Царевна - змея

Лариса Степанова Сказочница
Как-то жил в селе вдовец,
Был хороший он отец:
Сыновей сам воспитал
И о внуках уж мечтал.
Но сыны не торопились,
Что-то долго не женились -
Всё в работе да в делах,
День проводят на ногах.
Старший сын – отличный плотник,
Славный мастер и работник.
Средний – каменщик, печник
И к труду давно привык.
Да и младший сын Федот
От других не отстаёт:
День в работе он до ночи
Да к тому же добрый очень:
Всех жалеет и людей,
И пернатых, и зверей -
Куда только не идёт,
В дом с собою принесёт
То бездомного щенка,
То котёнка, то зверька.
Злились старшие сначала,
Мол, самим нам места мало,
Только видят – всё не в прок
И сказали так: «Браток,
Не носи ты их домой,
Тёплый им сарай построй,       
Там лечи их и корми,
Чтоб спокойно жили мы».
Тем доволен младший брат -
Животину пригреть рад,
И за дело взялся вмиг,
Ведь трудиться он привык.
Братья тоже не сидят -
Подсобить ему спешат:
Проявили мастерство.
Ведь для них то баловство -
Строить дом не для людей,
А для птиц, собак, зверей:
Сделали его резной.
Деревянный, расписной,
Мастерски, красиво,
Людям всем на диво
И Федотовым друзьям -
Малым птахам и зверям.         
Так с тех пор и жили в нём,
Был теперь у них свой дом.
Их Федот кормил, поил,
Все повадки изучил -
Понимал всех без труда,
Выручал друзей всегда.
       ***
Как-то с братьями Федот
Через луг домой идёт,
И вдруг видит у запруды
Собрались толпою люди -
Все волнуются, кричат!
Братьям дивно – к ним спешат…         
Глядь - змею селяне бьют,
Ускользнуть ей не дают.
А она шипит: «Спасите!
Кто-нибудь мне помогите,
Не то, смертный час придёт,
И царевна пропадёт!»
А народ не понимает,               
Чего та им всем вещает,          
Да о чём она шипит,               
Вот толпа зло и кричит:
«Ядовита она – точно,
Убить надо её срочно!»
Братья разом: «Ерунда,         
Зря свернули мы сюда!»         
А Федот без лишних слов
Хвать змею - и был таков.
Люди вслед ему кричать:
«Ну, нашёл спасать кого!»
А Федот им: «И не грех
Бить того, кто меньше всех?»
«Да она ж змея, Федот!»
Коротко ответил тот:
«Кто змея, кто человек –
Каждому свой лик навек».
Так сказав, тропой прямой
Поспешил к себе домой.               
Вскоре братьев он догнал,
Им с обидою сказал:
«Что ж вы змейку не спасли,
Повернулись да ушли?
Еле я её унёс!
Жалко мне её до слёз,
Ведь пришлось не сладко ей -
На ней раны от камней.
А она-то вон какая:
Не простая, золотая -
Вся на солнышке блестит!
А как жалостно глядит…»
«Братец, будь ты поумней –
Поделом народ бьёт змей,
Проку вовсе от них нет!»
«Ладно вам, - он им в ответ, -             
Всё б вам выгода да прок…
А в жестокости есть толк?»
Тут от них отстал Федот,
Змейку он на грудь кладёт:
«Натерпелася ты, видно,
Битым быть всегда обидно…»
Вдруг из глаз змеи слезинки
Покатились как росинки…
«Горемыка ты моя,
Не обижу тебя я».
А вокруг кричит народ:
«Поглядите-ка, Федот
В дом к себе змею несёт!»
И давай все хохотать:
«Ну нашёл, кого спасать!
Он им: «Смейтесь над собой!»
И свернул к себе домой…
Тут и батюшка: «Федот,
Гомонит кругом народ,
Что змею ты там спасал?
Что б её я не видал!
Я те покажу змею!
Впредь охоту отобью
Гадов всех нести во двор
На том кончим разговор!»
Батюшку тот уважал
И рядиться с ним не стал,
Только горестно вздохнул,
К лесу тут же повернул.
Там нашёл большой пенёк
И заботливо изрёк:
«Станешь здесь, царевна, жить,
А я буду приходить.
Знай, в беде тебя не брошу».
Шепчет та: «А ты хороший…»
«А они кричат «чудак» -
Всё им людям-то не так».
           ***
С той поры сюда Федот          
После дел к змее идёт.
Видя друга, та шипит,
С ним подолгу говорит...
Вот явился раз туда -
Нет её! Что за беда?!
Сел он грустный на пенёк:
«Змейку я не уберёг…
Эх, садова голова».
Зашуршала тут трава:
«Не волнуйся, вот и я -
Змейка верная твоя.
Знай, Федот, я непростая,
Потому и золотая,
Ведь царевною была…
Но балованной росла -
Мой любой каприз тотчас
Исполняли слуги враз.
В царстве жил у нас мудрец,
Не любил его отец,
Ведь он тайны мне открыл,
Чудо-перстень подарил,
Тот что только повернёшь,
Заговор произнесёшь:
В кого хочешь – превращайся,
И где хочешь – появляйся,
Снова перстень повернёшь –
Прежний облик обретёшь.
Превращал меня, девицу,
Он в любого зверя, птицу,
А порою и в цветок –
Всё волшебник этот мог.
А как перстень мне вручил,
Как владеть им научил,
Тут-то я сама всегда
Превращалась без труда
В кого только захочу:
То летаю, то скачу!
Как-то я в саду гуляла
Там змею и увидала
Ту, что передо мною вьётся,
Глядя мне в глаза, смеётся:
«Погляди-ка на меня,
Как ловка, проворна я,
Во все щели заберусь,
Куда хочешь доберусь,
А тебе такой не быть -
Только бегать да ходить».
Рассердилась я: «Вот как?!
Неизвестно, кто мастак
Извиваться по траве!»
Ведь не трудно было мне
Перстенёк надеть свой враз       
Сделаться змеёй тотчас.               
За бездумье и гордыню
Я страдаю и поныне,
Ведь на тот злосчастный миг
Коршун вдруг меня настиг
И понёс под небеса
За высокие леса,
За далёкие поля,
Где чужая мне земля…
Натерпелась я немало,
Но случайно вниз упала:
Он меня не удержал,
Когда к лесу подлетал.
И хотел лететь за мной
К той речушке небольшой,
Но увидел вдруг людей
И умчался поскорей.
Я ж заветное кольцо
Обронила, как на зло!
Попыталась там найти,
Чтоб мой облик обрести
Да народ, что рядом был,
Меня чуть не загубил!
И погибла б, видно, я,       
Если б ты не спас меня».
Выслушал Федот змею:
«Слово я тебе даю,
Что найду твой перстенёк -
Только дай на это срок.
Но сама не лазь к запруде,
Ведь погубят злые люди».
И к речушке сам Федот
Перстенёк искать идёт -
Всё кругом он обошёл,
Чудо-перстня не нашёл
И лишь к ночи чуть живой
Воротился он домой.
Там друзьям поведал тоже,
Что кольцо найти не может…
        ***
Долго перстень он искал,
Уж надежду потерял.
Значит век змее так жить,
И девицею не быть!
Звери, птицы тоже ждут,
Как придёт - к нему бегут:       
«Ну, нашёл ты перстенёк?»
Тот им: «Знать ещё не срок…»
Ну а дома он молчит,
О змее не говорит -
Разговор тот ни к чему,
Не помогут ведь ему.
        ***
Как-то батюшка сказал:
«Я, сыночки, вас собрал,
Чтоб зараньше объявить,       
Что намерен всех женить -          
Свадьбы разом отведём
И спокойно заживём».
Братья старшие в ответ:
«Да нужды-то в этом нет -
Подобрали мы невест
Из окрестных здешних мест.
Только вот один Федот
Суженую не найдёт.
Брат, ищи её скорей -
Гулять будет веселей
Свадебку в один денёк».
Им Федот: «Мне дайте срок».
И к запруде он опять
Перстенёк идёт искать…
Но напрасно – перстня нет:
Меркнет для Федота свет.
Раз сказал отец ему:
«Что-то, сын, я не пойму,
Где зазнобушка твоя?»
«Так, отец, отвечу я -
 Я её давно нашёл…»
«Познакомиться б привел.
Кто такая? Говори.
Да в глаза мне посмотри.
Что глаза-то опускаешь?»
Тот ему: «Скоро узнаешь -
В день венчанья поглядишь».
«Что-то ты, сынок, темнишь…
Аль не шутишь ли со мной?»
«Нет, наказ исполню твой –
Вместе с братьями женюсь
И женой обзаведусь.
Только уговор такой –
Ты одобришь выбор мой!»
«Ну да как же без смотрин?»
«Лишь бы я был не один -
Мне ведь с суженою жить».
Тот вздохнул: «Ну так и быть -
На ком хочешь ты женись,
Но семьёй обзаводись.
И скажу без лишних слов -
Выбор твой принять готов».
«Помни», - сын проговорил
Да в лес снова поспешил.
Тут змея ему навстречу,
Говорит такие речи:
«Что печален, мой дружок?»
«Да пришёл женитьбы срок -
Батюшка не хочет ждать,
Просит свадьбу назначать,
Чтобы с братьями я враз
Поженился в один час…»
«Коль сказал отец – женись
И семьёй обзаводись», -
Грустно та в ответ ему, -
Быть негоже одному…»
Он на руки взял её:
«Ты - сокровище моё,
Будь, прошу, моей женой».
«Ты смеёшься надо мной,
Ведь перед тобой змея,
И не стану девой я».
Тут заплакала она…
«Мне другая не нужна!
Только на тебе женюсь
Иль один я остаюсь».
Долго думала змея:
«Хорошо, согласна я».
       ***
Через три дня, в воскресенье,
Все собрались на веселье.
В лес Федот к змее идёт
И с собой её несёт.
Все дивятся: «Боже мой,
Под венец идёт с змеёй!»
Тот же, знай себе, молчит
Да на змейку всё глядит.
Сыновей отец встречает,
Старших он благословляет
И невест целует их,
Будто дочерей родных,
А Федота увидал,
Так дар речи потерял!
Тут Федот ему: «Отец,
Разреши мне под венец,
Ведь ты слово мне давал,
Чтоб любую в жёны брал:
Только, чтобы по своей душе -
Выбор сделал я уже».
А отец: "Нет, не бывать,
Чтобы гадов в жёны брать!»
Вдруг откуда ни возьмись
Звери, птицы собрались:
«Не печалься, друг Федот,
Тот, кто верит, - обретёт:
Нынче утки под водой
Отыскали перстень твой».
Поклонился парень им -
Преданным друзьям своим:
«Вы не перстень мне нашли –
Счастье наше принесли!»
Змейке перстень надевает
И тихонечко вращает…
Только та змеёй была -
Облик девы обрела:
Так пригожа ни сказать,
Ни пером не описать!
Парень глаз с неё не сводит:
«Вот какая ты, выходит...»
И шумит вокруг народ:
«Вот так удивил Федот!»      
А отец проговорил:         
«Ну сынок! Ну угодил!
Вот теперь доволен я –
Будет славная семья!»
                ***
Свадьбы шумные сыграли,    
Всех до сыта угощали,
Три дня ровно гудел пир,
Что тому дивился мир.
А как только поженились,
Братья в доме поселились,
Ну а младший сын, Федот,
Батюшке поклоны бьёт:
«Ты нас, батюшка, прости,
В путь-дорогу отпусти -
В царство жёнушки моей:
Повидаться надо ей
С матушкою да с отцом,
Далеко её ведь дом.»
Их отец благословил
В путь-дорожку снарядил...
      ***
Мчатся лошади стрелой,
Чтоб доставить их домой,
Где не ждали отец, мать    
Дочку снова увидать…
Встреча радостной была!
Вмиг весть царство обошла:
«Дочь царя нашлась живой -
Будет в царстве пир горой,
И узнает целый свет,
Что прекрасней пары нет!»