Концерт Ленинград в Мурманске 03. 09. 2017

Станислав Ларионов
На концерт «Ленинграда» пойти я хотел обязательно - мне хотелось посмотреть работу нашего третьего рок-собирателя стадионов, наряду с Земфирой и ДДТ. Последних я видел и хотел сравнить всю троицу.

Что могу сказать в итоге: я остался под очень сильным впечатлением, но второй раз на его концерт не пойду. Потому что рассказ о концерте группировки «Ленинград» - это разговор не про музыку, это разговор про шоу.


Билеты я купил много заранее и, разумеется, в фан-зону, чтобы увидеть вплотную, без экранов, и мимику выступающих, и работу музыкантов, и чтобы всех участников рассмотреть самому, не полагаясь на операторов транслирующих картинку на экраны, да и звук в нашем Ледовом стадионе с его вечным дребезжанием обычно лучше у самой сцены. Помня о том, что "если хочешь быть в первых рядах - приходи заранее" пришёл за 3,5 часа до концерта и вот первая странность - возле уличной пропускной рамки стояло в ожидании всего 8 человек.

Я знаю, что все билеты на концерт раскуплены, погода стоит прекрасная не по-мурмански - где же все люди? по крайней мере, из фан-зоны? На ДДТ, на Земфиру приходили заранее, а уж на Nazareth морозились в ожидании несколько часов вокруг Ледового как зомби вокруг Центрального склада мозгов. А тут... пусто.
Время 5, пора пускать людей, а народу не сильно прибавилось. Короче, когда я в 6 вечера дошёл до фан-зоны, то преспокойно занял место у барьера в первом ряду по самой середине. Удивительное дело.

Сцена была большая с выступом в зал (фан-зону) по центру и ступенями вокруг выступа, чтобы можно было проходить вдоль фан-зоны.
Пока стоял у барьера в ожидании концерта рассматривал сцену, инструменты и, помимо прочего, прикидывал, сколько Шнур привёз музыкантов (обычно их 4-5 человек, ДДТ привёз 7 или 8 и это было много). В предполагаемом количестве музыкантов я запутался - слишком много микрофонных стоек стояло. Не 10 же у него вокалистов? Вот место для барабанщика, огороженное экраном, вот одна-две гитары, двое клавиш, сзади три стойки - это бек-вокалы, понятно, две стойки впереди - это его вокал и женский лидирующий, скрипка, медные... всё равно не сходится.

Начался концерт с опозданием - в 19-30 примерно, но тут к Ленинграду без претензий - с 19-00 (время начала концерта в билетах) сидячие места только заполнялись - люди массово пришли без 5 минут начало, так что тут неуважение, скорее, слушателей. Как только места были заняты концерт и начался.

Сначала выбежал гитарист в пестром одеянии под попугая и красной кепке и оглушил звуками своего инструмента - просто быстро брал аккорд, - а когда внезапность его появления стала проходить, так же стремительно выбежал скрипач в пёстром одеянии под циркового гимнаста из мультфильмов и поддержал запил гитариста на своём инструменте. Когда же эффект внезапности сгладился и от него, выбежали все...

...мне сначала показалось, что это какой то отечественный «Parliament-Funkadelic» и первые минуты я не мог собрать слова и мысли, настолько был обескуражен происходящим! На сцене оказалось минимум 19 человек и я так и не понял окончательно сколько их там - все пёстро, но по-разному одетые они постоянно двигались.

Как-то незаметно, сама собой, мысль от «Parliament-Funkadelic» перешла к выступлениям «Аукцыона», но и там она долго не задержалась. Появилось ощущение, что в город приехал цирк и выбежал на арену сразу весь - жонглёры с гимнастами наперевес верхом на гиппопотамах.

В эти же первые минуты моё потрясение усилилось и тем, что я обнаружил, что ничего не чувствую: я не чувствую музыки, не чувствую магии выступления. Всё, блин, думаю я, атрофировалось чутьё, то ли от возраста, то ли как последствия долгого стресса. А через некоторое время постепенно стала приходить и укрепляться мысль, что напрасно я грешу на своё чутье, может с ним и не всё в порядке, но в этот раз я ничего не чувствую, потому что всё происходящее - это не про музыку. Не чую я магии, потому что нечего чуять. В этом концерте нет сердца!
И после этого я стал понимать, что я вижу и слышу и пришло ощущение верной аналогии:

«Весь мир у нас в руках!
Мы - звезды континентов!
Разбили в пух и прах
Проклятых конкурентов!

Мы к вам заехали на час!
Привет! Бонжур! Хелло!
А ну скорей любите нас!
Вам крупно повезло!

Hу-ка все вместе,
Уши развесте!
Лучше по-хорошему
Хлопайте в ладоши вы!

Таким певцам почет
Повсюду обеспечен.
И золото течет
Рекою нам навстречу!

Едва раскроем рот,
Как все от счастья плачут,
И знаем наперед -
Hе может быть иначе!

Мы к вам заехали на час!
Привет! Бонжур! Хелло!
А ну скорей любите нас!
Вам крупно повезло!»

С этой песни из «Бременских музыкантов» должны начинать свои выступления Шнуров и компания. Это гораздо точнее отражает их манеру и подачу, чем стандартная вступительная «Ленинграда Шоу! Кто сюда пришёл –
Тому хорошо!» хотя, надо отдать Шнурову должное, он честно предупреждает в песне о том, куда вы попали. Шоу!

Когда я стал смотреть на происходящее как на шоу, а не как на концерт - всё встало на свои места.

Шнур как организатор шоу выступает на уровне, которого у нас, думаю, ещё не было. Может быть Джаггер координирует всех и всё сходным образом, но у нас... это что-то невероятное! Он контролирует весь процесс концерта: отклики зала. отдачу музыкантов, поддерживает необходимый драйв не давая динамике шоу ослабеть ни на минуту. Он видит всех – и своих многочисленных музыкантов, и первые 6-10 рядов фан-зоны, и слушателей с сидячих мест, отмечая их основные настроения.

Я ожидал Шнура пьяного...
Такого сконцентрированного человека я увидеть никак не ожидал. Подтянутый, ничего лишнего в облике, его тело, глаза, всё контролируется и контролирует других. Я теперь считаю, что если на сцене он пьяным наступит на банановую кожуру, упадёт и у него лопнут на заднице штаны - это будет абсолютно рассчитанное действие. Он чётко будет контролировать, где лежит кожура, градус своего опьянения, как лопнули штаны, кто и как играл во время его падения и как это приняла публика.

Вся команда работает на шоу.
Пожалуй, только многострадальные герои анекдотов - ритм-секция - и один клавишник остались не представлены в какой-либо песне на главной или заметной роли. Все остальные побывали на «переднем крае» сцены, каждый вносил свой вклад: пёстро одетые музыканты двигались - то играя, то играючи, исполняли мизансцены, собирались в группы, катались по сцене, дрыгали ногами, обыгрывали песни в движениях, образовывали группы по 2-4 человека в хороводы или отдельные танцевальные номера. Те музыканты, кому позволяли инструменты, перемещались с ними по сцене, и то один, то другой музыкант оставлял инструмент и выходил на партию лид-вокала - 40% примерно сольного вокала на концерте Шнуров отдал другим.

Мне кажется, что если бы у Шнура участвовала хромая лошадь в третьем ряду слева на подпевках, то он бы требовал, чтобы она играла так, чтобы зритель поверил, что она стала хромой ещё жеребёнком, что у неё была непростая жизнь и только любовь к пению спасла её от смерти.

Работа с залом была органичным продолжением организации работы группы - музыканты сто раз выбегали на выступ сцены в зал в различных составах, много раз прошли перед фан-зоной вокруг выступа касаясь рук фанатов. На песне "День Рождения" именинницу из фан-зоны пригласили на сцену, в другой песне другой девушке подали бокал вина и Шнур обыграл мизансцену в песне, в середине концерта на зал высыпались огромные воздушные шары, которые публика задорно перекатывала в направлении музыкантов.

Хотя работа с залом у Шнура особенная. Остановить песню посреди инструментального соло и спросить, - "а чё так вяло?" - запросто и несколько раз за концерт. Это работает, такого мы не видели, но я как-то и не хочу больше видеть; представляю, как Гилмор обрубает соло в "Comfortably Numb" и Уотерс говорит, - "Стоп! Фонарики, фонарики то зажгите, чё так мало!"
Хотя сольный Уотерс такое сказать может, увы.
Боно так не делал. Моррисон говорил, но работал на атмосферу песни. Шнур, впрочем, тоже работает этими "стопами" на атмосферу, на атмосферу шоу! И работает отлично, очень эффективно получается. И прыгали, и хлопали, и махали, и кричали, всё что он хотел получить он получил!

А как он в итоге ушатал! Я столько напрыгался, надвигался и наорался, как ни на каком концерте, наверное. Еле ноги передвигал потом. Необычные ощущения!

- Девушка, девушка, как вас зовут? А? Лена? Лена! Следующий куплет специально для вас.
"Ловил я много, ловил я часто,
Пираний тоже я ловил.
А как-то раз с огромной пастью
Попался прямо крокодил."
- Лена, я здесь! Здесь! На меня смотрите!

Это тоже работа с залом такая была.


Что ещё хотелось отметить.

Понравилось, что хиты не берегли под бис - достала паскудная практика рок-музыкантов начинать концерт с забойной эпики - демонстрировать мега-фаллос. Потом давать балласт из последнего альбома, а после псевдопрощания выдавать на бис все известные хиты. У "Ленинграда" вся хитовая масса прозвучала чуть позже половины концерта и составляла какое-то единство в эстетике тем.

Понравилось, что концерт был длинный: 1 час выступлений + 15 мин перерыв + 45 минут концерта + 15 минут перерыв + 30 минут концерт. Без бисов - у меня лично сил на них уже не было и, видимо, не у меня одного, раз никто особо не орал за продолжение.
Длинный концерт - это тоже в укор некоторым рок-группам, кто через час-двадцать "бай-бай" и утекают.

Впервые на моей памяти корреспонденты были весь! концерт, а не только первые три песни.

Звук был плохой - Ледовый дворец дребезжит - но это искупалось тем, что концерт не про музыку. Шоу это не мешало.

Экран Ленинград свой привезли - с картинками "бегущими дорожками", пиротехники не было можно сказать, да и светового шоу тоже, без них вполне обошлись.

Понравилась вокалистка Флорида Чантурия, - ощущение, что только она одна была "про музыку".

Нашлась неожиданно и на меня песня, которая меня смутила, не подозревал я о её существовании что-то «Ты просто космос Стас, впадаю я в экстаз»

P.S. о главном

А может быть коммерциализироваться надо именно так, как это сделал Шнур? А то, смотря на некоторых рокеров, хочется сказать, что, мол, надо или крест снять или трусы надеть. Занялся бизнесом - сделай это открыто. Мне иногда Шнур напоминает Комедианта из "Хранителей" - негодяй, но говорит прямо как есть.

Подумал, что может быть для аудитории посещающей концерты Киркорова или Лепса "Ленинград" это как раз развитие, благотворное воздействие и прогресс. По крайней мере люди увидят как должно проходить шоу.