Летние яблоки. Гл. 10

Жанна Арефьева
 Как же хорошо после долгого лежания в больничных палатах среди запахов лекарств и хлорки, оказаться на вольном воздухе в деревне. Пусть лето выдалось дождливым, зато всё вокруг благоухает покоем, чистотой м свежестью.
 Неожиданно захотелось съесть яблоко. В доме на столе лежали несколько штук, принесённых для такого случая, но теперь хотелось именно сорвать свежее хрусткое с ветки.
 Не противясь этому простому желанию, Вадим поднялся и пошёл в сад. Он встал под деревьями, огляделся, высматривая добычу покрасивее, поаппетитнее, потянулся к облюбованному яблоку, сорвал его, ещё крепко держащееся, а заодно и соседнее. Он съел их здесь же, справедливо предположив, что вдруг захочется ещё. Но не захотелось.  Тогда он заковылял проверить свою работу, навестить плетень. Тот, конечно, стоял, всё было в порядке. Вадим поглядел на Иринин дом. Во дворе никого не было, одинокое кресло-качалка стояло в траве посреди участка. Вот бы ему такое – массивное, надёжное. Сел утречком и мотыляйся туда-сюда, пока голод не позовёт тебя обедать. Вадим постоял ещё немного и отправился восвояси.
 От нетерпения встречи с Воронцовыми, Вадим то и дело выходил за ворота, шёл выглянуть из улицы на большую дорогу.
 Они приехали к десяти часам.
 - Что, хозяин, нас караулишь?! – пошутил Валерий, выбираясь из уютного салона.
 - Жду вас всё утро, и завтракать не садился даже.
 Жизнерадостная Ниночка в своей неизменной шляпке снова кинулась целовать Вадима.
 - Ну как ты тут живёшь, отшельник?
 - В общем и в целом, неплохо. Дожди пока закончились, хозяйствую помаленьку.
 - Какой же ты умница, Вадим. Яблоки ещё не все осыпались? Я из них такого замечательного соку на зиму накрутила! Никакого чаю не надо – и душистый, и сладкий! Если поделишься ещё, всё переработаю, нам всем до следующего лета хватит.
 - Наберём, Нинок, ещё есть.
 Ниночка сноровисто собирала на стол к завтраку.
 - Смотрю, ты очень нас ждал, чистота кругом, порядок.
 - Вчера весь день тут трудился, надо же гостей принимать. Не пылью же вам тут дышать.
 - Молодец, вот Валерка не умеет так как ты. Разбаловала я его, хотя курсантом, небось, и толчок драил, и койку сам застилал.
 - Ну ты и вспомнила, мать! – возмутился усатый Валерка, -Вадик, чем сегодня с тобой займёмся? Шашлыки вечером, рыбалка утром, а сегодня днём я тебе помогу что-нибудь по хозяйственной части сделать, а то Ниночка меня потом съест.
 Вадим смутился, неудобно было просить друга помогать ему, непривычно, да и вообще, что у Валерки своих дел нет. За неделю устанет на службе, ждёт выходных дней, а тут опять заботы-хлопоты. Но тот уже обнаружил у сарая наточенную косу.
 - Ого какая! Я умел косить, только давно этого не делал. Ну-ка, где можно попробовать?
 Вадим повёл его на особо заросшие участки.
 Но Ниночка вскоре вышла звать их к столу.
 - Эй, эй, ну что вы творите?! Да тут же огород, а вы его косой! Вадим, видишь, укроп, петрушка, чеснок… Ну что же вы делаете, ребята?
 - Нин, да я и не знал, что тут посажено. Хотя хозяйка говорила, а я так и не собрался посмотреть.
 - Завтракать давайте, а потом разберёмся.
 Они направились за ней в дом. Ниночка вошла первой и вдруг страшно завизжала, чуть не свалив мужчин бросилась назад.
 - Что ты так орёшь? – оторопел её муж.
 - Там мышь!
 - Эх ты, Нина, ну что же ты мышей никогда не видела?
 - Я их боюсь.
 - Вот уж не думал… -  усмехнулся Вадим.
 - Почему ты кота не заведёшь?
 - Потому что я могу об него споткнуться. Потому что могу снова попасть в больницу, а кот здесь с голоду погибнет.
 Валерий помог Вадиму навести окончательный порядок в сарае, кое-что подделал в дровнике.
 С Ниночкой он проинспектировал погреб в сарае и подпол в доме.
 Там всё было в порядке, только решили оставить открытым на день творило, чтобы погреб проветрился.
 А подпол Вадим отстоял. Сказал, что при гостях он не будет его открывать, чтобы в доме не пахло землёй и сыростью. Этим он сможет заняться на неделе.
 Вечером прямо на улице накрыли стол. Комаров почему-то не было и можно спокойно сидеть сколько угодно. Жарился на углях шашлык, Валерий раскочегарил найденный в сарае древний самовар с трубой.
 Ниночка пила вино, мужчины водку. В первый раз за всё время, прошедшее со дня аварии, Вадим решился выпить. Друзья его не уговаривали, но очень хотелось ощутить себя здоровым человеком. К тому же его успокаивало их присутствие. Если ему станет плохо, они рядом. Хотя чем они смогли бы помочь в критической ситуации, вряд ли кто смог ответить.
 Конечно, они не напивались, просто под оживлённый разговор и шашлык хорошенько «усидели» и вино, и водку. У них было очень много общего за долгие годы дружбы.
 Вспомнили, конечно, и Галю с Костиком, и Светку.
 - Ты знаешь, Вадим, а можно попробовать найти твоего сына через социальные сети. Он молодой и, наверняка есть в интернете. Давай я Мишу попрошу и он его поищет?
 - Нин, зачем? Он уже взрослый и сам не делал попыток найти меня. Конечно, я ему теперь не нужен. Он вырос, мужиком стал, а где я был все эти годы? Что я ему скажу? Что его бабушка попросила меня не тревожить их? Что мать увезла его от меня и вышла замуж за другого? А я был такой гордый, что решил не мешать жить никому своим присутствием? Зачем я ему теперь, когда я не живу, а существую, я же ничего не могу ему дать. Для него всё сделали другие люди.
 - Вот ты жизнь прожил, а так ничего и не понял. Ты не имеешь ни малейшего представления, как он жил, каким человеком стал, кто он теперь. Вадим, ты не прав. Родители нужны всегда.
 - Нет, появиться перед Костей беспомощным стариком я не могу. Подумает, что нужен мне стал из-за моей дурацкой инвалидности.
 - Ты меня не убедил.
 - Да уж, Вадь, чтобы убедить мою жену нужно быть более опытным оратором. Мне вот этого тоже не дано.
 Валерию удалось слегка разрядить обстановку за столом и все дружно рассмеялись.
 - Что же я зря возглавляла женсовет на Урале?
 Он обнял Ниночку и поцеловал в кудрявую макушку.
 - Ох, мать, если бы не ты!..
 Ниночка потянулась к лежащей на лавочке гитаре: «Вадик, давай сыграй нам, душа песню просит.»
 - Валерка пусть.
 - Вадим, давай-давай.
  Вадим прижал к себе тёплый инструмент, минуту подумал, послушал своё настроение, потом тронул пальцами струны.
 - Давно же я не играл, ребята!
 - Не знаю, чем ты всё время занят? Играл бы себе, боевой дух повышал.
 - Ох, Нинель…
 Она негромко запела, Валерий уверенно подхватил: «Раскинулось море широко!...»
 Утром, оставив Ниночку на хозяйстве, мужчины отправились на рыбалку. Ушли из дома, когда ещё не взошло солнце. Воздух был подёрнут лёгкой молочной дымкой, ни ветерка, ни шороха травы и деревьев. Только неизвестная птичка снова распевала в  кустах.
 Вадим, на удивление, чувствовал себя прекрасно. Он нёс удочку и ведро для рыбы, Валерий тоже вскинул на плечо такое же бамбуковое удилище, а в руке тащил червей в банке. Червей Вадим предлагал положить себе в ведро, но друг шутливо отнекивался, оправдываясь, что тоже должен что-нибудь нести.
 Оба надели спортивные штаны, рубашки с длинными рукавами, опасаясь комариных укусов, а так же широкополые панамы.
 Иногда, взглянув друг друга, товарищи начинали хохотать.
 Место для рыбалки нашли не сразу. Поплутали по кустам, прежде чем обнаружили узенькие мостки. Вот на них и устроились.
 - Ну что приступим, товарищ подполковник?
 - Приступим, товарищ подполковник.
 Усевшись на досках, насадили по жирненькому червю на крючки, оба поплевали на наживку и закинули удочки в воду.
 Утро только разгоралось. Из-за горизонта вдруг выглянул розовый краешек солнца, совсем ещё не горячего, будто оно тоже прохлаждалось в речке.
 Друзья, затаив дыхание, восторженно наблюдали его восход.
 - Да… - протянул вдруг Валерий, - в городе совсем по-другому.
 - Говорил я тебе, здесь вообще всё, как в детстве.
 - Когда оно было, детство?
 - Всего одну жизнь назад.
 - Ага.
 Где-то заголосил петух, к нему немедленно присоединился другой. Невидимые отсюда, они словно соревновались кто звонче, кто задорней. Замычала призывно корова. Деревня просыпалась и они были этому свидетелями.
 - Слушай, Вадь, похоже пора нам с Ниночкой тоже переселяться из города. Выйду наконец в отставку. А Мишка женится и станет нам на лето детишек привозить.
 - А невеста есть?
 - Эх, у него невесты – что ни неделя, то новая, мы уж и не чаем, чтоб остепенился.
 " Вольный казак, вот и гуляет. Была бы шея, а хомут найдётся", - кому-то он совсем недавно говорил эти слова.
 У Вадима дрогнул поплавок, он напрягся в радостном ожидании, когда беленький кончик задёргался и вдруг ушёл под воду, оставляя на гладкой поверхности только круги, рука взметнулась, в воздухе блеснуло плоское рыбье тельце.
 - Плотва! – с видом знатока сказал Валерий и тут же заклевало и у него.
 К восьми часам утра они надёргали штук тридцать плотвиц и краснопёрок. В заключение Валерий выловил одного сопливого ерша. Его сообща решили выпустить обратно.
 Назад возвращались в превосходном настроении.
 -  Сейчас Ниночка нам ушицу сообразит, она и сама её любит. Рыбёшка свежая, не залежалая, с укропчиком! Эх, как жаль, что сегодня мне водочки нельзя!
 В центре посёлка из-за поворота на них едва не наехал велосипед. Восседала на нём сама Ирина Николаевна, одетая в маечку и довольно коротенькие шорты.
 Она спрыгнула со своего транспортного средства, смутившись от их взглядов.
 - Что же вы, гражданочка, приличных людей велосипедами давите? – возмутился Валерка.
 - Здрасьте, Ирина Николавна!
 - Здравствуйте. Извините.
 Она не стала больше садиться на велосипед, а подкатила его к крыльцу магазина и вошла внутрь.
 - Девушки тут у тебя знакомые?
 - Это мумия, в которую ты предлагал чем-нибудь кинуть.
 - Правда что ли? Без своей качалки она выглядит ещё ого-го! Смотрю, вы уже познакомились?
 - Пришлось. Я к ней во двор свалился.
 - Иди ты! С дерева что ли?
 - С забором вместе…
  Всю дорогу Валерка хохотал над Вадимовым рассказом о знакомстве с соседкой.
 - И что, ты её даже на чай не пригласил? Вадька, рядом с тобой такая женщина! Ты видел её ноги, Смирнов?
 - Видел, мне не двадцать лет, чтобы я от женских ног терял голову.
  - Но не девяносто же! Давай, друг мой, действуй! Это же надо, как она преобразилась.
 Ниночка уже ждала их с завтраком. Стол снова накрыли на улице, как на даче.
 - Ой, ребята, какие же вы молодцы!
 Она с удовольствием разглядывала улов.
 Вадим почувствовал надвигающийся приступ и, извинившись, ушёл в дом, прихватив свою неизменную кружку с чаем.
 - Меня не ждите, завтракайте.
  Он улёгся на привычный диван, расстегнув на груди рубашку. Сердце заколотилось, когда боль охватила всё его тело. Почему-то перед глазами закружился образ Ирины Николаевны, как она легко спрыгнула с велосипеда, как мелькнули её длинные загорелые ноги. Эта картинка, как стёклышки в калейдоскопе вертелась-вертелась-вертелась.
 Вадим не слышал, как к нему заглядывала Ниночка. Она ни разу не видела его приступов и приоткрыла дверь с желанием предложить ему помощь. Вид Вадима напугал её. Он лежал совершенно мокрый от пота, дыхание со страшным хрипом вырывалось из горла, из-под ресниц, плотно сомкнутых, ручьём текли слёзы.
 Она вернулась к мужу, села к столу, закрыв лицо руками.
 - Зачем ты смотрела, Нина? Сказано же – не надо. Ни помощи твоей, ни воды. Он научился жить с этим.
 - Господи, Валер, как ужасно…
 - Когда он выйдет, сделай, пожалуйста вид, что не заходила к нему. Не надо его огорчать.
 - Как он живёт-то так? Каждый день, каждую ночь, да ещё и не по разу?!
 - У него нет другого выхода. Или так, или никак. Пойдём пока поглядим, что там с огородом, ты рыбёшку почистишь, а я погреб отворю. Давай, любопытная моя Варвара, двигайся, а то закиснешь.
 Они, удручённые происходящим, разошлись по двору. Нина поняла, что должна поплакать и пошла в яблоневый сад, прихватив ведро.
 Валерий понял её прикрытое бегство и не стал тревожить. Зашёл в дровник и нащепал лучин для растопки самовара « на следующий раз». Потом слазил в погреб, начал разбирать там сырые полки и вытаскивать их наружу для просушки.
 Нина прислонилась спиной к дереву и дала волю своим эмоциям. Увиденное в кухне не выходило из головы, было больно за Вадима и бесила собственная беспомощность.
 Она всхлипывала, вытирала лицо кончиками шейного платка, потом платок пришлось снять и уже использовать весь. Он намок и стал похож на тряпку.
 - Что с вами?
 Голос был твёрдым и принадлежал женщине. Нина повернулась и увидела её. Это оказалась хозяйка соседнего дома. Она стояла у плетня и смотрела на Нину прямо и строго.
 - Ничего, извините. – гнусаво сказала Ниночка и высморкалась в шейный платок.
 - Как же ничего, если вы рыдаете?
 - Бывает, вы разве не плачете?
 - Плачу, но редко. Кто вы?
 - Воронцова. Нина. Мы с мужем здесь в гостях у друга.
 - Меня зовут Ирина, я здесь живу. К сожалению, даже не знала, что соседка дом продала. Весной приехать не удалось, а тут, оказывается, перемены.
 Нина внимательно посмотрела на неё : « Вас это огорчило?»
 - Конечно. Тётя Клава всегда здесь жила, никаких других соседей. Я тут родилась и выросла, это дом моих родителей, а теперь мой. Соседка приглядывала за ним.
 - Не беспокойтесь, наш друг вполне достойный человек и соседство с ним не доставит вам неприятностей.
 - Да? Он очень напугал меня недавно, свалился ко мне на участок.
 - Вадим?
 - Да, ваш Вадим. Сказал, что облокотился о плетень. Конечно, изгородь проломилась.
 - Уверяю вас, у него не было цели напугать кого-то.
 - Мне показалось, он был пьян.
 - Нет, уважаемая Ирина, это исключено. За два последних года вчера он выпил первый раз. И не сомневайтесь, это будет нечасто. Я знаю Вадима Григорьевича почти тридцать лет, он абсолютно нормальный человек.
 - Очень уж он странный. Может говорить о чём-то и тут же отвернуться и уйти. Всё это как-то…
 Ниночка вспомнила, как выглядел Вадим полчаса назад и на глазах её снова выступили слёзы.
 - У всех нас есть какие-то слабости и странности… Ирина, вы запишите на всякий случай мой телефон. У Вадима кроме нас никого нет. Сестра и мать живут в другой области.
 Ниночка всучила Ирине свой номер телефона и они расстались.
 Вадим выбрался на крыльцо и зажмурился от солнца. Во дворе сильно пекло.
 На мангале, где вчера жарился шашлык, стояла на тлеющем  огне кастрюля с ухой. По двору витал дразнящий её запах. Воронцовых не было видно.
 Он спустился, заглянул в кастрюлю, почувствовал зверский голод и снова огляделся. Из сарая доносилась характерная возня. Вадим добродушно хмыкнул и сдвинул уху в сторону, чтобы не переварилась. Потом сходил набрать укропа, потому что любил накрошить в горячую уху свежего и много.
 Ниночка вышла из сарая и зарделась, как девушка, увидев Вадима. Он сделал вид, что ничего не понял, хотя внутри у него что-то завозилось и заскребло.
 Валерка тоже вышел деловым шагом и по-хозяйски обратился к жене : «Нинон, мы обедать будем?»
 Нина сходила за чем-то в дом, потом вернулась, протёрла чистые тарелки полотенцем, вдруг запылились, и принялась разливать уху. Вадим крошил укроп, Валерий нарезал хлеб.
 - Усаживайтесь, ребята… Вадим, давай по стопочке?
 - Давай.
 Ниночка быстро принесла из холодильника бутылку и захватила по пути две стопки. Бутылка на жаре мгновенно покрылась крупной испариной, по бокам её потёк пот.
 Вадим выпил и зажмурился от удовольствия : «Я с вами к жизни возвращаюсь, дорогие мои Воронцовы! Водку вот начал пить, на рыбалку ходить. Вы и есть моё самое лучшее лекарство, так что я всегда вас очень жду.»
 - Вадим, а я так рада, что с нами ты себя чувствуешь здоровее, вот и хочу пожелать тебе скорейшего окончательного выздоровления.
 - Спасибо вам, ребята.
 Уха оказалась замечательной Без каких-то ценнопородных рыб, из самой обычной речной плотвёшки, она была навариста и душиста.
 - Ого, Вадим, посмотри-ка кто пришёл!
 Из кустов вышел знакомый Вадиму кот. Он деловито посмотрел в сторону гостей и сел в центре двора.
 - Вот красавец! – восхищённо вздохнул хозяин – Я ему рыбы обещал.
 Пришлось делиться уловом. Кот с достоинством пообедал, коротко мяукнул, наверное поблагодарив, и ушёл.
 - Ну надо же! – засмеялась Ниночка.
 - Меня приступ в сарае прихватил, я наверное сознание потерял, или уснул. А очнулся от того, что он о мою голову тёрся. Так что я ему не просто так рыбы наобещал, а за помощь. С тех пор, кстати, он не появлялся, а ухой запахло и пожалуйста.
 - Ну надо же, как трогательно!
 - Обживается наш подполковник. С котами у него дружба, к соседкам в огород падает.
 Все засмеялись.
 - А я познакомилась сегодня с соседкой твоей.
 - Которой?
 - Ну с Мумией.
 - Ах,  с Ириной Николавной?!
 - Да-да, она мне пожаловалась на то, как ты к ней приземлился.
 - Вот бабы.
 - Да нет, Вадик, она нормальная. Просто волнуется, ведь вместо привычной старой соседки непонятный человек. Да ещё кувыркнулся к ней вместе с забором. Она тут, похоже, одна, вот и перепугалась.
 - Её с работы уволили. Это поэтому она там в качалке страдает целыми днями.
 - Ты бы дружбу заводил не с котами, а  с соседками. Она, кстати, Нин, сегодня чуть не задавила  нас велосипедом. Видит, что Вадим с ведром плотвы по улице чешет и скорей на таран!
 - Скажешь тоже.
 Вадим смутился, вспомнив голые соседкины ноги.

 Продолжение http://www.proza.ru/2018/04/15/687