Черные лодки Мещёры - колтасы

Николай Скулов
                «…Они похожи на полинезийские пироги.   
      Они выдолблены из одного куска дерева. Только на носу и на корме они
      склепаны коваными гвоздями с большими шляпками…»
                (К. Паустовский «Мещорская сторона»)

            Об этих лодках писал  К.Г. Паустовский, называя их «полинезийскими пирогами»,  тем самым отдавая должное их архаичности, как своеобразному рукотворному элементу ландшафта. В народе эти лодки просто называют - «долблёнки», имея в виду способ изготовления – путём выдалбливания из одного ствола дерева. Специалисты же добавляют ещё – мещерские  «черные лодки – однодревки». Свой черный цвет лодки приобретают от постоянного осмоления, без чего древесина быстро сгниёт. «Хороший хозяин лодку не красит, а только смолит» - говорят бывалые мещерские рыбаки.
          Опросы старожилов сел и деревень показали, что в старину лодка-долблёнка была неотъемлемым элементом быта жителей приозерной части Мещёры. На лодках охотились и ловили рыбу, ездили на ярмарку, в церковь. Без этих лодок не обходились народные праздничные гуляния. На них возили стожки сена с дальних покосов и различные грузы, сбивая лодки досками по две-три вряд, наподобие катамарана. Лодка была обязательным элементом приданого невесты из хорошего дома!

          Время делает своё дело. Уходят из жизни хранители народных традиций и промыслов, в том числе мастера по изготовлению лодок. Если исчезнут традиционные лодки–Мещёра обеднеет и потеряет важнейший элемент своей идентичности и истории!

            В 2016г. усилиями краеведов, историков-этнографов, специалистов в области этноспорта Московской области (г.Рошаль) и сотрудников Муниципального историко-художественного музея г. Гусь-Хрустальный Владимирской области был разработан историко-культурный проект «Сердце Мещёры» - создатель и руководитель проекта Ю.А. Белоусов – общественный деятель, член Союза писателей России, при поддержке Главы Городского округа Рошаль Московской области А.В. Артюхина.

            Первым этапом проекта предусматривалось принятие мер по сохранению мещерских лодок путём их использования в этноспорте и этнотуризме, внесение их в реестр истории кораблестроения России.
     В задачу входило изучение истории появления, развития технологии изготовления, ареала распространения лодок и современного состояния их использования. А так же освещение этих проблем  в СМИ, съёмки видео фильмов о мещерских черных лодках, издание первой книги для детей и взрослых из серии «Сказы Мещёры», рассказывающей о мещёрских лодках «Пра и Бужа».
 Для этого в сентябре - октябре 2016г. и июле 2017г.  были проведены две этнологические экспедиции в которых участвовали специалисты Федерации этноспорта России, краеведы, историки из Подмосковья, Рязанской, Владимирской областей.

             Изучение литературы показало, что о мещёрских лодках написано крайне мало. Наибольший вклад в их изучение внёс выдающийся Шатурский краевед Евгений Владимирович Старостин (2,3).

               Современный ареал лодок значительно сузился и находится на грани исчезновения за счет вытеснения традиционных лодок, более современными, сокращением числа сёл и деревень по берегам мещерских рек и озер, трудоёмкостью изготовления лодок и добыванием исходного материала – деревьев соответствующей толщины (сокорь, осина, сосна), чтобы диаметр верхнего среза был не меньше 60 см.
              Кроме того, беседы с местными чиновниками, представителями администраций и специалистами в области экологии и охраны природы, показали, что они не только не видят в чёрных лодках никакой историко-культурной ценности, но и считают их составной частью «браконьерской снасти» местных рыбаков, с которыми постоянно ведётся борьба, без всякого учета местных традиций, без опоры на сложившуюся веками народную экологическую культуру «строительства» на реках Бужа и Пра, на озерах - семейных каналов в сплавинах и зарослях тростника, устройства «заколов» и  «езов», прокашивания и чистки водоёмов! (8)

           Как удалось выяснить, ареал использования традиционных черных лодок представляет собой сильно вытянутый в меридиональном направлении овал. Его северная  граница находится на р.Бужа близ пос. Уршельский, восточная граница – оз. Спудневское у д.Спудни Гусь-Хрустального района и владимирской  д.Тюрьвищи, западная – с.Стружаны на р.Пра в Спас- Клепиковском районе и д.Фрол на р.Ялма – притоке р. Пра. Южная граница ареала лодок – проходит по озеру Мартыново, из которого р.Пра течет к пос. Спас-Клепики и достигает окрестности села Гришино Бусаевского сельского поселения Клепиковского района.
        Если этот овал наложить на археологическую карту, то он удивительным образом совпадёт с местами густого скопления стоянок древних людей, начиная с эпохи позднего мезолита и неолита до эпохи «бронзы».
                И это совпадение не случайно! Озерная система Мещёры всегда была притягательной для жизни человека. А лучшим способом передвижения в этой местности, где воды было больше, чем суши, естественно, является лодка!
          Долблёнки из одного дерева – однодеревки - древнейшие средства передвижения по воде. Лодки такого типа впервые появились в мезолите и неолите. Распространение они получили в основном у земледельческих племен. Считается, что охотники и собиратели ограничивались еще более примитивными средствами: стволами деревьев и простейшими плотами (5).
         Долблёные суда по технологии их изготовления  подразделяются на две основные группы: однодеревки с цельным выдолбленным днищем («трубой») и блочные суда с отдельными выдолбленными элементами конструкции (6).
         Распаренные однодеревки без набоев представлены в истории России несколькими находками: в 1960 г. во время проведения шурфовки у Владимирской башни Новгородского кремля были обнаружены остатки трех лодок однодеревок 1-я пол. XI в. В Новгороде найдены остатки четырёх однодревок первой половины XI века и одной однодревки второй половины XI века.
Удалось восстановить размеры одной из лодок первой половины XI века: длина — 6,75 м; ширина — 90 см; высота борта — 65 см.
Также в Новгороде найдены остатки одной набойной однодревки (с нашитыми к долблёной лодке бортами)конца XI - начала XII века.
Эти лодки или челноки известны под традиционными местными названиями: долбушки, долблёнки, однодеревки, душегубки и т. п. (9).
         Древнейшей известной лодкой-долблёнкой  в мире (более 6 тыс.лет) является «лодка из Пессе». Она была обнаружена в 1955 году в посёлке Пессе близ города Хогевен (Нидерланды) в болотистой почве. (6)

         Современная традиционная «черная» мещерская лодка относится к блочному типу судов, которые в XII-XIII  веках уже широко  использовались на Руси, а возникли гораздо раньше , в  первые века нашей эры. Блочная технология не зависела от диаметра ствола деревьев, повышала вместимость и грузоподъёмность и являлась переходом к строительству дощатых судов – стругов, а в Скандинавии – драккар.  Средневековая мещёрская  лодка-долблёнка. (IX в.) , обнаружена в заболоченной почве в урочище Ялмонт у побережья оз.Шагары Рязанской обл. в 2003г. (2,3).
     Логично предположить, что блочные долбленые суда происходят от однодеревых долбленок из цельного дерева и прослеживаются в европейском археологическом материале с первого тысячелетия до н. э.(4)
      М.В. Старостин так же предполагал, что первые лодки-однодеревки блочного типа появились в Мещёре в эпоху «бронзы» в  I тыс. до н.э. Этот период совпадает в Мещёре в приходом  племён людей «фатьяновской культуры («фатьяновцы» - предковая группа прагерманцев, прабалтов, древних славян). Именно этим можно объяснить наиболее древние археологические находки лодок блочного типа на северо-западе Европейского континента.
      В России наиболее древней фрагмент блочной лодки был найден в 1947 году во время раскопок на Ярославовом дворище в Новгороде Великом и датируется XII-XIII вв., при этом инструменты для изготовления таких лодок - тёсла были обнаружены при раскопках в слоях XI–XIII вв. в Старой Рязани, Москве, Слободке, Переславле Рязанском, Великом Новгороде и других местах (5). Можно сделать вывод, что ареал распространения лодок-однодеревок блочного типа в 11 веке н.э. занимал территорию от Москвы до Новгорода Великого.

       Объезды населенных пунктов, опросы жителей показали, что во всей Мещёре осталось только два мастера, которые до сих пор изготавливают «черные лодки»: в д. Демидово Гусь-Хрустального района Владимирской обл. и в с. Фрол Шатурского района Московской обл. Именно благодаря этим мастерам технология изготовления мещёрских чёрных лодок дожила до наших дней.
       Лодка состоит из пяти частей: плоского днища, двух прямых бортовых досок, долбленых по всей длине в виде желоба, и двух оконечностей –«кокор». Оконечности лодки делаются одинаковыми по форме, благодаря чему, судно может хорошо ходить и вперёд, и назад, не разворачиваясь. На некоторых лодках носовая и кормовая вставки имели прямую (горизонтальную) плоскость, на других - дугообразную (в виде желоба). Лодки, изготовленные в селе Тюрьвищи Владимирской области, имеют своё характерное отличие - оформление нижней части носовой и кормовой вставок в виде прямоугольного выступа, который предназначен для удобства вытаскивания лодки на берег.
В настоящее время лодочные мастера сколачивают части корпуса железными гвоздями и скобами, а ранее, «сшивали» гибким можжевеловым корнем - вицей. Откуда и пошла знаменитая фамилия Вицин.
Лодка управляется вёслами-«гребками», а не распашными вёслами, закреплёнными в уключинах. Техника такой гребли и управления судном древняя и появилась в эпоху позднего неолита - ранней бронзы, во времена появления первых блочных лодок-однодеревок. Умелые рыбаки до сих пор способны вести лодку одной рукой, придавая ей движение вперёд, гребя только с одного борта, а также грести стоя.

 «Чёрная лодка – долблёнка» название скорее научное, классификационное. Автору удалось найти древнее название лодки –«колтас». От древнеславянского «кл-тач», где "кл"-"колышек», с помощью которых бревно раскалывалось вдоль ещё во времена до возникновения продольных пил и глагола "тас-тач-тачити" - "точить, катать" и  существительного "таз"(русск.), "Tassen" (нем.):  "лоток, корыто, чашка".  «Клтач» постепенно превратился в «колтас».Это слово сохранилось на карте России в виде одноименного названия деревни на реке Виледь - левого притока Вычегды в Вилегодском районе Архангельской области. Практически полностью это слово сохранилось в литовском языке -  «kaltelis» - инструмент для выдалбливания изделий из древесины. Явно имеют единое происхождение старорусское слово "калевать" - выдалбливать,вырезать и старонемецкое слово
 "kehlen", обозначающее то же самое.  Почти одинаково звучит слово "калтус", обозначающее пойменный кочкарник с кустами, не очень вязкое болото, заболоченное озеро(арханг., Сиб.)для передвижения по которым и предназначены эти лодки.На юге России,блочная однодеревка, которая помогала рыбакам передвигаться в густых зарослях устья Волги и Дона без разворотов, называлась тоже очень похоже: "кулас" (касп. по Далю)(12),только с потерянной буквой "т".Одинаково звучит татарское слово "kulas"- лоток, корыто.Это означает, что на всём пространстве от Белого моря до Дона, Нижней Волги и Каспия лодки - однодеревки в старину назывались почти одинаково!
      Важнейшие рабочие части лодки, соединяющие борта, определяющие её ход по воде – «кокоры». Слово «кокора» - завораживает своей древностью. Оно происходит от древнеславянского «кокр», «кокорь», обозначающеедугообразную комлевую часть дерева с частью корня, образующее угольник.
Это слово звучит одинаково на всех славянских языках: кокорь (русск.), kokora (словенск., польск.), cecers (латышск),чекор (болг.), кокоравь (сербск, церковно-славянск.)  Эти слова возникли тогда, когда не было еще многих европейских языков, а были наречия,  имеющие общие индо-европейские, арийские корни.
В 2016 году краеведы и энтузиасты краеведческого клуба “Сердце Мещёры”, созданного в городе Рошаль Московской области, совместно с сотрудниками Гусь-Хрустального историко-художественного музея, решили возродить старинный купальский обряд гонок на черных лодках по мещерским озерам,  который был  изучен и паспортизирован специалистами Федерации этноспорта России в ходе этнологических экспедиций по приозёрной Мещёре. Для этого, к лету 2017 года по традиционной технологии было изготовлено семь лодок у мастера - Николая Ивановича Гогина – жителя Гусь-Хрустального района. А  7-8 июня 2017г. была проведена специальная историко-этнографическая экспедиция по селам Приозёрной Мещёры по сбору информации о лодках, традиционных народных играх и обрядах. А 5 октября 2017г., на  озере «Юбилейное» г. Рошаль, шесть из семи лодок были впервые спущены на воду и состоялись пробные гонки.
       Седьмая лодка, сделанная традиционно из осины, была переправлена в город Калининград, где в музейном комплексе «Фридрихсбургские ворота»  22 сентября  2017г. состоялась церемония передачи лодки-долбленки приозерной Мещеры в дар историко-культурному центру «Корабельное воскресение». Мещёрская черная лодка была внесена в реестр истории кораблестроения России.
       В 20-х числах июня  2018 года, в рамках Фестиваля славянской культуры и этноспорта  “Игры Мещёры”, проводимого Администрацией городского округа Рошаль и Региональной общественной организацией "Рыцари Ринга Подмосковья, состоятся Традиционные игры “Мещёрские гонки - 2018”, главным событием которых станут соревнования по традиционной гребле.
Гонки на чёрных лодках пройдут в трёх вариантах:
                -первый вариант представляет собой гонки экипажей, состоящих из двух человек, и проходящие в женской, мужской и смешанной категориях (парные гонки). Команды стартуют с берега. Их задача спустить лодку на воду, забраться в неё и гребя сидя, преодолеть дистанцию в 100 метров, затем затащить лодку на берег до установленной отметки. Победители отдельных заплывов встречаются в итоговом, где определяется лучшая команда;
                -второй вариант представляет собой гонки экипажей, состоящих из одного человека, и проходящих в смешанной категории (одиночные гонки). Задача такой гонки не просто преодолеть дистанцию на скорость, а двигаться по установленному маршруту маневрируя. Дистанция составляет 100 метров. Победители отдельных заплывов встречаются в итоговом, где определяется лучшая команда.
         В рамках игр состоятся состязания в исконных забавах:
молодецкие забавы, игровые поединки, стрельба из лука по бабкам, клюшкование, свайка, игровой курагод, мещёрские забавы и т.д.
          Кроме этого, будут организованы традиционные купальские обряды и концертная программа.
          В ходе проведенной работы было отснято 4 видеофильма по данной тематике, опубликован ряд статей в местных и областных газетах.
          В июле 2017г. тиражом в 3тыс. экз. вышла в свет книга «Пра и Бужа» из серии книг «Сказы Мещёры»(9). В октябре 2017г. вышел дополнительный тираж (1тыс.экз) этой книги на английском языке(10).
         В дальнейшем, в рамках реализации проекта «Сердце Мещёры», планируется продолжение исследований, связанных с водными путями Мещёры и Клязьминско-Окского междуречья, где большое внимание будет уделено истории черных лодок, а так же их широкое использование в историко-культурных туристических программах, исторических реконструкциях и т.д.
           Чёрная мещёрская лодка, являясь неотъемлемым элементом ландшафта мещёрских рек и озёр, должна жить в наше время как традиционная лодка, как объект туризма и этноспорта!




Литература:
1. Паустовский К-г. «Мещорская сторона», Москва, «Русский язык», 1983 г., 142 с
2. Старостин Е.В.Течет история: / сост. и ред. Н.Д. Чистяков.- Шатура (Моск. обл.): б.и., 2011. 48 с
3. Шатурская Мещёра. Историко-краеведческий альманах. Вып.3 Шатура 2010г. с.10-16
4. Окороков А. В, Дубровин Г. Е.О судостроении Старой Ладоги.Российская археология. - 1994. - № 3. - С. 177-185.
5. Дубровин Г.Е. Новгородские лодки-однодеревки Российская археология. - 1994. - № 3. - С. 177-185
6. Дубровин Г.Е. Судостроение средневекового Новгорода по археологическим данным. История и археология / Материалы научной конференции. Вып. 10. Новгород, 1996;
7. Дубровин Г. Е., Окороков А. В., Старков В. Ф., Черносвитов П. Ю. История северорусского судостроения. — СПб., 2001. — С. 165.
8. Скулов Н.И. Заповедными тропами Мещёры. Изд. «Маштекс», Владимир, 2004.- С.36-37
9. Алешковский М. X. Ладья 11 в. из Новгорода. Ж. Российская археология.1969.- С.264.
10. Вакулов Н.И., Вакулов С.Ю. Пра и Бужа. Сказы Мещёры. Ремарко, Сергиев Посад, 2017.24.Ил.
11. Vakulov N., Vakulov S. Pra and Buzha. Meshchera volk tales.Remarko, Sergiev Posad, 2018
12. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 томах / Даль В.И. - М.: РИПОЛ классик, 2006./ Том 2. И-О. – 784 с. / К. 70-233 с. - (Золотая коллекция).