Отшельник

Сергей Ружин
Есть категория людей, которые тяжело переносят жизнь в городе, а иные из них – даже и среди людей вообще, последние стремятся к одиночеству, отшельничеству, насколько оно возможно в наше время. Они довольствуются очень малым – кушетка, небольшой стол, шкафчик для посуды, пара-тройка гвоздей для вешалки, табуретка…
Если человек читает, то немаловажный вопрос – освещение… Приспосабливают  свечи,  фонари и аккумуляторы, хотя последнее – вряд ли, т.к. нужно подзаряжать… Но ведь и условия могут быть различны, есть отшельники  хорошо экипированные, там и дизель, и ноутбук, и спутниковая тарелка… По-разному бывает.
Недавно была по ТВ передача об одном человеке, бывшем инженере, у которого брат – известная личность в космонавтике. Так вот он живет на острове, посреди болота, уже 27 лет… Выкопал себе землянку, питается от огорода, выглядит вполне здоровым и здравым по уму. Что-то конкретное о себе он не говорил, в смысле причины ухода из мира, так… общие фразы о душевном равновесии.

В одиночестве отпускаются все зажимы, отсутствуют раздражители, экономятся силы на оборону от мира…Ведь последнее присутствует в жизни, чтобы ни говорили. Мир – это Северный полюс - так выразился один известный кинорежиссер, напутствуя своих детей, что так и есть, этого у мира не отнимешь – его холода, и одиночества в нем…
Тишина и одинокость  способствуют внутренней собранности. Хотя отшельник  и один, но всегда есть возможность поговорить - это он сам, его второе я… Ведь мы постоянно внутренне собеседуем с самим собою, диалог присутствует всегда.
Себя не обманешь,  не купишь и не продашь, но иногда стараешься слукавить, убедить ложными доводами самого себя, зная, что они ложны, и сам притворяешься (себе), что не знаешь о их ложности…
Самому себе можно сказать все, но иногда бывает стыдно в чем-то признаться (себе), что удивительно, ведь я внешнее, и я внутреннее – один и тот же человек… Внутреннее я - это совесть, голос Бога в душе… Человек в одиночестве отстаивается внутри, муть оседает, рельефнее становится прошлое, как бы проявляется истинная подоплека всех пережитых ситуаций и поступков (других людей и своих)…
Есть отшельники, которых по характеру можно назвать творческими личностями, они делятся на два рода – отшельники от мира, и отшельники от религии. Первые, могут заниматься, к примеру, литературной  деятельностью, описывая происходящее в мире сем, а вторые творят в сфере духа, отдавая силы и время миру Горнему. Те и другие стремятся к уединению, почти абсолютному (что, практически, невозможно в наше время), но они стремятся все же, прилагают усилия, т.к. одиночество и тишина имеют большую энергетическую потенцию, способствуют сублимации ее… Общение в миру отнимает энергию (если ты не вампир), приводится пример из жития Исаака Сирина, где он говорит, что "когда я один, то съедаю  пол-лепешки, а когда пообщаюсь  с кем-либо - то целую…" В этом есть здравый смысл, также как и в сохранении сексуальной энергии, когда ее сохраняешь, то она может сублимироваться в творчество - литературу, науку...
Отшельник от мира, может забраться в глухую Сибирь, построить добротный дом с высоченным забором, с кавказскими овчарками по периметру, с обособленным подвалом-кабинетом, где уж точно никто не побеспокоит, где кубометры книг по интересующим хозяина темам. Хозяин этот, может ходить в гимнастерке и галифе (удобно), не общаться с соседями, не давать своего адреса и телефона… Общение ему не нужно, он бежит от него – пора веселых компаний и задушевных разговоров закончилась - так он сам говорит об этом.

Такие люди живут своим делом, в нем видят смысл своего существования и цель его. Они талантливы в литературе и богаты опытом жизни, с ними интересно поговорить, и разговор будет по сути, т.к. им не надо уже прятаться за словесной мишурой, и павлиньи перья  они не распускают. Эти люди цельны по своей натуре, правдивы и немногословны в разговоре, честны по сердцу…
Если они верующие,  то не будут это выпячивать, если же нет – то не будут навязывать свое мнение, переубеждать… Благодаря своему внутреннему творческому напору, настойчивости и честности в своем литературном труде, такие труженики могут смело выступить против  признанных авторитетов и академических корифеев  в истории, скажем, если они что-то исследуют в ней. Могут выступить против ложных, сложившихся в науке теорий и гипотез, на основании своих тщательных исследований.
В итоге, их мнение (хоть неохотно и негласно), но признается академической наукой, т.к. труд их на этой ниве был дотошным и кропотливым  в материалах и фактах, непредвзятым и бескорыстным. Если корысти нет, то можно говорить правду и только правду, он не зависим от критики авторитетов, от диссертаций, званий и должностей - Платон мне друг, но истина дороже… Можно сказать, что отшельники от мира хотят объять необъятное - знания безграничны, и описывать все, что в этом подлунном  мире,  можно бесконечно, предела нет… Есть только предел человеческой жизни. На что потратит человек свой ресурс энергии, таланта и времени  –  его право и выбор…
   
Что же касается отшельника от религии (монах – инок), то путь его сужен самой преследуемой им  целью.  Удаляй от себя знания бесполезные - этим они руководствуются в своем познании, единое на потребу - вот критерий их деятельности, все второстепенное они отсекают. Поскольку они люди верующие, посвятившие жизнь Богу, то занимаются единственно тем, что полезно и необходимо своей душе  -  сущности, неуничтожимой в вечности. У такого отшельника своя цель, миром не приемлемая. 
"Монах, желающий составлять духовные соты, должен, подобно мудрой пчеле, всякую добродетель заимствовать у того, кто наиболее освоен с нею, и слагать ее в сосуд сердца своего. Спрашивается, какая сила движет на них труженика и поддерживает его в трудах? Сила эта есть ревность о спасении, славе  ради имени Божия, готовая на все. Есть эта ревность – у инока все подвиги в ходу. Нет ее – все стало." 
       (Антоний В. с.149, т.1 Добротолюбия) 

"Уединение и  безмолвие, молитва и  пост… горение духа, воспарение его к иной реальности – вот те категории, в которых происходит их творчество души, сердца, ума… Такое творчество накопительно, оно не расточает душевные силы, а приумножает их для будущей жизни, в которую они верят - собирайте себе сокровище нетленное…
Образ жизни собранный и суровый, отложение кичливости, самомнения,  а также очи и ум, всегда устремленные к вожделенному Иисусу Христу с желанием, по благодати Христовой, стать новым человеком…"  (Е.Сирин)

Вот цель монаха отшельника - стать новым человеком…  Где, как не в монашеской келье вести собранную и суровую жизнь. Это большая тема, и к ней надо подходить со знанием дела, а не наскоком и верхоглядством. Святитель И.Брянчанинов написал "Приношение современному монашеству" - авторитетный труд нашего великого подвижника. Жизнь такого отшельника, это изоляция от мира, уединение даже в келье самого монастыря, затвор, обет молчания… Монах (отшельник) – это инок, т.е. иной по самому своему устроению, внутреннему строю, совершенно не понятную миру. Такую жизнь не потянуть обычному человеку, только с Божией помощью. 
"Монашество – это совершенное христианство, а схимонашество – это совершенное монашество…"

Вспомните  С.Саровского, нашего святого,  на его примере мы можем видеть тот результат, какой  дает отшельничество, жизнь, посвященная  Богу, Ему только одному… "Бог да душа – вот и монастырь" (Ф.Затворник).  Ворота монастыря не закрывались, по 10 тысяч человек в день, это ли не признание и не почитание святого человека? Этот факт, можно сказать, подтверждает бытие Бога… Только Бог дает такие дарования. Этот пример можно предложить атеисту, или сомневающемуся маловеру, если только тот имеет ум не зашореный,  а живой, ищущий, простой - простой душе Бог открывается. Пример этот может многих обратить к вере. Вот что такое отшельник, в самом высоком смысле этого слова…