Интересные проблемы

Лана Милус
Все чаще и чаще ко мне стали обращаться родители подростков 11 – 13 лет (причем как «обычных» школ, так и элитных) с очень «интересной» проблемой:
• Одноклассник 12 летней девочки разместил в своей группе вК объявление с фотографией девочки о том, что она оказывает интимные услуги. На телефон, в WhatsApp, в вК посыпались!!! (в прямом смысле этого слова) непристойные предложения учеников школы… Девочка пыталась справиться сама, стала раздраженной, запиралась в комнате, а когда родители пытались докопаться до истины, отвечала, что, мол, просто нет настроения. Но через неделю не выдержала, справиться сама не смогла и рассказала все маме. Родители обратились к родителям мальчика, которые категорически заявили, что их сын на такое не способен, и упирались в своих обвинениях в адрес девочки до тех пор, пока родители девочки не приперли их к стенке фактами об аккаунте, с которого было сделано объявление. Разборки дошли до администрации школы (элитная школа), которой, понятное дело, никаких черных пятен на своем светлом «фасаде» иметь не хочется. Мальчику пригрозили чуть ли не колонией, заставили извиниться перед одноклассницей (извиняться в первый раз мальчик не стал, заявив, что он сказал правду), но на второй встрече в кабинете директора все-таки извинился. Девочка в депрессии.
• Следующий случай (тоже элитное учебное заведение). Мальчик 11 лет, 5 класс, начинает общаться с девочкой (Сейчас на его счету 2 «жертвы». Хотела бы я познакомиться с этим ребенком.), говорит девочке, что любит ее, что их отношения серьезные, и просит, чтобы девочка сфотографировалась в обнаженном виде и выслала ему фото. Девочки выполняют эту просьбу, а он размещает их фото в интернете, публикуя их с разных аккаунтов под разными именами и начинает распространять о них негативную информацию. У обеих девочек попытки суицида.
• Третий случай (обычная школа). Детям по 12 лет. Семьи на отдыхе. Дети сфотографировались, лежа в постели. После окончания отдыха фото появляется в интернете в группах мальчика с объявлением типа первого случая: она классная, обращайтесь…
• И еще один… Мальчик 13 лет (считающийся благополучным в школе) публикует пост, в котором рассказывает о том, как он насилует и убивает свою подружку. С подробностями, от которых волосы шевелятся. Хорошо, что есть модераторы, блокирующие посты, содержащие нецензурные выражения и инфо о насилии.
Скажите, ребята, для вас это про что?
Для меня это о многом:
• О безопасности в сети (допускаю, что появились новые развлекухи взрослых дядей, подстрекающих мальчиков на такого рода поступки);
• Об умении родителей и детей общаться, о доверии;
• О том, что должна чувствовать девочка, с какой самооценкой жить, чтобы так хотеть внимания, любви и заботы;
• О том, насколько объективно мы оцениваем своих детей;
• О том, что творится в семьях и мозгах родителей, когда папа одного из мальчиков заявляет, что вообще-то ничего страшного и не происходит;
• О том, что родители ничего как будто бы и не слышали о сексуальном и сексуализированном поведении детей;
• О взаимоотношениях детей, мальчиков и девочек;
• Об отношениях взрослых к данным историям, как постыдным. И вместо того, чтобы говорить и что-то делать, желание спрятать «грязное белье»;
Я думаю, вы еще много чего можете накидать.
У меня нет ответов на все вопросы, касающиеся этих ситуаций – в каждой нужно разбираться индивидуально. Но очень хочется сказать родителям и педагогам банальные, всем известные вещи:
1. Для специалистов, работающих с детьми, нет и не должно быть такого термина, как «стыдно». Есть объективная реальность, с которой лучше разобраться по «горячим следам». Нельзя это прятать, стыдливо опускать или закрывать на это глаза, делать вид, что это не достойно обсуждения, или относиться к этому, как к шалости подростков. Нельзя ругать или стыдить родителей – это и их проблема тоже.
2. Нужно помнить, что все мы вместе с нашими детьми живем (хотим мы в этом признаваться или не хотим) в непростое время системного кризиса. Кризиса во многих областях, и это оказывает мощное влияние в т.ч. и на воспитательный процесс.
3. Мы должны помнить, что подростковый возраст – это самый долгий  и непростой переходный период, во время которого, по сути, происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Необходимо понимать, что именно в этот период подростки очень чувствительны к оценке своей внешности посторонними людьми, очень  самонадеянны и безапелляционны.  Часто позволяют резко высказываться по отношению к окружающим. Крайне уязвимы, поскольку живут в состоянии практически не прекращающегося внутри- либо межличностных конфликтов. Их внимательность, ранимость  и чувствительность с одной стороны  часто совмещаются  с поразительной черствостью и агрессивностью. Болезненная застенчивость - с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими людьми,  с показной независимостью. Они  борются с авторитетами, с общепринятыми правилами,  распространенными идеалами  и обожествляют случайных кумиров. Они эмоционально неустойчивы, очень ранимы, импульсивны. Их часто посещает желание уединиться, их интересы непостоянны, они неспособны взять на себя ответственность за благополучие других людей и за собственные поступки. Зайти в депрессию для подростка очень просто, а это может быть путь в страшное НИКУДА.
4. Большая часть детей этого возраста склонна к  рискованному поведению, а это (данные исследований: исследуемая группа – 500 чел.) употребление алкоголя - каждый из 500 хотя бы раз в жизни употребляли алкоголь в количестве, вызывающем опьянение; наркотики - треть опрошенных хотя бы раз в жизни употребляли легкие наркотики; секс – половина опрошенных начали половую жизнь в 13 – 14 лет и к 17 годам имеют двух и более партнеров; треть живущих половой жизнью учащихся употребляют алкоголь перед половым актом и не используют презерватив.
5. Очень часто подростки не умеют сопротивляться рискованному поведению. Понятно, что это может привести и приводит к трагедиям.
6. Родители и педагоги на сегодня  используют традиционные подходы в воспитании подростков с целью минимизировать их  рискованное поведение:
• Информационный (предоставляют детям фактические данные). Этот подход  НЕ может гарантировать выработку правильного отношения к тому или иному жизненному фактору и принятие верного решения.  Часто этот метод вызывает обратный ожидаемому эффект, стимулируя любопытство подростка (а значит, не сомневайтесь, попробует).
• Запугивание – когда родители и педагоги  преувеличивают, работают на эмоциях и чувствах, как своих, так и ребенка (мамы хватаются за сердце, папы – за ремень). Начинаются примеры, призывы, неаргументированные пугалки. НЕЭФФЕКТИВНО!
• Нравственный подход подразумевает  профилактику, облеченную в форму моральных и нравственных этических суждений. Довольно популярный подход, зачастую комбинируемый с предоставлением информации и запугиванием, но, к сожалению, крайне НЕЭФФЕКТИВЕН. Нерелигиозные подростки, имеющие иные нравственные ориентации, не реагируют на этот метод.
• Эмоциональный подход.  ХОРОШИЙ ПОДХОД!!! (только не очень распространенный, к сожалению), связанный со стимуляцией личностного роста, с социальным развитием подростка.  Строится на убеждении, на примерах, на развитии адекватной самооценки и навыков общения,  на повышении осознания собственных ценностей, что увеличивает вероятность участия подростков в интересных ДЛЯ НИХ проектах и снижает опасность рискованного поведения.
• Организация досуга.  Этим родители занимаются чаще всего и это ХОРОШО, поскольку в основу данного подхода положена идея о том, что подростки должны испытать и проявить себя в различных формах активного отдыха, спортивных мероприятиях, разного рода конкурсах и т.д.
Я считаю, что необходимо совмещать (и это самое действенное: проверено на опыте) так называемый  психосоциальный подход, повышающий уровень осознания подростками давления со стороны окружающих и обучение  навыкам сопротивления  давлению,  и традиционный подход, включающий разнообразные  методы воздействия на подростков с целью профилактики рискованного поведения.
(Кстати, моя программа «Шаги к успеху» предполагает именно такую работу. Именно с ней я выхожу на сопровождение детских коллективов и групп.)
Я считаю, что здесь, необходимо, что называется, работать превентивными (проактивными, предупреждающими опасность) методами, которые позволят сформировать широкий спектр личностных и социальных навыков подростков, а это именно тот фундамент, что позволит устоять нашим детям в критических ситуациях.
Необходимо научить подростков таким вещам, как:
1. Умение решать проблемы и принимать решения.
2. Сопротивляться давлению сверстников, ресурсам интернет, СМИ, взрослых людей, пытающихся использовать незрелость ребенка.
3. Идентифицировать атрибуты «псевдовзрослости» - это крайне важно!!!! (в описанных выше случаях эта самая псевдовзрослость, скорее всего, играет особую роль. А когда наши умнички-детки ругаются матом, а когда пытаются быстрее познакомиться со всеми атрибутами взрослой жизни – это ли не проявление псевдовзрослости.)
4. Контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу (это крайне важно в условиях современной школы с ее обилием ВПР, мониторинговых и контрольных работ, устных экзаменов, ОГЭ и ЕГЭ).
5. Умение взаимодействовать и эффективно общаться с  окружающими людьми, в т.ч. со сверстниками, используя техники и приемы так называемого эмоционального интеллекта.
6. Умение настаивать на своем, учитывая интересы окружающих и возрастающую ответственность при принятии решения.
7. Умение избегать социальной инфантильности.
Конечно, со всем этим надо уметь работать. И конечно, было бы здорово, чтобы психологи, педагоги, родители были здесь в одной упряжке, а не представляли стороны обвинения друг друга.  Дети сейчас другие, мы не можем этого не признавать, они зачастую владеют большим количеством информации по разнообразным вопросам. С ними непросто говорить, особенно о сложных вещах и «опасных» темах, но необходимо!!!  Необходимо побуждать детей высказывать свою точку зрения, делиться мнением, задавать открытые вопросы, говорить на «открытом» языке или на языке «вероятностей». Конечно, лучше всего это получается во время групповой работы, когда есть определенная динамика, когда возникает эффект «от равного к равному», когда есть возможность проиграть ситуацию в демоверсии (в безопасном режиме), когда дети сами имеют возможность обобщать и комментировать, приходить к определенным выводам. Но даже если возможность обучения в группе отсутствует, необходимо обращать более пристальное внимание на вышеперечисленные вопросы индивидуально.