Два мира

Сергей Ружин
"У христиан свой мир, свой образ жизни, и ум и слова и деятельность свои. У них другой есть мир, иная трапеза, иные одеяния, иное наслаждение, иное общение… Поелику рождены они свыше от Бога, в самой действительности и силе, сподобились стать чадами Божиими. Иное – христиане, иное – миролюбцы, между теми и иными расстояние велико…"  (Макарий Египетский)


 
"Допускать себе неверие – признак дерзкого легкомыслия и безрассудности.  Страшитесь отступления от веры, как начало всех зол…"
         (И.Брянчанинов «Отечник»)


Вера – это есть состояние, в котором находится уверовавший человек, это особенное расположение его души и духа, которое подвигает его на определенный образ жизни, формирует религиозное мировоззрение – как единственный образ его мыслей и чувств.
У неверующего же человека все другое – дела и поступки, мысли и    слова, это два непримиримых человеческих лагеря.
У христианина четыре главных добродетели – "мудрость, мужество, воздержание, справедливость…" в которых он старается возрастать, над которыми он трудится, и это есть его работа – "он на работе Господней, на ней он израбатывает свое спасение…"
"…позаботься о терпении и тщательности, чтобы тебе не ослабевать» (авва Евагрий)

У невера же – "сластолюбие, сребролюбие и славолюбие" являются смыслом его жизни, в чем легко убедиться: "ничего не убеждает лучше, чем образ жизни…"
"…жить тебе по Богу невозможно, если ты сластолюбив и сребролюбив" – говорили отцы  Церкви.

Грехопадение все изменило, положение грешника отныне выражается словом рабство (см.Рим.5,12), страсти пробуждаются и затемняют его дух, лишают его силы…
"Свобода подобна тому, кто не имеет господина и сам себе хозяин, это подобие изначально нам было дано Богом" (Григорий Нисский)

Рабство грешника страстям очевидно, они его хозяева и распорядители. Все многообразие человеческих поступков на протяжении всей истории, обобщается в двух категориях – грешника и нового человека, земного человека, и человека небесного… Сама вера и дела (по вере), преображают этого земного человека, он ненавидит праздность, предается работе, бодрствует -
"…это те врачества, избавляющие его от всяких сетей вражьих, расставленных на земле" (Антоний В.)

Оба эти мира враждебны друг другу – "враги человеку – домашние его" – эти слова характеризуют отношения между верующим человеком и его неверующими близкими… "Слепота души, духовная омертвелость, являются признаками духовной смерти.
Евангельское наставление о бодрствовании, о противлении сонливости – основная тема всего восточного подвижничества…"
      (В.Лосский «Очерки мистического богословия»)

"Встань спящий и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос" (Еф.5,14)
Скептицизм (неверие в Бога), которое освобождает от всякой личной ответственности, чувство самодостаточности, мирная беспечность невежества – вот состояние невера… Нищета сердца, сознающая свою ничтожность – спасительное состояние христианина…
"вера – дар Духа" (1Кор.12:3),а "добродетели, суть
участие во Христе – надежное свидетельство Божественного присутствия…
Неверующие же – суть сыны мира сего, прельщенные его духом. Мир живет  своим разумом…
его чувственный разум подобен тле, разъедающий кости" (Григорий Богослов)
"Скудоумие, безучастность к духовной жизни, полное равнодушие (беспечность невежества), это есть –
нечувствие, смерть души прежде смерти телесной" (И.Лествичник)

Все эти качества присутствуют у человека неверующего, будь он хоть трижды академиком мирских наук. Наука же небесная, полностью от него закрыта, это то поприще, о существовании которого он и не догадывается.
"Мир это состязание и поприще для состязаний, время это есть время борьбы" (И.Сирин)
Весь свой потенциал –  силы, время и таланты, невер губит на временное, земное… Он, по сути, есть неблагодарный человек-червь, забывший  Бога. Духовные знания Писания, святоотеческое наследие Церкви – это знания, которое находится, как бы под спудом, ни смотря на их доступность. Ныне эти знания под спудом того духа, который царит в мире, этот дух злобы и творит себе формы, которые мы и наблюдаем сегодня. Этот дух извращает ум человека –
"он (такой ум) нарушил верность истине, вступил в блудную связь с ложью, заразился ненавистью против Писаний, вдохновновленных Богом, вооружился на них хулою, клеветою и насмешкою адской" (И.Брянчанинов)

Современный же человек, сам не может (и не хочет) освободиться от этого духовного рабства. Наоборот, он кичится этой своей (якобы), свободой (свободой раба), говорит о своей пресловутой самодостаточности, будучи сам и слеп и наг, это ли не безумие?
"прииди (Св.Дух), отделивший меня от всех, и сделавший на земле одиноким…"
Сегодня верующий человек, зачастую одинок, в этом враждебном ему мире, чтобы и не говорили о единстве и сплоченности сегодняшней   Церкви.
"Есть одиночество Игнатия (Брянчанинова), он был совершенно одинок. В то время! А теперь не нужно быть Игнатием (Брянчаниновым), чтобы оказаться таким же одиноким…"
(игумен Никон (Воробьев)

Это одиночество, эта духовная борьба в условиях нашего времени, имеет особую цену, о которой говорили св.отцы. Они приравнивали это к подвигу, который поставили выше своего подвижничества.

"Не думай, что подвиг наш лишен был скорби и венцов, нет! Он сопряжен с мученичеством, это мученичество подобно томлению Лота в Содоме: душа праведника томилась при виде непрестанного и необузданного любодеяния.
И мы томимся, отовсюду окруженные умами, нарушившими верность истине, вступившими в блудную связь с ложью, заразившимися ненавистью против Писаний, вдохновленных  Богом, вооружившимися на них хулою, клеве- тою и насмешкою адскою.
Наш подвиг имеет цену перед Богом. На весах Его взвешены и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства и самое время…"
         (И.Брянчанинов, письмо 229)

Действительно, сегодня верующий человек, окруженный (такими) умами, испытывает постоянные скорби, пребывая в мире неверов, в мире гордого неведения… Св.отцы говорили: "это претрудное пребывание среди человеков…" И это мученичество не может не иметь своей цены пред Богом. Два мира, и у каждого свой ум, своя душа и свой дух. У них все разное, и нет точек внутреннего соприкосновения, так как:
"Внутренний человек – это сердце, средоточие духовной жизни, престол Св.Духа…"         (Ф.Затворник)
А какое может быть общение света со тьмою? Только кратковременное пребывание на этой земле, а после смертной черты – вечное разделение…

Таково древо жизни, корень его - грех, рост его - болезнь, плод его – смерть…