Мальково. ВосхИтить душу

Ирина Жгурова
Мальково. ВосхИтить душу 


Можно было назвать маленьким городом современное село с его культурными центрами и многоквартирными домами. Старинное большое Мальково издавна было построено на Тобольском тракте, который в старину служил Ямской Гоньбой – почтовой службой в Московском государстве. Селяне держали постоялые дворы. История села, основанного казаками на берегу реки Туры, уходит корнями в глубину четырёхсот лет.
До революционных ураганов, сметавших на своём пути православные святыни, в селе ежегодно чествовался праздник Покрова Пресвятой Богородицы.  К этому времени завершались полевые работы и игрались свадьбы.
В девяностых годах прошлого века стало возрождаться православие на Руси, поруганные разрушением храмы во всей стране возвращали народу. Силами  жителей и  помощью меценатов в селе восстанавливали деревянную церковь, строили каменный храм  во имя любимого праздника.

* Высокая шатровая колокольня примкнула к храму, к которому с торца поднималась широкая лестница на высокое крыльцо. Колокольцы висели в проёме башни под шатром и над храмовым входом. Безмолвно кружила архитектурная мелодия белолицей синеокой красавицей с  золотыми главами. Ручьи синих водостоков украсили её наряд стройностью. Бело-синим песнопением, нежностью и благоговением, добродетелью и чистотой - благими символами Богородицы возвышался новый Храм Покрова Богородицы. В эту гармонию вошли синее небо и белый снег, синие шатры и белые стены, сияние купольного солнца. Сама природа воплотилась в цвета храма.

Икона у алтаря, притяжением живой реальности напоминала картины великих художников «Святое семейство», отражала свет от противоположного окна и несказанным уютом источала тихую радость, семейное счастье, бережность и родительскую тайну, убеждения и укрытие от напастей. Седобородый старец Иосиф с надеждой смотрел за пределы иконы на подошедших к киоту прихожан и оберегал семейную идиллию – если с добром пришли – радуйтесь с нами. Юная Мария, символ материнской любви, спешила нежно прикрыть обнажённые плечики белым покрывалом. Печально вглядывался Малыш в пространство нового века.
Напротив «Святого семейства» в киоте сочетались четыре небольших иконы, а рядом в большой настенной раме разместили маленький лик Георгия Победоносца. Под арочной нишей алтаря расположились в тёплом цвете три ряда больших образов со светящимися нимбами. Сиял проём над царскими вратами.

В этой благословенной обстановке слова протоиерея отца Игоря входили в сердце, стремились восхИтить душу и настраивали мысли на путь поглощения истин:
«Вы стремитесь к цели, но при этом видите суету удовольствий. Будьте внимательнее к своему внутреннему состоянию. Благодать легко потерять, которую  стяжали молитвой в храме:  рассеять её пустыми разговорами, злословием, пустословием. Постарайтесь получить благодать Божию  и сохранить это состояние.

Церковь предлагает нам евангельские чтения, соответствующие неделям.
Первая седмица Великого поста «Торжество православия» хранила память о победе над иконоборчеством. Вторую седмицу вспоминали афонского подвижника Григория Паламу и его умные молитвы. Путём умной сосредоточенной молитвы и каждого может осиять слава Божия, подобно Христовой на Фаворе.
Святитель Григорий утверждал: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему всё причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям».
Ныне же мы отмечаем третью седмицу - середину Великого Поста. Крестопоклонной она называется потому, что из алтаря выносится для поклонения  Крест Господен на середину храма до пятницы четвёртой  седмицы.
Выносится Крест в поддержание тех, кто в тяготе поста, или в вовлечении тех, кто называет себя христианами, но забывает о том, ради чего Господь пострадал на кресте, обретя плоть.

«И вот, подозвав народ, с соучениками своими, сказал им Господь: «Кто хочет идти за мной – отвергни себя, возьми крест свой и следуй за мной».
В этом противопоставляется мирское и Божественное: то, что принадлежит человеку с его страстями и слабостью и то, что есть Божия правда, миру не принадлежащая. «Отвергнись себя» - отвергнись своих пристрастий, «возьми крест свой и следуй за мной».
Как не взять чужой крест? Как найти то, что суждено пройти? Что означают слова «взять крест свой»? Это то, что Господь посылает нам в жизни - скорби, болезни, испытания в семье: это родители, которых надо в старости выхаживать со скорбями; это дети, которые не слушаются, а, вырастая, забывают родителей. Этот крест человек несёт всю жизнь.  Как в этом случае вести себя?
 «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт её».  Книгу на славянский язык переводили с греческого языка, а на греческий язык переводили с арамейского, которым говорил Господь.
Душа являет собой жизнь. «Кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет её». А сберечь для чего?  Для земного удовольствия, упование на достижение власти, зарабатывание денег, приобретение недвижимости? Если цель свою человек полагает только в земной жизни, не думая о том, что жизнь является подготовительным периодом к вечности, тот жизнь свою потеряет.

«А кто потеряет жизнь свою - душу свою ради меня и Евангелия, тот и сбережёт её». Кто будет поступать по евангельским заветам, тот сохранит душу свою для жизни вечной. Какую меру даёт человек за душу свою? Во времена служения золотому тельцу – какой ему выбор?  Сколько денег потребуется за то, чтобы купить царство небесное? Есть ли такие деньги вообще?
«Ибо кто постыдится Меня и моих слов вроде сим прелюбодейным и грешным, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во Славе Отца Своего со светлыми ангелами».

Мы не всегда показываем внешним видом то, что являемся христианами и соблюдаем пост, чтобы в обществе оказаться «своими». В школах добродетели нравственности считаются пережитками прошлого. Если девушка ведёт себя целомудренно, то становится целью насмешек в школьном коллективе. В церковь православные девушки приходят в юбках и платочках, а из церкви выйдут и преобразятся - мимикрируют, чтобы быть как все.
А судьи кто? Кто нам  судьи? - «Род сей прелюбодейный, грешный». Мы стремимся не отличаться от них, быть такими как все. С тех пор ничего не изменилось. Род как был прелюбодейный, так и  остался. Не зря же Господь, обращаясь к христианам, сказал: «Вы соль мира».  Вы – закваска, которая заквашивает общество. Вы не должны быть такими, как все, не должны поступать так, как все, потому что миром правят страсть и блуд. В мире уже сделали выбор – сребролюбие, мир направлен в услужение золотому тельцу. А христиане  -  это малое стадо, которое  призвано  не быть такими, как все.

 «И того постыдится сын Человеческий».  Мы стыдимся исповедовать Христа и своим видом показать, что относимся к христианам.  При насмешках  чувствуем себя неудобно, подобно Петру – «нет, не говорите так». Пётр три раза отрекся от Христа – «не имею никакого отношения, я как все…»
Господь же открыто говорил о себе: «…и быть убиту, и в третий раз воскреснуть». А Пётр, отозвав Его, начал прекословить. Христос же, взглянув на учеников, Петру сказал: «Отойди от меня сатана! Потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое», – здесь и прозвучала тема взятия креста.
Апостолы-то  думали, что придёт Мессия, и они сразу будут «на коне».  Мать учеников обратилась к Христу с просьбой о том, чтобы сыновья с Ним сидели  - один одесную, а другой ошую на земном престоле. Ученики надеялись, что Христос поднимет смуту, возродит Царство иудейское, а Христос говорил, что ему нужно быть «убиту», пострадать и проститься с учениками.
Старейший из апостолов Пётр выразил Ему мнение всех учеников: как умереть, как убиту, а Мессия? А в чём же Твоя сущность выражается?  Христос отвечал: «Отойди от меня Сатана». Сатана  - это противник. Пётр не понимает, о чём идёт речь. Почему Христу должно принять на Кресте грехи всего человечества? Примирить Бога и человека, разрушить пропасть, которая между ними образовалась через грехопадение Адама, и открыть райские двери -  предстояло Христу сделать на Кресте: умереть и воскреснуть. Ученики этого не понимали.
Наше служение в том, чтобы нести свой Крест, с верой в то, что мы созданы для жизни вечной. Мы придём ко Христу и будем с ним в царстве Божием. Для этого мы на земле претерпеваем искушения и скорби».

Когда-то батюшка возглавлял православный хор в Тобольске, поэтому хорошим баритоном вёл панихиду и в эту родительскую субботу.

Слова глубоко вошли в мои мысли. Афонские монахи свою жизнь положили на Иисусову молитву. Умная молитва бывает лишь у того, кто получил благодать Божию. Как же получить Благодать и восхИщение, то есть, похищение души высшими силами для умной молитвы? 
- Совершать молитву концентрацией ума в сердце при сомкнутых устах, чтобы не рассеялись мысли. Спокойно поме¬стить в свой ум Христа,  думая только кроткими словами: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня, грешного». Святой афонский старец пояснял, что «сошедшая на человека благодать Духа Святого показывает ему из вещей чувственного мира то, чего тот никогда не видел…»
 
… Сельский учитель, исследующий историю своего рода и села с семнадцатого века, тщательно собрал старинные фотографии, планы  реконструкций нового и старинного храмов. В тёплой уютной трапезной историк поведал слайдами о реставрации храмов села: о задаче декоративных элементов, придавших новому храму блестящую неповторимость, и отводивших воду; о перестроении  колокольни; о перестройке восьмигранной  формы в  двенадцатигранник, который стал образцом красоты; о внутренней части храма и окружающих его домах.

В селе Мальково сохранился один из старинных деревянных храмов Сибири. Рядом с ним и мартовский мороз не помешал тюменцам узнавать полезную и обстоятельную информацию, рассматривая листы с изображениями. На чертеже, под названием «проэктъ деревянной церкви на 700 человъкъ» был изображён красивый храм с высокой колокольней и купольным теремом в виде корабля или летящего ангела в плане. Но на другом сканированном фото храм выглядел уже иначе –  неприглядным после революционных деяний: за плетнём темнело здание без крестов.
В нынешнем архитектурном стремлении можно было увидеть проект реконструкции внешнего вида старого храма 1886 года «Деревянный храм с высокой колокольней с двухэтажным приделом». Купола уютно вызывали вереницу патриархальных дум о том, как бережно относились крестьяне к православной родине.

Согласно давним записям чудом уцелевшая церковь в селе Мальково «деревянная, построена на средства покойнагоТюменскаго купца Иоанна Петровича Войнова в 1886 году. В ней один престол во имя Всемилостивого Спаса...».  В этом намоленном деревянном храме бережно почиталась чудотворная икона Николая Угодника,
В советское время церковь несла свой крест: служила сельским клубом со срубленными куполами и  разрушенной колокольней.

Её старинная история начиналась с печального события.
В Санкт-Петербурге было совершено покушение на императора Александра Второго. Террорист считал, что император обидел крестьян. Но именно крестьянин, заметив целящегося народовольца,  успел отвести его руку. В  память о спасении  в царской столице родилась часовня с надписью на фронтоне: «Не прикасайся к Помазаннику Моему». Очередное покушение на императора произошло 14 апреля 1879 года во дворцовом парке. Пули чудом прошли мимо царя. По поводу этого в Тюмени состоялось экстренное заседание Государственной Думы, на котором говорили о падении нравов молодёжи.
В деревянном храме села Мальково до октябрьского переворота бережно хранились две святыни. Чудесным образом уцелевшая при пожаре икона Святителя Николая была связана сельскими преданиями с именем императора Александра Второго. Второй святыней стала мраморная табличка с фамилиями героев русско-японской войны 1905-го года. В революционной смуте столетней давности обе  святыни исчезли.

*Волна зелёного штакетника огородила двор возле удлинённого одноэтажного дома с прямоугольными окнами. Чёрный купол с крестом над серыми дощатыми стенами напоминал, что здесь священное место. Торцевое крылечко с навесом на  стойках выделялось зелёно-коричневой раскраской, символизирующей  жизнь, и приглашало открытой дверью прикоснуться к благословенной старине. Высокое многолетнее дерево с раскидистыми ветвями стояло стражем на снежном мартовском ковре возле крыльца.
Возле кованой петлями двери в помещение  церкви висела рама со словами под изображением Спаса Нерукотворного:
Я — свет, а вы не видите Меня.
Я — путь, а вы не следуете за Мной.
Я — истина, а вы не верите Мне.
Я — жизнь, а вы не ищете Меня.
Я — учитель,  а вы не слушаете Меня.
Я — господь, а вы не повинуетесь Мне.
Я — ваш Бог,  а вы не молитесь Мне.
Я — ваш лучший друг,  а вы не любите Меня.
Если вы несчастны, не вините Меня.

На стенах были невысоко расположены несколько небольших икон, которые не рассеивали обилием, а концентрировали внимание. Украшенный рушником образ святого Николая в тёмной одежде со свитком в руке возвышался на стене над изображениями евангельских событий – Рождества, Введения Марии во храм,  и Крещения Господня. На подоконнике ловили солнечные лучи растения, создавая патриархальное успокоение.
Алтарную стену заняли ряды ростовых ликов и маленьких праздничных икон над ними, сверху внимала священной службе большая старинная икона Вседержителя над небольшим изображением Тайной вечери. Царские врата были оформлены ликами евангелистов. Всё убранство  было предназначено для того, чтобы  восхИтить, то есть,  похитить душу для благоговения.
Предалтарный ростовый образ Святого Николая в епископской одежде являлся почитаемым образом небольшой церкви и напоминанием о пропавшей чудотворной иконе. Перед ним держал на себе листы для чтения аналой  возле  иконы Святой Троицы. Простота интерьера, вобравшего в себя молитвы, наполняла сердца милой радостью старины.

*Перед входом в церковь в сугробе была сооружена большая пещера-вертеп, наверху которого сельский школьник играл с собакой и с улыбкой приветствовал рукой тюменских паломников. Его душа была восхИщена добротой святого места и радостью бытия.


10 марта 2018,  Тюменская область, село Мальково