РФ против США - кто победит в военном конфликте

Пётр Басков
                По улицам Слона водили,
                Как видно напоказ.
                Но Пукин рявкнул Моське: «Взять!»
                Слона всё водят, Моськи ж  – не видать.

     Источник информации: беседа Znak.com с экспертом в сфере международных отношений и международной безопасности Павлом Лузиным («Россия против США. Кто победит в таком военном конфликте?»,  takom_ voennom_konflikte).
• Лузин. Кремль, я думаю, не готов всерьёз вступаться за Асада. К тому же РФ не отвечала на разбитых бойцов ЧВК Вагнера и на бомбёжки сирийских правительственных военных объектов… Правда, в случае военного удара США и коалиции по Асаду могут погибнуть и российские военные советники в Сирии... А потому нельзя сбрасывать со счетов вероятность эскалации конфликта по тем или иным сценариям. Я считаю, что если военный конфликт начнётся, он будет носить конвенциональный характер. И это не может радовать, потому что соотношение сил окажется не в пользу РФ.
Конечно, это будет военное противостояние между РФ и западным военно-политическим блоком, а также союзниками США на Ближнем Востоке, которые не являются членами альянса. У России из гипотетических союзников только Иран. Но, я думаю, что иранские власти не хотят  поддерживать российские амбиции.

1. Как могут начать  развиваться первые военные действия? 
– РФ в Сирии создала так называемые «зоны ограниченного доступа», защищённые системами ПВО/ПРО и береговыми ракетными противокорабельными комплексами, а также системами радиоэлектронной борьбы, подавления сигналов GPS и т. д. Это самая сильная сторона РФ. Теоретически, мы можем сбивать с толку системы наведения ракет противника или даже сбивать сами эти ракеты. На начальном этапе такого гипотетического конфликта РФ может начать сбивать ракеты, беспилотники и самолёты других стран, не подпускать близко к берегу их боевые корабли. Запад в ответ будет уничтожать наши наземные системы и различные пункты управления.
Рассчитывать РФ на свою авиацию не стоит. Сейчас у нас в Сирии максимум 30-40 самолётов – штурмовики, бомбардировщики и немного истребителей. Но это невозможно противопоставить количеству самолётов даже с одного авианосца США, и тем более с авиабаз НАТО, которые находятся вокруг Сирии. Есть ещё, к слову, авиация Саудовской Аравии, которая будет за США.
• Znak. Вы считаете, что это будет цепочка локальных конфликтов?  – Да, Путин умышленно идёт на конфронтацию с Западом, это было понятно ещё до Крыма. Но эта конфронтация, цель которой – заставить США выйти на переговоры... Понятно, что военный потенциал, необходимый для победы, определяется набором многих факторов, в том числе размером экономики, мощностями для производства вооружений. В этом смысле мы проигрываем Америке?
Военный бюджет США около  $700 млрд. У России – меньше 5 трлн рублей. С другой стороны, посмотрите на российский ВПК. В нем лишь единицы заводов работают с прибылью. Кроме того, ключевое значение имеют доступные технологии. России перекрыт доступ к новым западным разработкам, а, между прочим, именно за счёт этого доступа наша страна модернизировалась в ХХ веке.

2. Путин о вооружении России
• Znak. 1 марта Путин в своём послании Федеральному собранию значительную часть времени уделил новым видам вооружения России. Он говорил про ракетный комплекс «Сармат», подводные беспилотники,  лазерное и гиперзвуковое оружие, комплекс «Кинжал»…
– «Сармат» — локализованная и, видимо, модернизированная копия ракеты Р-36М «Воевода». Эта ракета раньше производилась украинскими предприятиями. «Кинжал» напоминает крылатую противокорабельную ракету Х-32 из 1980-х годов. Так что тут о каких-то кардинально новых разработках речи не идёт.  Более того, Х-32 предназначена для самолёта ТУ-22М3, который несёт три такие ракеты. Но эти самолёты нуждаются в глубокой модернизации, замене
двигателей и стоят в очереди на Казанский авиазавод. Некоторые из них летали в Сирии, но в целом их моторесурс сейчас незначительный.  А пока двигатели будут менять, кто будет доставлять ракеты? Наши смекалистые военные придумали – повесить их на Миг-31, на которые можно нацепить по одной такой ракете. И эти МиГи ещё разбросаны по стране.

3. Россия и США: сравнительный анализ армий
• Znak. Начнём с сухопутных войск. – У РФ полностью боеготовые сухопутные силы насчитывают примерно 100 тысяч человек. США могут в любой точке мира развернуть порядка 150 тысяч военнослужащих, тоже полностью укомплектованных. В Европе – за несколько недель. Плюс к этому союзники могут развернуть порядка 50-100 тысяч человек.
С 2011 года, когда приняли государственную программу вооружения, РФ получила новых самолётов всех типов (боевых, учебно-боевых и транспортных) чуть более 400 штук. По данным The Military Balance сейчас у РФ 1065 самолётов. У США, указывает издание, 3476 самолётов. То есть фактически в три раза больше. Идём далее. Ударные вертолёты: у США 760, у РФ 340. Транспортные вертолёты: у США 2606, у России 374.
• Znak. Что мы можем противопоставить США на воде? – Если брать корабли — крейсеры, эсминцы и фрегаты — у РФ их 32. У США 93. У американцев 10 авианосцев. У РФ такой один, и то он в ремонте года на три-четыре. Подводных лодок с крылатыми ракетами у РФ 49, у США 54. Подлодок со стратегическими баллистическими ракетами у РФ 13, у США 14.
• Znak. Какие цифры по тяжёлой сухопутной технике?  — The Military Balance сообщает, что в данный момент у США 2831 танк, у РФ — 2950. Опять же боеготовность этих танков не 100%. По бронетранспортёрам: у РФ 5900, 3336 у США. Впрочем, если к США присоединятся Франция и Великобритания,  у них наберётся ещё порядка 1400 БТР (Russian Defence Ministry/Global Look Press).
• Znak. Какой при этом ядерный арсенал двух стран? — По договору СНВ-3 у нас могут быть развёрнутыми 1550 боеголовок и до 700 межконтинентальных ракет всех типов и бомбардировщиков. У нас сейчас ракет и бомбардировщиков поменьше — примерно 500 с небольшим.  Это гораздо больше, чем у Китая, Франции, Англии, Индии, Пакистана или Израиля. У США развёрнутые стратегические силы больше, но в целом у нас тут паритет.
• Znak. Что касается боевого опыта российских и американских военных, здесь у кого-то есть преимущество?  — Нет.

4. Качество, дороговизна и сложность техники
• Znak. Численное преимущество американских военных очевидно. Может быть, РФ может сделать ставку на качество своей техники? Много говорится, например, о высоких показателях наших новейших самолётов. — Самолёты сложно сравнивать, поэтому каждый производитель выпячивает достоинства и не говорит о недостатках. В реальной ситуации не было столкновений, например, Су-35 и F-22. И нельзя безапелляционно говорить о том, какой из них лучше. Следует отметить, что важна не только техника сама по себе, а система принятия решений и управления. То, как готовятся лётчики, как проходит техобслуживание самолётов.
Эти параметры мы можем оценить по российской гражданской авиации. Гражданские суда ведь производятся на тех же предприятиях, что и военные. Sukhoi Superjet, производимый в Комсомольске-на-Амуре,  стоит после полёта 12 часов на земле. Ждёт запчастей и проверяется на наличие неисправностей. И это гражданский самолёт, который должен летать больше, чем истребители. После этого не удивляешься, почему в Сирии находятся не только наши военнослужащие, но ещё и представители ВПК. Они там постоянно ремонтируют технику, смотрят и оценивают недостатки, а потом летят обратно на завод и дорабатывают самолёты и вертолёты.
Американцы же живут в рыночной экономике, у них на порядок выше производственные возможности. Поэтому если у них получаются отличные самолёты типа Airbus и Boeing, то и с военными самолётами все в порядке. А российский ВПК не смотрит на издержки, на качество менеджмента (Jakob Ratz/ZUMAPRESS.com/GlobalLookPress).
• Znak. С танками у нас такая же ситуация? РФ вот хвастается «не имеющей аналогов» «Арматой».— А где эти «Арматы»? Есть только выставочные и тренировочные экземпляры. Основной танк у нас Т-72Б3 и Т-90. И у нас до сих пор такой вполне себе людоедский подход: важно не качество бронетехники, а её количество. Чем больше, тем проще расходовать. Только современные войны выигрываются качеством, а не количеством. Хотя и по количеству есть важный момент: западные страны способны нарастить производство любой военной техники в разы за очень короткое время, а РФ — нет. У нас военные заводы в год производят 10-15 военных самолётов, а американские и европейские — десятки, а могут сотнями. Это просто другая культура производства, другая система менеджмента, возможность масштабировать новые разработки. На это есть деньги, люди и знания.
За всю сирийскую кампанию Россия потеряла 13 единиц техники. Коалиция  пять, и это вместе с тяжёлыми беспилотниками. Потери у нас выше, а это значит, что особенности имеет и наша техника, и подготовка пилотов, и система связи, и навигация, и разведка с тактикой применения. Россия использует тактику ковровых бомбардировок...  – у нас дефицит высокоточного оружия и систем целеуказания и наведения.

5. Маловероятность ядерной войны
• Znak. Что в итоге? Россия в случае прямого боевого столкновения проиграет США? — Да, Россия потерпит поражение. На начальном этапе, как уже говорилось, мы можем сбивать ракеты и самолёты, топить корабли. Но мы также потеряем авиабазу «Хмеймим» в районе города Латакия, а также техническую базу с портом в городе Тартус. Вероятны дальнейшие локальные стычки в других точках мира.
• Znak. Вы не верите в то, что будет применено ядерное оружие? — Такой вариант развития событий маловероятен (Ian Dudley/ZUMAPRESS.com/GlobalLookPress).

6. О «непредсказуемых политических событиях внутри России после начала войны
• Лузин. Вспомните 2003 год, у Саддама Хусейна было 250-300 тысяч солдат, какие-то деньги и очень жёсткая авторитарная система власти, политическое поле все вычищено. Сколько понадобилось тогда международной коалиции, чтобы разгромить армию Саддама? Несколько недель. Просто потому, что иракская система власти распалась. Авторитарные системы в случае критических вызовов теряют управляемость, им очень сложно сохраниться. И далеко не факт, что российская система при всей своей декларационной готовности воевать на фоне потраченных на вооружение триллионов, готова пережить любое столкновение с Западом.

Заключение
1. Экономически и в военном отношении отсталая РФ не должна вести войны за пределами своей территории, если только речь не идёт о защите русского этноса. Война в Сирии – преступная авантюра Путина, которая  уже принесла стране немалые финансовые и материальные потери. А люди? Вряд ли мы когда-нибудь узнаем  точно, сколько их там погибло. И во имя чего?
2. Что делать? – Сформировать теневое правительство несистемной оппозиции, добиться отставки Путина, распустить системно коррумпированное правительство и Совет Федерации, принять новые избирательные законы и избрать в президенты не вора и врага русского народа, а достойного человека. Принять новую Конституцию,  избавиться  от коррупции, восстановить промышленный потенциал и обороноспособность страны, занять достойное место в содружестве цивилизованных государств... 
                Опубликовано: 15.04.2018