1. Детская республика КЮТ

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Вырезка из газеты "ЗНВС" "Награды КЮТовцам"

Следующие несколько постов посвящены внешкольной работе с детьми в Академгородке начала 1968 года. В какой-то степени это подведение итогов программы, с которой я выступил в 1963 году. но сразу предупреждаю читателя, что на самомо деле работа была более масштабной и глубокой. Просто я не располагаю достаточными материалами, чтобы полностью её отразить.

Клуб юных техников

КЮТ отчитался о своей деятельности за 1967 год. Этот отчёт, написанный методистом КЮТа З. Ботовой был опубликован газетой «ЗНВС»  перед очередной отчётно-выборной профсоюзной конференцией под заголовком «Наш КЮТ».

Хотя я теперь формально не участвовал в организации работы с детьми, но был постоянно в курсе всех дел, так как поддерживал отношения с Женей Верховской и руководителями детских клубов – КЮТа, СЮНа, ДХШ, ДМШ, и детского сектора ДК «Академия – они часто приходили ко мне, делились успехами, рассказывали о трудностях.

КЮТ получил признание на ВДНХ: Главный комитет Выставки достижений народного хозяйства СССР наградил в канун нового года дипломом первой степени за хорошую организацию работы кружков по техническому творчеству учащихся Клуба юных техников сибирского отделения АН СССР.

Многие работы ребят были приняты на экспозицию в павильоне «Юные натуралисты и техники», посвящённую 50-летию советской власти, и отмечены наградами.

За участие в ВДНХ СССР в юбилейном году наш клуб был награждён дипломом первой степени.

Медалями ВДНХ отмечены 11 кружков и 2 руководителя кружков, 6 работников КЮТа награждены дипломами Всесоюзного смотра детского технического творчества.
Медали и диплом ВДНХ вручены кютовцам в торжественной обстановке в доме учёных академиком М.А. Лаврентьевым».

 «К началу 1968 года в КЮТе работало 13 лабораторий, которые объединяли 44 кружка самых разных профилей. На очных занятиях в них занимались почти 500 ребят, т.е. 10% всех школьников академического городка. Одновременно в КЮТе получали консультации и занимались заочно 200 юных техников из других городов Сибири и Дальнего Востока.

За первое место в областном смотре детского технического творчества КЮТ получил Почётную грамоту Новосибирского облсовпрофа и обкома ВЛКСМ и денежную премию.
Почётными грамотами обкома ВЛКСМ и облсовпрофа были награждены 6 лабораторий КЮТа, 14 кружковцев и 6 его работников.

Я порадовался за КЮТ. Игорь Фёдорович Рышков был удивительно талантливым руководителем, не менее добрым человеком, его любовь к детям, казалось, была главной частью его характера, – он светился, когда заходил разговор о любом ребёнке, его умение привлекать специалистов в КЮТ было необыкновенным, я не знаю, как он находил таких людей, которые совмещали свои незаурядные знания, золотые руки и готовность возиться с детьми. Дети потом за своими учителями ходили как привязанные.

Умел он и находить звучные темы для деятельности КЮТа. Ребята всегда делали серьёзные вещи, а не игрушки. Они всегда чувствовали свою полезность, потому и трудились с энтузиазмом. Их было трудно оторвать от работы, настолько они были увлечены.

А вот участие «трёх дедов» в жизни КЮТа, вручение наград нашим Президентом, – это была моя находка, мой вклад в КЮТ, который я считал решающим в его сохранении, И это обеспечило ему долгую жизнь. В самые трудные времена многое погибло, многим пришлось пожертвовать, а КЮТ выжил.

Давно нет уже «трёх дедов» – академика М.А. Лаврентьева, член-корреспондента А.А. Ляпунова и главного инженера УКСа А.С. Ладинского, – но жив КЮТ, который они приняли от нас, его создателей, полюбили, уделяли ему внимание, гордились его успехами.

Давно нет и инженера-строителя Каргальцева, который близко к сердцу принял наши «детские проблемы», совершил невозможное и подарил КЮТу великолепное здание, в котором он и живёт уже более 50 лет.

Моё сердце переполнено гордостью за Мой КЮТ – я радуюсь тому, что стоял у его истоков.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/12/08/735