Адская ночь под iron maiden

Олег Северянин
После третьего курса академии водного транспорта, я устроился практикантом на толкач-буксир «Речной-69», мне тогда было семнадцать лет.

Экипаж возглавлял очень хороший капитан - Сергей Брониславович, ведь даже для меня, пацана он выглядел моложаво, ему было чуть за тридцать.

Далее экипаж толкача состоял из Толика-старпома, примерно того же возраста что и капитан, кстати он тогда жил в том же районе Москвы что и я, первого штурмана Игоря, к которому меня прикрепили на вахту. Михаила Геннадьевича, он числился по бумагам судовым механиком, а на самом деле был сменным капитаном и нас, рядовой состав, состоящий из четырех мотористов и трех матросов, поскольку нам с Игорем матроса не хватило.

Я работал мотористом-рулевым и был по решению капитана зачислен в их бригаду. Механик со старпомом работали в другой и пересменки были раз в неделю.

У станции метро «Текстильщики» экипажи толкачей ожидал автобус, чтобы развести речников по своим теплоходам, а до этого надо позвонить в диспетчерскую и узнать где собирается экипаж для пересменки.

«Речной-69» был приписан к Западному порту столицы и за счастье было в трубку услышать, что он стоит в Москве.

Итак: ранним утром, около восьми утра, я вышел из метро на улицу и увидел Игоря, моего командира.  Кстати ему тогда было около двадцати с небольшим лет и мы вместе принялись ожидать капитана, моего подвахтенного и двух матросов.

Вскоре увидев своего однокурсника, я подошел к нему и мы разговорились. Оказалось, что он работает мотористом на «РТ-304», том самом, с капитаном Пашей, который занял эту должность в двадцать один год. А ведь многие представляют капитанов седобородыми, в солидном возрасте и с трубочкой. Таких я на флоте никогда не видел, даже на иностранных судах.

Когда члены экипажей буксиров собрались, автобус повез нас в Заозерье, а других речников к истоку Москвы-реки.

Немного осмотрев теплоход, Сергей Брониславович принял его у механика, я же, сгрузил свои вещи, осмотрел машинное отделение, удостоверился, что двигатели помыты стиральным порошком и отпустил моториста домой.

На «Речном-69», кстати, флагмане Западного порта была традиция: перед сдачей машинного отделения отдраивать все до блеска, при этом в жаре, скрежеща зубами, но чтобы ни капли мазута.

В полночь мы с Игорем заступили на вахту, пароход уже к тому времени шел с баржей, налитой песком и мой командир лениво управлял толкачом ногой.

Дело в том, что там два рычага поворотных насадок, и если спарить их, можно сидя на высоком кресле управлять одним, главным.

Игорь, положив одну ногу на пульт, толкал рычаг, вторую он  примостил на пульте машинного телеграфа.

Ближе к часу ночи, отшлюзовавшись, вышли на простор. Вокруг ничего не видно, сплошная тьма и только лунная дорожка указывала путь.

- Может, прожектор включим, - проявил я участие к судоходству.

- Да нет, так привычнее, - отвечал Игорь, - давай  лучше музыку послушаем, сгоняй ко мне в каюту, возьми кассету «Metallica».

У Игоря я кассету взял, по дороге прихватил и свою «IRON MAIDEN».

Плыли мы во тьме по лунной дорожке и слушали Металлику до тех пор, пока кассета не кончилась и тогда я вставил свою, после чего из динамиков послышалась замогильная музыка.

- Нет, Металлика лучше, - Игорь зевнул, посмотрел на судовые часы, - Два ночи, еще четыре часа осталось и спать.

Я сидел рядом с ним, слушал рок-группу и смотрел как сто метровая, весом в две тысячи тонн баржа входит по лунной дорожке в очередной поворот.

Ближе к трем часам даже рация замолкла и мы огорчились этому, потому что с соседних теплоходов транслировали сериал. Один из судоводителей рассказывал другому о том, как сходил за грибами, другой о своих рыболовецких достижениях. И все, осталась лишь рок музыка, тихое жужжание приборов и мы, проводящие судно в ночи, до тех пор, пока и моя кассета не закончилась.

- Слышишь, - вдруг насторожился первый штурман.

Я прислушался и до слуха донесся замогильный звон, в душе похолодело, ведь он был под стать той музыке что слушали. Он мерными гулкими ударами повторялся снова и снова.

- Евгеньич, - попросил меня Игорь, - сходи, узнай что ли.

- Боюсь, - отвечал я под похоронный набат, будучи очень впечатленным от прослушанной музыки.

- Ну сходи, я тебе прожектор включу.

Поскольку приказ есть приказ, я на всякий случай надев жилет, направился к рогам толкача, поднялся на баржу и увидел на леерах сдутую резиновую лодку, видимо предыдущий экипаж ее где-то выловил и повесил сушиться. Один из клапанов под действием ветра бил по ограждению и создавал могильный звон.

Я вернулся в рубку и доложил командиру об этом.

- Ну слава богу, я чуть с ума не сошел, - с этими словами он вытащил кассету из автомагнитолы, кустарно вделанной в пульт управления. - На, выкинь ее, адская музыка, Металлика лучше, не лезет всякая чушь в голову.

Из воспоминаний.

1994 г.