14. Почему сребролюбие корень всех зол?

Скобелев
(на заставке написано: ТРЕКЛЯТ СЫН ПОГИБЕЛЬНЫЙ ИУДА* ЕЖЕ ЛИ ЗА СРЕБРОЛЮБИЕ ДАВИТСЯ  Лихоимство, лихоимание, разновидность страсти сребролюбия, – греховная страсть, заключающаяся в приобретении выгоды за счет затруднительного положения ближнего, «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство» (Св. Феофан Затворник).



«Лихоимец, оставляя Бога, мамону слушает: и так тем самым как заповеди Божии, так и Бога заповедавшего отвергается. Потому и апостол называет лихоимство идолослужением (Кол. 3:5), и лихоимца идолослужителем (Еф. 5:5). Сколь же бедственно и бесстыдно, ради страсти отвергаться Живого и Бессмертного Бога, от Которого жизнь и все блаженство наше зависит!

Источник зла, как жало в человеке,
Таится испокон веков увы
И в каждом сердце идет битва между -
Христом и сатаной, кто победит?

От нашей воли многое зависит,
Но без Спасителя потуги все тщетны,
Плевелы помыслов - порочный круг как бремя,
Как рабство адское прельщает все умы...

Запретный плод всегда манил людей
И семь страстей* яко дамоклов меч -
Смертельные нам раны доставляют
И от Экклесии грехами отсекают.

Не слышим Истину мы в суете сует,
Широкий путь приводит к смерти всех!
Вне Церкви нет спасенья от нее,
Как вне Любви нет Жизни... вот и все

Что я хотел, от сердца вам сказать
И во Христе БОГАтство (ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ) пожелать!

24.05.2017

P.S.
Отношение Христа и Денницы к БОГАТСТВУ, разделило мiр... ВЫ С КЕМ?!

Лихоимство – это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит святой Иоанн Златоуст. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают.

И так видишь, что такое лихоимец? Он враг Божий, враг человеческий, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бесстрашно закон Божий нарушает и Законодателя презирает. Ибо кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу, – учит апостол (Иак. 4:4). Враг человеческий, ибо людей обнажает и разоряет. Враг самому себе, ибо душу свою вечному огню и мучению предает.

Лихоимство опаснее прочих беззаконий. Блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать должно от лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил, или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невозможно.

Слушай, что через пророка Бог говорит: и когда скажу нечестивому: «Смертью умрешь», – и обратится от греха своего, и сотворит суд и правду, и залог отдаст, и похищенное возвратит, беззаконник в заповедях жизни ходить будет, так, чтобы не сотворить неправды, жизнью жив будет, и не умрет (Иез. 33:14-15).

Смотри, что похищенное должен возвратить. А если похититель впадет в такую скудость, что совсем не будет иметь, чем возвратить похищенное, но, придя в чувство, захочет каяться, и все, что бы ни было, пожелает отдать, – в таком случае милосердным Богом желание вместо истинного возвращения принимается. Иначе это не истинное покаяние, а притворное и ложное, и не иное что, как прельщение и умягчение грызущей совести.

Чем более кто лихоимствует и похищает, тем более беззакония и погибели себе собирает. По жестокости твоей и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его, – говорит апостол (Рим. 2:5-6)…

Правильное это, по мнению твоему, заключение, лихоимец, но не христианское, а беззаконное и безбожное. Не будут они тебя судить, но будет Бог судить и их, и тебя, беззаконного последователя их. Избежишь человеческой казни, но не избежишь Божией, временного, но не вечного наказания. Не укажешь тогда на них, вот-де и они делали то; но как они, так и ты по делам своим воспримешь. Не заступится за тебя человек, и ничто не поможет тебе, когда Бог будет судить тебя, и представит пред лицом твоим грехи твои Тот, Чьи слова ты отверг, и видя вора, следовал за ним (Пс.49:21, 17-18)». Св. Тихон Задонский


 
«Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф.19;23).

Зачастую смысл подспудный в суемудрии блуждая
Слов обыденных не знаем, например возьмем: «БОГАТСТВО».
Поминают это слово ежедневно, ежечасно,
Всуе, лёжа, сидя, стоя, в снах, молитвах и проклятьях...

Редко кто не вожделеет, всяк не прочь обогатиться -
Полным рогом изобилья, чтобы правнукам хватило,
Но немногие стяжают и нашедши не теряют,
Большинство всегда лишь алчет, таковой закон природы
Человеческой и падшей, злобной, низкой и лукавой…

Так нитолико сумняшесь продолжаем разбираться
В этом слове незабвенном Корнем - Бог явлен внезапно (да простят меня филологи),
«Что за диво!»,  - поражаясь, скажет большинство сограждан,
«Бога мы не замечали в обиходе понимаешь,
Вот проруха, вот несчастье, расскажи, что будет дальше...»

Что ж, коль КОРЕНЬ этот вычесть, то останется в остатке
НА СЛУХУ ПРОИЗНОСИМОМ слово с серной компонентой,
Тобишь - АДство! «Вот нам зарасти, докопалися до правды...»
Вывод прост «БОГадСТВО» в БОГЕ, это Знание прекрасно!

Про иглы ушко напомнить напоследок захотелось
В кое влезть верблюду легче, чем Иуде* и сквалыге,
Лихоимцу и пройдохе, Шейлоку и финансисту,
Биржевому спекулянту в царство Божие забраться.

Почему же этой притчей, учит Истина всех званных
Верно понимать значенье и коварство СРЕБРОЛЮБЬЯ**?
Потому что зло сокрыто в капиталах мшелоимских,
Ведь кичливые банкиры возомнив себя «божками»

Остригают люто ближних и враждуют против Бога,
Как Денница в свое время, но Господь не поругаем
Он бичем изгнал из храма сих менял и спекулянтов!
Все дозволено нам в меру, но её во увы не знаем***...

19.08.2017

P.S.
Священник Алексей (Николин). Демократия или «народоправство» – это форма государственного устройства, в основе которого лежит отрицание первородного греха и вера в человеческую непогрешимость. Это, по существу, идолократия! Провозглашенная цель демократии - создание рая на земле. Демократия на словах берется за создание земного рая, утверждая, что сделает это наилучшим образом, выполняя, якобы, «волю народа». Но, при этом, старательно не замечет, что человеческое хотение многомятежно, что люди вечно враждуют между собою, не обладая совершенной Любовью, способной собрать их во единое стадо с единым Пастырем. Демократия, утверждая плюрализм духовный (толерантность), фактически отрицает объективную Истину, то есть Христа, на Его место она ставит кумир – безбожное, безблагодатное государство, якобы безгрешное в своих законах, так называемое «правовое государство». Основанная на вере в непогрешимость человеческой идеи, демократия исповедует возгордившуюся личность, чуждую сознания своей греховности, личность, фактически отвратившуюся от Бога, от Любви, хотя, на словах, может быть и ратующую за веру. Демократия  – эта та форма «общежития», при которой отношения между людьми строятся на интересе (договоре), а не на Любви (благодати и «братолюбии»). Демократия – это разделение, и с этой точки зрения она наиболее соответствует нынешнему времени, когда иссякает Любовь многих и пропадает всякое желание противиться греху.



Лихоимство (ростовщичество, осознанное или неосознанное "депозитное") опаснее прочих беззаконий. Блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать должно от лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил В ТРЕХКРАТНОМ РАЗМЕРЕ, или, если того сделать невозможно, расточить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невозможно. 

Вот некто подойдя к Христу спросил:
Благой Учитель просвети и вразуми,
Какое нужно мне добро творить,
Чтобы в ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ войти?

Он отвечал: зачем зовешь Меня благим?
Никто не благ, лишь только Бог один!
Коль Царство Божие стараешься найти
То в жизни временной Заветы соблюди!

Тот говорит Ему: Учитель разъясни?
Иисус напомнил юноше: во-первых не убий;
Прелюбодейство не твори и не кради;
Не лжесвидетельствуй в судах лукаво ты; 

Отца и матерь почитай, и бедных возлюби,
Как самого себя, их накорми, одень и приюти!
Ответил юноша Христу: сие, я с малых лет блюду,
Чего еще недостает? Иисус в ответ сказал ему:

Коль хочешь в святости ты совершенным быть,
Продай именье и раздай меж нищими барыш,
И будешь так имать сокровище на Небеси,
Сие исполнив приходи и близ Меня, как ученик иди!

Услышав эти словеса, тотчас в печали от Христа
Богатый юноша ушел, стать нищим не его стезя…
После сего Иисус сказал ученикам: глаголю вам
Трудно имущему, увы во Царство Горнее войти!

И вот, еще скажу Я вам: скорей в игольное ушко
Пройдет верблюд, чем в Царство Божие - богач
С имением земным войдет! Ученики весьма дивясь,
Сказали: Господи прости, так кто ж силен тогда спастись*?

Иисус воззрев ответил им: да, людям это не с руки…
То человекам невозможно, но все возможно с Богом им!

26.08.2017

-------------------
* Иисус сказал же ученикам своим: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19, 23 - 24 ).

Вот эти слова Иисуса Христа были вызовом ветхозаветному представлению о том, что должно сопутствовать праведности и святости. ИУДЕИ БЫЛИ УВЕРЕНЫ, ЧТО БОГАТСТВО - ЭТО ОСОБОЕ БОЖИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ. И в их понимании скорее нищий, «амхаарэц» - это «черная кость», крестьяне, неучи, ГРЕШНИКИ и ВРАГИ ПРАВЕДНОСТИ.

Подобное новшество озадачило и апостолов, когда Христос все поменял местами. Наоборот, НИЩИЕ БЛИЖЕ К БОГУ, крестьяне – «амхаарэц», люди земли – БЛИЖЕ К БОГУ НЕЖЕЛИ БОГАТЫЕ! Подобное новшество изумило учеников, и мы далее читаем: услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? (Мф. 19, 25)

В их вопросе так и сквозит: ЕСЛИ БОГАТЫЕ НЕ СПАСАЮТСЯ, ТО КТО ТОГДА МОЖЕТ СПАСТИСЬ? Чтобы окончательно отвести их сознание от подобного заблуждения, ЧТО БОГАТСТВО - ЭТО ОСОБОЕ БОЖИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ, Господь Иисус Христос, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26).

Блаженный Иероним так истолковал эти слова: этими словами уже показывается, что не только трудно, но и невозможно войти в Царство Небесное богатому. Действительно, верблюд не может пройти сквозь игольное ушко. И если, подобно этому, богач не может войти в Царство Небесное,ТО НИКТО ИЗ БОГАЧЕЙ НЕ СПАСАЕТСЯ!

Блаженный Феофилакт Болгарский, как бы уточняет резкий тон Иеронима, он пишет: если кто-либо станет избегать корыстолюбия, то он, при помощи Божьей, сперва успеет в том, что отсечет излишнее, а потом дойдет до того, что истратит на бедных и необходимое. Так помощь Божия добрым путем приведет его к Царству Небесному. ТО ЕСТЬ БОГАТЫЙ СПАСАЕТСЯ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБНИЩАНИЕ, И НИКАК ИНАЧЕ!

Кальвин говорил: "Хотя и говорят, что Бог послал Сына своего для того, чтобы искупить грехи рода человеческого, но не такова была Его цель. Он хотел спасти лишь немногих. Для кальвиниста основной признак избранности - богатство. Бедность, напротив, симптом отверженности". Кальвин лично запретил своим последователям подавать милостыню, а шотландские кальвинисты - пресвитериане могли отказать в Крещении детям бедняков! Отношение к богатству в США частично объясняется распространением кальвинизма и протестантской трудовой этики. Кальвинизм постулирует, что Бог предопределил некоторые души к раю, другие — к аду. Как понять, какая судьба ждёт человека в вечной жизни? В Ветхом Завете Бог даёт обетование благословить верующих богатством. Таким образом, это и стало признаком «выявления» предопределения. Богатые оказывались среди спасаемых, бедные — среди отверженных. Протестантская трудовая этика стала ответом на условную леность или бесполезность созерцательных монашеских орденов, которые проводили время в молитве. Кальвинисты же ценили конкретный труд, который считался священным. Если ваш усердный труд приносил свои плоды, результаты труда следовало инвестировать заново, а не просто накапливать богатства. Однако, это приносило ещё больший капитал. И богатство понимаемое таким образом, с точки зрения кальвинизма, считалось Божественным благословением.

Н. Е. Покровский. Пуританизм (протестантство) - составил идейную основу переселения евреев и англичан в Северную Америку и стал господствующей силой в духовной и общественной жизни. Выдвинул версию богоизбранности переселенцев и оказался духовным катализатором «великого Исхода» в Новый Свет и основания там «Города на холме». Создал основу мощной культурной и философской традиции, рассматривающей поныне американскую историю в виде мессианского эксперимента, обладающего чертами исключительности и уникальности и ставшего важным компонентом современной гражданской «религии» США. Передавая суть начинавшей формироваться в XVII веке пуританской системы взглядов, современный американский историк  Т. Бейлин воссоздает следующую систему идейных ориентаций: «Американский вариант мифа о высшей расе сопровождал нас с первых дней основания колонии Массачусетского залива. Убеждение в том, что мы являемся избранным Богом народом и обладаем божественным мандатом распространить наши благородные демократические институты по всему остальному погруженному во мрак мiр, поощряло нас нести на себе бремя белого человека. Мы, американцы, продолжаем верить, что являемся могущественной нацией не потому, прежде всего, что нас «наделили» чудесными природными ресурсами, а потому, что в наших генах было нечто  врожденное, которое дало нам возможность стать великими».



«Но что еще говорят многие: «я возьму проценты и подам бедным?» Хорошо говоришь ты, друг, - только Богу не угодны такие приношения. Не хитри с законом, лучше совсем не подавать нищему, чем подавать приобретенное такими средствами!» Св. Иоанн Златоуст

Ростовщик хуже вора – Иуды!
Кредитор, спекулянт, кровосос,
Лихоимец, банкир и процентщик,
Богомерзки, как гнусный Шейлок!

«Торгашей» и «валютчиков» выгнал
Бог из Храма бичем, как скотов,
Знал, для мiра погибельным будет
Каббала бирж и ссудных домов.

Во второй раз случилось такое -
Принародно во Храме в Песах (на Пасху)…
Не простили менялы, пройдохи,
Сей поступок Мессии в веках.

С ними в долю входили левиты,
Стал желаннее шекель, чем Бог…
Понеся колоссальный убыток,
Порешили, пролить Божью кровь…

Обвели вокруг пальца Иуду,
Подкупили его серебром
И кричали «распни!» пред Пилатом
С оголтелой, продажной толпой...

Вот он корень всех зол - СРЕБРОЛЮБЬЕ!
Все банально, быльем поросла
Эта горькая правда поныне
Сокровенная для большинства!

Проклят стал «Финансист», перед Богом,
Со своей мшелоимской душой,
И гоним до скончания века
Будет он со своею мошной.

На ошибках Шейлок научился,
Он Шекспира запомнил урок!
Стал упорней, «жид вечный» трудиться
Над крушеньем христьянских основ...

Чтобы резать, терзать и калечить,
Закладную гоимскую плоть,
Капиталом безликим умело
Выпуская народную кровь.

Век за веком летели, как птицы
Неустанно Израиль стяжал
В закромах своих банков активы,
Подминая весь мip под Кагал…

Реки крови пролив в сеть кредитов,
Уловил все народы сейчас
Над землей воцарился плут Шейлок,
Машиаха - всемiрный фискал!

Вот истории грустной сюжеты,
Пролетели один за другим
И вопрос слышу: «Что же нам делать?»
Из обобранной, нищей толпы.

Уясняем, - БОГатство суть в Боге!
Не в деньгах счастие Христиан,
В братской помощи, вере, ОТВАГЕ
В Боголюбии ладность СлОвян!

Не давайте водить себя за нос,
Зарубите себе хоть на лбу,
Что Соборно, лишь только возможно
Взяв меч в руки противиться злу!

P.S.
Ростовщик много хуже убийцы,
Финансист, спекулянт - кровосос,
Лихоимец, банкир и процентщик, -
Человечества главный ворОг!

15.03.2017

«Ростовщик никогда не наслаждается тем, что имеет, никогда не радуется об этом, да и тогда, как нарастают проценты, не веселится о прибытке, напротив печалится о том, что рост еще не сравнился с капиталом; и прежде нежели этот неправедный рост сравнится совершенно, он старается пустить его в оборот, обращая в капитал и самые проценты, и насильно заставляя производить временные порождения ехидн. Таковы проценты!» Св. Иоанн Златоуст

-----------------
* - Точное определение характеру Иуды дает святой апостол и евангелист Иоанн: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (Ин. 12:4–6).

Иуда примкнул к Господу нашему Иисусу Христу потому, что думал типично еврею того времени примерно так: «Иисус – Мессия. Он пришел для того, чтобы стать земным иудейским царем. Он освободит нас, евреев, от римского владычеста. Свергнет ненавистного римского императора, Сам станет иудейским императором всего мира. Евреи будут господствовать над всеми народами. Благоденствовать и процветать. Конечно же, в земном отношении. Поэтому я должен быть поближе к Нему, чтобы мне достался кусочек пожирнее – какой-нибудь увесистый министерский портфель, дающий и мне, Иуде, возможность хорошо подзаработать, а значит, тоже благоденствовать и процветать». Вот почему Иуда пошел за Христом.

Но в процессе общения со Спасителем он понял, что у Господа прямо противоположные планы. И Царство Его не от мира сего. Он пришел вернуть человеку утраченное общение со своим Создателем, примирить его с Отцем Небесным и открыть вновь двери в рай.

Но Иуда хотел уютненько пожить еще здесь. И как только он осознал конфликт интересов, то предал Христа, переметнувшись в лагерь более сильных, как ему казалось тогда, и еще на этом немного подзаработав. Тридцать серебренников по тем временам – деньги довольно большие. Иуда захотел обеспечить себе безбедную старость. Но не тут-то было. После поцелуя в Гефсиманском саду наистрашнейший грех, который мог совершить человек – предательство Бога, дал о себе знать. Он начал разрушать его душу, принося страшные муки. И выстраданный им земной комфорт в его уютной усадьбочке, купленной за тридцать серебренников, обернулся тягчайшим душевным адом. Ведь вы посмотрите! У него же получилось все, что он планировал. Но он идет и вешается – добровольно, по свободной воле, замученный совестью. Потому что его душа совершила тягчайший грех. Но отчаяние не позволило ему покаяться, смириться, припасть к ногам Христа Распятого, оплакивать свой грех. Гордыня толкнула его на грех еще более страшный – на самоубийство.

Ведь в сущности святой первоверховный апостол Петр совершил грех, не многим меньший греха Иуды. Он клялся Богу, что в годину испытаний не отречется от Него, но трижды при народе предал Христа. Только Петр не отчаялся, наоборот, он смиренно начал вымаливать прощение. И всю жизнь уже даже после восстановления его Спасителем в апостольском достоинстве глаза Петра были красны от слез. Он сокрушенно отмаливал свой грех.

Примерно тот же «грех Петра» совершили и другие апостолы, которые в унынии, отчаянии и страхе разбежались после ареста Спасителя. Они также горевали и сокрушались о своем проступке, но не до отчаяния, а до спасения, повергая грех богоотступничества перед Господом и испрашивая у Него прощения.

Анна же и Каиафа, и другие иудейские старейшины были «духовными родственниками» Иуды Искариота. Собравшись в среду перед Пасхой на совет по теме «Что делать с Иисусом Галилеянином?» – они прекрасно знали, Кто Он такой. Потому что не появлялся в Израиле еще такой пророк, который воскрешал полуразложившийся труп Лазаря или давал зрение человеку, у которого, почти как у святой праведной блаженной Матроны Московской, от рождения практически не было глаз.
Анна, Каиафа и другие были грамотными и сведущими в Священном Писании людьми. На заседании синедриона, состоявшемся ранним утром в пятницу, они точно знали, Кто стоит перед ними. Но сознательно пошли на этот поистине ужасающий грех: осуждение на казнь и убийство Бога.

Почему же это произошло? Ответ прост: Христос не был для них Богом. Как не был для них Богом и Бог отцев их Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея. Их богом было чрево, а именно власть и деньги. За этих двух богов они готовы были пойти на вечную погибель и погубить тысячи других человеческих душ. Старшины увидели в Спасителе политического конкурента и начали опасаться за свои «кресла», за свои уютные удобные должности. За них начальники иудейские  готовы были пойти на все, даже на то, чтобы погубить собственные души ради еще одного десятилетия у власти.
И это при том, что спустя каких-нибудь сорок лет за грех богоотступничества – за ИХ ЛИЧНЫЙ ГРЕХ – вожделенный ими Иерусалим будет сожжен дотла. Тысячи евреев погибнут,  остальные будут рассеяны по всему миру, а храм будет не просто разрушен, но даже и земля, где он стоял, вспашется плугом.
В итоге – горький факт-результат истории. Иуда хотел земного благоденствия, но закончил жизнь самоубийством. Анна, Каиафа и их соратники желали примерно того же, но их дело закончилось катастрофой для целого народа. Почти три столетия на планете Земля не существовало города Иерусалима. На его месте было языческое поселение Элия Капитолина. Вплоть до IV века, когда вера во Христа стала государственной религией множества народов, объединенных Римской империей, и Бог снова подарил благодать Святому Городу, и Иерусалим восстал из руин. Благодаря тому, что человечество снова вернулось к истинному Богу.
Спрашивается: что принесло этим вышеупомянутым образованным и талантливым людям предательство Бога? Ответ один: ничего хорошего.



О БОГАТОМ ЮНОШЕ

Притчу Христову о верблюде и игольном ушке часто вспоминают, когда речь заходит о богатстве. "...И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие."

В 1883 году, в Иерусалиме, в ходе археологических раскопок, было сделано открытие, проливающее свет на эти загадочные слова Спасителя. Возглавил работы руководитель Русской Духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин).

Была найдена часть древней крепостной стены высотой более 2,5 метров, Порог Судных Врат. Рядом с Судными Вратами обнаружили узкий лаз. Когда городские ворота закрывались на ночь, лаз служил проходом для опоздавших путников. По форме отверстие напоминало иглу. Это и были те самые “игольные уши”, о которых говорил Христос! Человек может пройти сквозь такой лаз, а вот верблюд – вряд ли протиснется. Но это только одна из загадок евангельской притчи. Есть и вторая – собственно верблюд. Некоторые ученые высказывают предположение, что речь идёт не о животном, а о верёвке.

В греческом языке слова «верблюд» и «верёвка» звучат почти одинаково: «верблюд» – «камелос»; «верёвка» – «камилос». В Евангелии от Матфея используется слово «камелос», то есть «верблюд». Кроме того, образ верблюда Христос мог использовать специально, чтобы поразить внимание слушателей неожиданным сравнением.

Какой бы из перечисленных вариантов ни был верным, смысл сказанных Спасителем слов остается неизменным. Богатство земное – тяжкий груз на плечах, мешающий пройти в Царство Небесное. Не каждый может, подобно апостолу Матфею, оставить имущество и отправиться за Спасителем.

О БОГАТОМ ЮНОШЕ

И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 18-27).
 
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

* * *
Главный недуг юноши богатого, о коем говорится в Евангелии, был тот, что он страстно предан корысти, сребролюбию - с ног до головы, и сердце его не было милостиво, а жестоко, несострадательно к бедным, и он солгал Господу Сердцеведцу, что сохранил от юности все заповеди: он не любил ни Бога, ни ближнего, любил только себя, любил копить и собирать, а не нищим подавать. Видел голодного - не накормил, нагого - не одел; вообще, нуждающемуся в чем-либо не помогал. Видишь ли ты, жалко ему собранное, жаль отдавать. Молиться ли станет - о деньгах думает, а не о Боге; вообще, только о земном помышляет, а не о том, как бы любить пламеннее Бога и ближнего, добро творить усерднее; а заповеди творит только по виду, как бы напоказ другим. О, душа моя окаянная, бегай и ты подобного лицемерия и двоедушия!

* * *
Сравниваю мысленно город, особенно столицы, и деревни и дивлюсь контрасту между ними: в тех, т.е. городах, - роскошь безумная, миллионы, потраченные на ненужное великолепие, блеск и изящество, а в деревнях - убожество крайнее, хаты или домики, большей частью крытые соломой, обстановка самая простая; для еды и питья хлеб ржаной, похлебка какую Бог даст. Работа вместе Богу и мамоне, страсть к любостяжанию делает человека идолопоклонником: любостяжание есть идолослужение, говорит апостол (Кол. 3, 5). Вспомните, до чего довело Иуду корыстолюбие. Вот какой враг Богу и человеку любостяжание. Бегайте любостяжания - оно делает человека каменно-сердечным, врагом Бога и людей.
 
* * *
На богатом человек, упоминаемом в Евангелии, отошедшем с печалью от Господа, видим, как и ныне многие богачи, по видимости верующие и любящие Господа, тотчас впадают в недоверие и жестокосердие, когда от них потребуется милостыня бедным, и отходят от проповедника с печалью, лучше желая жить в богатстве, нежели с Богом.
 
* * *
Собирает (сокровища земные) и не знает, кому достанется то (Пс. 38, 7), говорит пророк Давид. Жалкое состояние души богача. Кому достанется то, что ты заготовил (Лк. 12, 20), говорит Господь богатому в притче. Ужасное состояние! Уготовал несметное богатство, а Бога и душу потерял и на вечную муку ее уготовал. Поди, все, что имеешь, продай и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест (Мк. 10, 21), говорит Господь богатому юноше.
 
* * *
Помни слова Спасителя о богатых, как трудно им, уповающим на богатство, войти в Царствие Божие (Мк. 10, 23), и что их доля - мука вечная за привязанность к богатству и за жестокосердие к бедным, ибо они отходят от Христа с печалью, когда предлагают им продать имение и раздать нищим, о коих они не пекутся. Жалки вообще богачи как извратившие свою природу, как одичавшие и полагающие жизнь не в Боге, а во множестве стяжания, готовые снять с бедного последнюю рубашку. Наше богатство - Бог и Его правда и милость.
 
* * *
Господи, какое богатство дал ты человеку! Ты дал Себя Самого, всю благодать Духа Святого, будущее царство сего вечными благами и радостями, - а земное богатство, привязанность к нему лишает человека Бога и вечной жизни, оно является врагом человеку. Мудрствуй же о нем по Христову и апостольскому учению и примеру святых, как они смотрели на богатство земное, как его добровольно оставляли, как его презирали, считали за сор, за великое препятствие к боголюбию, спасению души. Еще ли тебе мало богатства духовного? Ведь Сам Бог отдал тебе всего Себя, даде Себя боящимся Его (Пс. 110, 5); а ты слушаешь лести врага и завидуешь богатым, со дня на день обогащающимся и лишающимся - Кого? Самого Господа!
 
 
Блаженный Феофилакт Болгарский
Толкование на Евангелие от Луки
О начальнике, спросившем Иисуса касательно жизни вечной

Человек сей, по мнению некоторых, был какой-нибудь злой хитрец и искал, как бы уловить Иисуса в словах. Но вероятнее то, что он был сребролюбец, поелику и Христос обличил его именно таковым. Да и евангелист Марк говорит, что некто, подбежав и пад на колена, спросил Иисуса, и взглянув на него Иисус полюбил его (Марк. 10, 17. 21). Итак, человек сей был любостяжателен. К Иисусу приходит он с желанием узнать о вечной жизни. Быть может, и в сем случае он руководился страстью к приобретению. Ибо никто так не желает долгой жизни, как человек любостяжательный. Итак, он думал, что Иисус укажет ему способ, по коему он будет вечно жить, владеть имуществом и таким образом наслаждаться. Но когда Господь сказал, что средство к достижению жизни вечной есть нестяжательность, то он, как бы упрекая себя за вопрос и Иисуса за ответ, отошел. Ибо он нуждался в вечной жизни, потому что имел богатства на много лет. А когда он должен отказаться от имения и жить по-видимому в бедности, то что ему за нужда в вечной жизни? — Приходит он к Господу, как просто к человеку и учителю. Посему Господь, дабы показать, что к Нему не должно приходить как просто к человеку, сказал: «никто не благ, как только один Бог». Ты, говорит, назвал Меня «благим», к чему же еще прибавил: «учитель»? Кажется, ты принимаешь Меня за одного из многих. Если же так, то Я не благ: ибо из людей собственно никто не благ; благ только один Бог. Посему, если хочешь называть Меня благим, называй Меня благим как Бога, а не приходи ко Мне, как просто к человеку. Если же ты считаешь Меня одним из обыкновенных людей, то не называй Меня благим. Ибо один только Бог поистине благ, есть источник благости и начало самоблагостыни. А мы люди, если и бываем добры, то не сами по себе, но по участию в Его благости, имеем доброту смешанную и способную преклоняться на зло. — «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй» и прочее. Закон запрещает прежде то, во что мы удобнее впадаем, потом уже и то, во что впадают немногие и нечасто: например, прелюбодейство, поелику оно есть огонь с внешней и внутренней стороны, убийство, поелику гнев есть великий зверь; а воровство менее важно, и во лжесвидетельство можно нечасто впадать. Посему первые преступления запрещаются прежде, так как мы легко впадаем в оные, хотя в других отношениях они и более тяжки. А сии, то есть воровство и лжесвидетельство, закон поставляет на втором месте, так как оные совершаются не часто и менее важны. Вслед за сими преступлениями закон поставил грех против родителей. Ибо хотя грех этот и тяжек, но не часто случается, так как не часто и не много, но редко и мало оказывается таких зверообразных людей, чтоб решились оскорблять родителей. — Когда юноша сказал, что он сохранил все это от юности, то Господь предлагает ему верх всего, нестяжательность. Смотри, законы предписывают истинно христианский образ жизни. «Все, — говорит, — что имеешь, продай». Ибо, если что-нибудь останется, ты, значит, раб того. И «раздай» не родственникам богатым, а «нищим». По моему мнению, и слово «раздай» выражает ту мысль, что расточать имение нужно с рассуждением, а не как попало. Поелику же при нестяжательности человек должен иметь и все прочие добродетели, посему Господь сказал: «и следуй за Мною», то есть и во всех прочих отношениях будь Моим учеником, всегда следуй за Мною, а не так, чтобы сегодня следовать, а завтра нет. — Как любостяжательному, начальнику Господь обещал сокровище на небесах, однакож он не внял, ибо был рабом своих сокровищ, посему и опечалился, услышав, что Господь внушает ему лишение имущества, тогда как он для того и вечной жизни желал, чтоб при большом обилии богатства ему и жить вечно. Скорбь начальника показывает, что он был человек благонамеренный, а не злой хитрец. Ибо из фарисеев никто никогда не печалился, а скорее они ожесточались. Не безызвестно мне, что великий светильник вселенной Златоуст принимал, что юноша сей желал истинной вечной жизни и любил оную, но одержим был сильною страстью, сребролюбием, однакож не неуместна и предложенная теперь мысль, что он желал вечной жизни, как человек любостяжательный.
 
 
Митрополит Антоний (Храповицкий)
Проповеди
Богатый юноша Евангелия

О нем сообщают три Евангелиста - Матвей, Марк и Лука. У Марка прибавлена в повествовании одна черта, очень ценная: «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достает - пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (10:21).

Это изречение подвергается многим лжетолкованиям: католики создали из него целую литературу, знакомую и протестантам, и православным; а, между тем, сии слова Христовы, как и многие другие, не заключают в себе никакой двусмысленности, если их читать до конца, как и другие слова Господни, например, об участи умерших (вси бо к тому живы суть), а равно и притча о неверном домоправителе, если ее сопоставить со словами Апостола Павла (I Тим. 6:17), из коих видно, что богатством неправедным называется всякое земное богатство в противовес богатству истинному, т.е. духовному.

Как бы то ни было, но ответ Спасителя богатому юноше побуждает недалеких толкователей… ставить совершенно праздный вопрос о том, дозволительно ли христианам иметь имущество и отвечать на него либо прямым отрицанием, либо приведением схоластических рассуждений об евангельских заповедях и евангельских советах.

Все эти недоумения происходят потому, что толкователи не дочитывают до конца слов Христовых: «Продай имение твое, раздай нищим и последуй Мне». Иначе говоря Господь предложил тому юноше, которого полюбил за его честность и целомудрие, вступить в число Его учеников, от которых действительно требовалось совершенное отречение от имущества и добровольная нищета. Но такое требование предъявлялось только им, а прочие последователи Господа были свободны от такой обязанности как например, Лазарь, Марфа и Мария и другие верующие женщины, «которые служили Ему имением своим» (Лук. 8:3)

Едва ли можно было бы согласиться, чтобы все верующие, не исключая многочадных, раздавали свое имущество и поступали в число постоянных учеников Христовых: тогда собралась бы большая праздная толпа вокруг Христа Спасителя и больше бы мешала Его проповеди, чем помогала бы ей.

Вот почему Спаситель, потребовав от свободного юноши отречения от имущества, не предъявлял такого требования людям семейным и престарелым.

Вот вам и разрешение спорного вопроса о том, дозволительно ли христианам иметь недвижимую собственность; (сравни Деян. 5:1-4) - это было дело их доброй воли.
Воспрещалось не обладание имуществом, а лицемерие и ложь; но отречение от имущества и добровольная нищета были обязательны только для Апостолов и учеников Христовых (Мат. 8:20).

В Церкви новозаветной отречение от имущества предписывается ревнителям веры, после их заявления о желании вступить в число иноков, т.е. при произнесении добровольного обета о нестяжании и девстве.
 
 
Протоиерей Александр (Шаргунов)
Толкование Евангелия на каждый день года
О богатом юноше

Ко Христу приступает некто из начальствующих, который желает знать, что он должен делать, чтобы достигнуть Царствия Небесного. Немногие из начальствующих с нелицемерным почтением относились ко Христу, но этот был один из немногих. Хороший вопрос задает он Спасителю, самый главный вопрос: что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь? Пока человек не созреет до такого вопроса, все остальные вопросы, которыми он задается, имеют весьма относительное значение.
«Учитель благий, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» Всякий, кто хочет наследовать вечную жизнь, должен обратиться ко Христу как к своему Учителю. Нигде нельзя научиться, как узнать путь на небо, кроме как став учеником Христовым. Мы — ученики Христовы, и, как говорят святые отцы, все определяется тем, особенно в наши, последние времена, насколько в нас есть это острое чувство ученичества. И когда мы приходим к Нему, мы должны до конца довериться Тому, Кто не только Божественная мудрость, но и Божественная любовь. Он один благ. «Что ты называешь Меня благим — говорит Он, — если ты не знаешь, что Я Бог?» Если кто ищет совершенную красоту или истину, или любовь, он должен понять, что никто, кроме Христа, не имеет этой красоты, истины, любви.

Наш Учитель, Христос, открывает на новой глубине как будто известную всем тайну вечной жизни. Вы все знаете заповеди Божии: не убивай, не воруй, не блуди, не лжесвидетельствуй, чти отца и матерь твою. Кто хочет наследовать жизнь вечную, пусть управит себя по пути заповедей. Кажется, сегодня не нужно никому объяснять, что последует с каждым человеком, с целым народом, со всем родом человеческим, если эти заповеди не знают и знать не хотят. Присутствие вечной смерти становится явным уже здесь, на земле. И мы видим, как мало, все меньше, становится людей, которые идут прямым, единственно спасительным путем. Этот начальствующий, приступающий ко Христу — один из немногих, и мы ждем, что Христос похвалит его и скажет ему: если ты будешь поступать и в будущем так же, ты наследуешь вечную жизнь.

Однако Господь внезапно предлагает, чтобы этот человек на самом деле стал Его учеником: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». Широка заповедь Господня зело, и глубока. Недостаточно не допускать грубых грехов, надо постигнуть духовное богатство, которое заключено в этих заповедях.
Как часто люди полагают, что у них нет никаких особенных грехов только потому что они духовно слепы! Так и этот начальствующий говорит: «Все это я сохранил от юности моей». Он хвалится тем, что рано вступил на путь добродетельной жизни, что он продолжает ее до сегодняшнего дня, и что он ни в чем ни разу не согрешил. Если бы он знал глубину Божественной заповеди и глубину своего сердца, если бы он хоть на малое время стал учеником Христовым, он сказал бы совершенно противоположное: «Все это я нарушил от юности моей».

Все обнажается в свете заповеди о любви. Внезапно наш выбор делается предельно простым: что нам дороже — этот мир или жизнь будущего века? Кто любит Христа, тот пойдет за Ним, чего бы это ни стоило ему. Никто не может наследовать вечной жизни, если не хочет следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Раздать все нищим, поделиться с другими. Так поступали первые ученики Христовы в своих общинах, как мы читаем в книге Деяний апостольских. Кто любит ближних своих, тот не поколеблется по слову Христову продать все и раздать тем, кто в нужде, как Самому Христу.

Есть немало людей, которые ведут во многом добродетельную жизнь. И все-таки они погибают оттого, что им недостает одного-единственного. Так произошло с этим начальствующим. Он порывает со Христом из-за того, что Христос может разлучить его с его богатым имением. Многие не хотят оставить Христа и все же оставляют Его. Когда наступает решительный выбор, они предпочитают отказаться от Бога, нежели от своего благополучия или успеха, или греховной привязанности к какому-нибудь человеку.

Как трудно тому, кто надеется на богатство, войти в Царствие Небесное! Не просто имеющему богатство, потому что речь идет о власти богатства над человеческой душой. А богатство, как и бедность, как здоровье или болезнь, как счастье или несчастье, сами по себе не могут человеку препятствовать или помогать в его восхождении к Богу. Другое дело, когда человек относится к богатству как к своей собственности. Диавол всегда имеет власть над таким человеком с помощью этого богатства. И, как говорят святые отцы, нам принадлежит только то, что мы отдали другим — принадлежит в вечности. Любое богатство — это дар Божий, и когда мы его отделяем от Бога, мы предаем свою жизнь власти диавола.

Христос говорит, что богатство является великим препятствием на пути к небесам. Он видит, как опечалился этот человек, и жалеет его. Но именно поэтому Он говорит: «Как трудно богатому войти в Царствие Божие». Его богатство не помешало ему услышать зов Христа, но сделало его неспособным ответить на него. С какой яркостью и силой показывает Христос трудность спасения для надеющихся на богатство: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Божие»!

«Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?» Святой Иоанн Златоуст говорит, что ученики испугались не за себя, а за других людей. Из любви к другим людям они изумились этим страшным словам Христа, как будто они были более милосердными, чем Христос. Как будто они больше любили людей, чем Человеколюбец Христос. Они не знали еще, говорит Святитель, силы любви Божией до конца и потому испугались этих слов. Как трудно, бесконечно трудно для каждого человека взойти на небо! Если каждый будет поставлен перед выбором: все раздать или порвать со Христом, то кто может спастись?

Мы не можем сказать, что то, что требует Христос, является слишком суровым или неразумным. Но мы знаем, как наши сердца привязаны к миру и как легко нам придти в отчаяние перед этой неодолимой реальностью. Да, чем больше мы стараемся исполнить заповедь Божию, тем больше мы понимаем: есть такие трудности, которые невозможно преодолеть ни богатому, ни бедному, кроме как благодатью Божией, которая всесильна.

Никто не благ, как только один Бог. Каково Его милосердие, такова и сила. Мы слышали уже эти слова, когда Архангел Гавриил был послан к праведной Елисавете, уготовляя человечество к принятию в мир Христа: «Не изнеможет у Бога всяк глагол». Невозможное человекам возможно Богу. Его благо, Его благодать так может воздействовать на душу, что человек и жизни своей не пожалеет ради Христа. И подобно апостолам, как ребенок, с детской доверчивостью будет хвалиться перед Богом: «Вот, мы оставили все — что нам будет?»

Что бы мы ни оставили ради Господа из нашего богатства — ума, сердца и тела — ничто не может пропасть. Что бы мы ни оставили ради Христа, несомненно, воздастся с щедростью Богом, в этом мире и в будущем. Нет никого, кто оставил бы дом или близких для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время — в радости общения с Богом и с другими людьми — и в век будущий жизни вечной — того, к чему устремлялся взор и сердце некоего из начальствующих.

Нашему Богу все возможно. Всесильным словом Своим Он создал небо и землю, и Своею всемогущей рукою содержит весь мир. Он, Всесильный, может воистину спасти нас, и не хочет, чтобы кто из людей погиб. Какое бы место мы ни занимали на земле, что бы с нами ни происходило, Он может спасти нас. Он печалится больше нас о нас, когда мы, опечаленные, уходим от Него, и Он радуется вместе со всеми святыми и Ангелами, когда мы идем к Нему.

Мы думаем, что наша праведность может поставить нас рядом с Богом, что наши добродетели, наше благочестие, наши знания, наша ревность — сделают нас достойными вечной жизни. Мы не понимаем, что все обнажено перед Его очами, и что в нас нет по-настоящему ничего доброго, что «нет праведника ни единого». Если бы мы только поняли, что Бог пришел оправдать грешного, мы бы оставили всю нашу праведность, все наше ложное благочестие, и предстали пред Ним как грешные, и последовали за Ним. Мы не можем наследовать жизни вечной, пока не поймем, что наш грех слишком велик, чтобы быть омытым чем-либо кроме Крови Христовой, и что вечная жизнь принадлежит только Христу и тем, кто с Ним. 1997



Из книги митр. Сурожского Антония "Во имя Отца и Сына и Святого Духа"

Прочитанный сегодня отрывок из Евангелия (Лк.18,18-27) приобретает особенную ясность и выпуклость, если вспомнить, что разговор между законником или юношей, спрашивающим о вечной жизни, и Христом последовал сразу же за тем, как Христос сказал, кто именно войдет в Царство Небесное, кто унаследует вечную жизнь.

Только что подходили ко Христу дети, толпясь вокруг Него, и ученики их отгоняли, и Христос, обращаясь к ученикам, сказал: Не мешайте им подходить ко Мне, потому что таковых есть Царство Небесное, и если не станете как дети, не войдете в него... И тут же кто-то возвысил голос и спросил: Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?.. Казалось бы, все сказано Христом, и вот в этом-то первый грех этого человека. Только что он слышал ответ, но уже ищет повода, случая или способа обойти ту заповедь, которая сейчас была дана Христом.
 
Не так ли и мы поступаем постоянно? Мы слышим, но тут же спрашиваем, в надежде, что нам будет сказано что-нибудь другое, более подходящее к нашему желанию. А слова Христовы, сказанные ученикам, действительно являются как бы опровержением разговора с вопрошающим Его: вопрошающий хочет узнать, как войти в вечную жизнь. Христос еще раз, лишний раз отсылает его к Ветхому Завету: Выполни заповеди. "Все я исполнил, - говорит законник, - во всем перед Богом прав, во всем прав перед людьми". Ни в чем его не упрекает совесть. О чем же он тогда спрашивает? Он спрашивает, потому что совесть-то его все же знает, что он оправдывается только законом, но что за законом стоит гораздо более глубокая правда, чем простое исполнение его. Надо войти в его дух, а дух закона - любовь, которая расцветает в Евангелии.

И еще Христос ему говорит: Если ты все это исполнил, тебе одного недостает: отдай все свое богатство и иди за Мной... Этот законник богат материально, но еще более он богат сознанием своей добродетели. Он исполнил все, что нужно перед Богом, выполнил все, что его оправдывает перед людьми и делает достойным уважения и чести: он этим богат. И вот если он от этого богатства не отойдет, не войдет он в Царство Небесное.

И тут встает образ детей, о которых перед тем говорилось; какая разница между детьми и вопрошающим человеком? Разница в том, что ребенок не ссылается на свое богатство, не кичится своей добродетелью, не знает, что он имеет право и заслуживает Царство Божие. Ребенок беспомощен, ребенок бессилен, он ни на что не рассчитывает по своему крайнему бессилию и беззащитности своей, кроме как на милость, на любовь, на жалость и на ласку.

Да, таковых есть Царство Божие, потому что Царство Божие - это царство взаимной любви. Те, которые ни на что не могут рассчитывать, кроме любви, перед теми действительно открывается Божие Царство. Но тем, которые думают войти в него по каким-то правам, оно закрыто, потому что это не царство прав, не царство закона, а Царство даром: Царство милости, даруемой по любви. Богатому не войти в Царство Божие; тому, кто думает, что он с собой несет свое оправдание и свои права, нет пути в него. Но тот, кто придет, зная, что он ничего не заслужил, что он ни на что не имеет права, и ожидает быть встреченным по любви, верит в любовь, рассчитывает на нее как на единственное свое спасение, тот уже опытом своим в Царстве Божием.

Вот этому нам надо научиться: забыть про права, забыть про богатство, обнищать духом до конца, чтобы быть до конца беспомощным, до конца беззащитным, до конца зависимым от любви, которую мы и даем, и получаем. И тогда Царство Божие действительно вселится в наши души и распространится вокруг нас.
Аминь.

14 декабря 1969 г.





Беседа на Евангельскую притчу о богатом юноше

«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16) Блаженный Иероним Стридонский пишет: тот, который спрашивал, каким образом он унаследует жизнь вечную, был и юн, и богат, и горд, а согласно словам других евангелистов, он спрашивал не с целью научиться, а с целью испытать. Блаженный Феофилакт иначе оценивает личность подошедшего и его мотивы, он пишет: этот человек подошел не с целью искушать Христа, но с целью получить наставления, так как жаждал жизни вечной. Святитель Иоанн Златоуст пишет: некоторые обвиняют этого юношу в том, будто он подошел к Иисусу с хитростью и лукавством, и с намерением искусить его. Но я скорее согласен назвать его сребролюбцем и невольником богатства, так как в этом же самом и Христос изобличил его. Укорять же юношу в лукавстве я отнюдь не намерен, небезопасно быть судьею того, чего мы не знаем и особенно судьею - обличителем. Да и Марк отдалил такое подозрение, когда сказал о нем: подбежал некто, пал пред ним на колени и спросил его. Еще ниже: Иисус взглянул на него, полюбил его.

Все складывалось для юноши более, чем хорошо, но некая двойственность души погубила его. Сказано: боязливых же участь в озере огненном, горящем огнем и серою - это смерть вторая (Откр. 21, 8) То есть страх человеческий, который иногда сковывает нас, может способствовать нашей духовной деградации. С другой стороны, страх Божий изгоняет любой человеческий страх и делает верующего совершенно бесстрашным. При императоре Юлиане отступнике христианские храмы были закрыты, и потому христиане для совершения богослужений стали собираться в поле. Юлиан узнал об этом и велел одному из военачальников всех собиравшихся там умертвить. Начальник был человек добрый и, щадя христиан, предупредил их о царском повелении. Между тем, рано утром, увидел он одну женщину, которая с ребенком на руках быстро вышла из дома и так же быстро прошла мимо солдат императора. Начальник велел взять ее и привести к себе. Когда ее привели, он спросил:
«Убогая женщина, куда ты рано спешишь?»
Она отвечала: «В поле, где христиане собираются».
Начальник сказал: «Разве ты не слышала, туда придет посланный от царя и всех, кого застанет там, убьет?»
«Слышала, - отвечала женщина, - потому и спешу, чтобы умереть за Христа».
«Да зачем же, если так, младенца несешь с собой?»
«Затем и несу, - отвечала она, - чтобы и он мучения сподобился».
Услышав это, начальник отпустил своих воинов, пошел к царю и сказал: «Если велишь мне умереть - я готов, но исполнить твоего приказания относительно христиан я не могу» - и рассказал о своей встрече с женщиной.

Святитель Василий Великий учит: «Кто Бога боится, тот людей не боится, а кто людей боится - тот Бога не боится». Но юноша, пришедший к Сыну Божию, именно людей боялся, и боялся их больше, чем Бога. И далее мы читаем: Он же сказал ему: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог». (Мф. 19, 17) Возможно, что юноша догадывался, Кто перед ним, поэтому и обращается к Господу Иисусу со словами «Учитель Благий», но не называет Его Господом, опасаясь стоящих рядом иудеев. И Христос обличает его, как бы говорит ему: назвал меня благим - назови и Господом, никто не благ, как только один Бог. Но скованный собственными страхами и сомнениями юноша оказался неспособным возвыситься над собственною трусостью и объективно оценить реальность. Святитель Иоанн Златоуст, истолковывая слова Христа «никто не благ как только один Бог», пишет: итак, когда Он сказал: никто не благ, то этим не хотел показать, что Он не благ. Да не будет этого, ведь Он не сказал - почему ты называешь Меня благим, Я не благ, но – «никто не благ». То есть никто из людей, впрочем, Он этими словами не лишает благости людей, но только отличает последнюю от благости Божьей. Отвечая на его вопрос «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?», Христос говорит: если же хочешь войти в жизнь вечную, то соблюди заповеди (Мф. 19 , 17) Здесь Христос не просто указывает на закон Божий, Он, как мы увидим далее, указывает на практические аспекты Божественного закона. Молодости свойственно дистанцироваться от реальности. Молодых более привлекают абстрактные умозаключения, чем заземленные реалии настоящей жизни. Иной молодой человек может часами рассуждать об этических аспектах закона Божия и при этом даже пальцем не двинуть в сторону исполнения конкретной заповеди. Это связано, прежде всего, с тем, что молодым верующим не свойственно ощущать остроту и опасность греха. Грех для молодых хоть и опасное, пугающее, но все-таки приключение. Они хотят пережить, поэкспериментировать и проверить все на самих себе, даже не догадываясь, как потом, в зрелые годы и даже в преддверии могилы грехи юности могут настичь их и нанести предательский удар в спину. Сказано: ибо ты пишешь на меня горькое, и вменяешь мне грехи юности моей (Иов 13, 26). И еще: Кости его напоены грехами юности и с ним лягут они в прах (Иов 20, 11), Если Иов боится последствий греховной юности, которыми напоены кости его, то Давид умоляет Бога не вспоминать дней юности его: грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай. По милости Твоей вспомни меня Ты ради благости Твоей, Господи (Пс. 24, 7).

Что происходит далее, когда Христос, отвечая на вопрос: что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную, указывает на закон Бога, на Его святые заповеди? Юноша спрашивает, какие (Мф. 19, 1). А действительно, какие заповеди, прежде всего, надо соблюдать? Если, отвечая на этот вопрос, предложить молодому человеку нечто общее, то он даже не поймет, о чем идет речь. Поэтому юноша получает более чем конкретный ответ. Иисус же сказал: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего твоего как самого себя (Мф. 19, 18). Возможно, что услышав подробный, более чем конкретный ответ, юноша обиделся или даже оскорбился. И действительно, если священник на исповеди даст совет кому-либо из нас не убивать людей и не насиловать женщин, то, возможно, подобное оскорбит и выведет из равновесия того, кто это услышит, разве это все не самоочевидно? Но в действительности многим людям необходима именно такая конкретика, она необходима и каждому из нас, ибо что пользы для христианина рассуждать о нетварных, божественных энергиях и при этом блудить, воровать, поносить ближних последними словами, курить и пьянствовать? Если дело с богатым юношей обстоит именно так, то он просто-напросто грешник, который не понял этого до конца. Но в «Толковой Библии» Лопухина предлагается и несколько иное истолкование. Там сказано: нельзя предполагать также, что указание Христом таких-то, а не других заповедей было просто делом случайным, то есть, иначе говоря, простым набором слов. Таком образом, остается только предположить, что, наоборот, юноша заботился об исполнении тех именно заповедей, на какие указывал ему Христос. Ответ юноши был прямо рассчитан на то, чтобы не сказать ничего нового сравнительно с тем, что уже было хорошо известно из ветхозаветного закона. Это толкование, во всяком случае, хорошо подтверждается дальнейшим заявлением юноши, что все это он сохранил, чего еще не достает ему? Самые заповеди, перечисленные Христом, есть сокращенное изложение десятисловия и других мест ветхозаветного закона. Если следовать за толкованием преемников Лопухина, то получается, что Христос ищет для юноши не просто спасения на положении меньшего в Царствии Небесном, но предлагает ему нечто несравненно большее. И действительно, далее мы читаем: «Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще не достает мне?» (Мф. 19, 20) Такой ответ юноши нельзя воспринимать как что-то безусловное. Конечно, он мог исполнить внешнюю сторону закона, но если бы он постиг и внутренний смысл каждой заповеди, то, без сомнения, почел бы себя грешником. Апостол Павел писал о себе: «Если же ищу оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками» (Гал. 17, 17). То есть Павел посмотрел на закон Божий через призму Нового Завета и увидел себя грешным и оскверненным. Сказано: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Мф. 5, 21 - 22, 27 - 28) Иными словами, иногда грешник не совершает грех только потому, что обстоятельства, не зависящие от него, не позволяют ему это сделать. Неужели его только за это надо считать праведным? Конечно, нет. Грех, живущий в нашей душе, как некий закон действующего в нас греха, сам по себе делает нас грешными. О чем и пишет апостол Павел: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем, но в членах моих вижу иной закон - противоборствующий закон ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих - бедный я человек. Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7, 22 - 24). Юноша не видел в себе живущего греха и поэтому заблуждался. Юноша искал для себя спасения, и поэтому Христос возлюбил его. И далее мы читаем: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Этим призывом Сын Божий помогает юноше оценить свое собственное состояние как грешное и лишенное надежды на спасение вне Божественного милосердия, да и на что он мог надеяться? Сказано: Итак, что же, имеем мы преимущество? - ибо мы уже доказали, что как иудеи, так и эллины - все под грехом. Как написано – «нет праведного ни одного, нет разумевающего. Никто не ищет Бога, все совратились с пути, до одного негодны. Нет делающего добро, нет ни одного». (Рим. 3, 9 - 12) То есть, братья и сестры, эллины грешили, не зная закона, а иудеи грешили, находясь под законом, и нет праведного ни одного. Но теперь это становится понятным и для самого юноши. Он не может стяжать совершенство - жадность душит его, а где жадность там и гнев, и злоба, и убийство. И далее мы читаем: «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф.19, 22) Здесь не очень понятно - с печалью о чем он отходит от Христа? То ли с печалью о большом имении - как бы его не потерять. То ли с печалью за самого себя, так и не сумевшего преодолеть собственный эгоизм и стяжание. Святитель Иоанн Златоуст говорит: Если бы юноша подошел к Иисусу с намерением искусить его, то не отошел бы с печалью о том, что услышал. Никто из фарисеев никогда не испытал в себе такое состояние. Напротив, все они, будучи опровергаемы Иисусом, еще более ожесточались против него. Не так поступает юноша - он уходит с печалью. Близко подошел богатый юноша ко спасению в лице Спасителя, но и быстро, хотя и с печалью, покинул его. И далее мы читаем: Иисус сказал же ученикам своим: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (Мф. 19, 23 - 24 ). Вот эти слова Иисуса Христа были вызовом ветхозаветному представлению о том, что должно сопутствовать праведности и святости. Иудеи были уверены, что богатство - это особое Божие благословение. И в их понимании скорее нищий, «амхаарэц» - это «черная кость», крестьяне, неучи, грешники и враги праведности. Подобное новшество озадачило и апостола, когда Христос все меняет местами. Наоборот, нищие ближе к Богу, крестьяне – «амхаарэц», люди земли – ближе к Богу чем нежели богатые. Подобное новшество озадачило апостола, и мы далее читаем: услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? (Мф. 19, 25) В их вопросе так и сквозит: если богатые не спасаются, то кто тогда может спастись? Чтобы окончательно отвести их сознание от подобного заблуждения, Господь Иисус Христос, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26). Блаженный Иероним так истолковал эти слова: этими словами уже показывается, что не только трудно, но и невозможно войти в Царство Небесное богатому. Действительно, верблюд не может пройти сквозь игольное ушко. И если, подобно этому, богач не может войти в Царство Небесное, то никакой из богачей не спасется. Блаженный Феофилакт как бы уточняет резкий тон Иеронима, он пишет: если кто-либо станет избегать корыстолюбия, то он, при помощи Божьей, сперва успеет в том, что отсечет излишнее, а потом дойдет до того, что истратит на бедных и необходимое. Так помощь Божия добрым путем приведет его к Царству Небесному. То есть богатый спасается только через добровольное обнищание, и никак иначе. И далее мы читаем: тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле Славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19, 27-28). Апостол Петр продолжает мыслить по ветхозаветной парадигме, ведь Дух Святой еще не сходил на них, он как бы спрашивает: если богатые погибнут и не войдут в Царство Небесное, то куда попадем мы, обнищавшие ради тебя? И Христос отвечает: и всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф.19, 29-30) Таким образом, рушились обветшавшие парадигмы ветхозаветного мира и созидались в сердцах апостолов новые представления о новозаветном Царстве Бога, о котором и сам Сын Божий некогда изречет: Царство Мое не от мира сего (Ин.18, 36). Таким образом Христос провозглашал теократические принципы новозаветного царства Церкви, о котором еще пророк Даниил сказал: и во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу. Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2, 44).