -- Вазьмі сабе.
-- Спасибо, -- сказал Сашка Жданок, обнял меня за шею, я заметил, что его пошатывает. -- Пошли, ко мне в гости, будем компот пить.