Об интеллигенции и простецах

Сергей Ружин
Видел я простецов, делом смирившихся, и стали они премудрее  мудрецов.    
    (Павел Препростой)

   
В 19-м веке Россия была аграрной страной, большинство населения составляло крестьянство, вера, как известно, была православной, в большинстве своем. Так вот, интересно сравнить две социальные группы русского народа – рядового обывателя из народа (простеца), и либеральную  интеллигенцию. Чем они отличаются, прежде всего, по своему душевному устроению – как мировоззрению чисто житейскому, так и вере в Бога…

"Можно подняться выше любого господина на Руси. Это путь служения Господу. Юдоль тернистая, где слезы – за благодать, страдание – за радость, вековечное одиночество – розовый куст… " (еп.Игнатий /Брянчанинов/)

"Были праздные мудрецы в мире, одни из них показали свое превосходство в любомудрии, другие удивляли упражнением в софистике, иные показали силу в витийстве… Иные были грамматиками и стихотворцами и писали по принятым правилам истории. Были и разные художники, упражнявшиеся в мирских искусствах… И все они, обладаемые  поселившимся в них внутри змием, и не осознавая живущего в них греха, сделались пленниками и рабами лукавой силы, и никакой не получили пользы от своего знания и искусства…" (Макарий В. Добротолюбие, т.1с.208)

"Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа - умна, которые могут рассудить, что добро и что зло, и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни по истине должны именоваться умными людьми.
Истинно умный человек одну имеет заботу – вседушно повиноваться и угождать Богу всяческих. Тому, и единственно тому, поучает он душу свою, как бы благоугодить Богу, благодаря Его за Его благое промышление, в каких бы ни находился случайностях по жизни."   (Макарий В.)
Св. отцы Церкви прямо говорили, что мирская ученость  мудрецов мира сего, суемудрие мира - к Богу не приближает, а наоборот – отдаляет от Него. Тщеславие, гордыня, самость – вот те страстные черты характера, которые часто приобретает человек  ученый, интеллигент… Сложилось устойчивое мнение, что интеллигенция – это передовой отряд, первый эшелон человечества в его развитии и прогрессе, как науки и культуры, так и всей цивилизации в целом. И это трудно оспорить, т.к. интеллигенция образована в науках этих, и обогащена культурой - какие родители не хотят видеть своего отпрыска образованным и культурным?   
Что мы и видим в жизни. Родовитые дворянские и купеческие семьи воспитывали своих детей именно так – обучали наукам и прививали вкус к культурной стороне жизни - живописи и музыке, театру и литературе, это было неотъемлемой частью воспитания. Простой же народ был забит и необразован, он был некой тягловой силой общества, занимался трудом физическим и был далек от высших материй. И такой взгляд также очевиден и неоспорим, как кажется (на первый взгляд, внешний)…

Вопрос состоит в следующем – "Как образование и культура человеческого общества влияют на формирование души человека? Что они привносят, и чего лишают, в чем ценность их или ущербность?" Здесь могут возмутиться – Какую ущербность могут нести (сами в себе) образованность и культура для человеческой личности? Они только развивают ее, раскрывают потенциал, возможности и пр.… Так могут ответить, как правило, люди светские - приверженцы прогресса и либерализма, в некотором роде бунтари духа, революционеры мысли, передовики новых идей и социальных конструкций… Чему мы и видим пример в России 19-го века – западные революционные идеи, нигилизм имели для русского человека огромное влияние.
Вопрос в другом – к чему они привели?   Почему образованность в науках и культура общества - театры, литературные салоны, философские кружки – стали некоторой альтернативой религии и Церкви?  Почему стали приходить ей (религии) на смену? Они (дисциплины эти),  что – более  истинны, более прогрессивны в связи с развитием общества, нежели древняя замшелость религии, (по разумению  мыслителей - реформаторов), в частности, христианства?   
   
Так ли уж они обогащают человека? Почему произошла такая трансформация, произошел такой перевертыш в сознании человека? Почему мирские ценности  стали выше духовных, которые изначала определяли весь уклад жизни? Но такой процесс действительно происходит – вера в Бога уходит, а на смену ей – гордыня человеческого духа -  торжество человеческого разума и науки… Ответ однозначен - "дух творит себе формы" - каков дух, таково и его выражение в мире, в данном случае – дух богоборчества…
Так что же, все-таки, дает человеку простота души, в чем ее преимущество, или его вовсе нет, т.к. простец с науками не знаком, книг почти не читает, малокультурен…(?)  Вот как отвечает на это св.отец Церкви Паисий Святогорец:

"Посредством святой простоты человек познаёт тайны Божии… - Геронда чтение книг и знание помогают познать Бога? - Посмотри, что я тебе скажу: если человек будет трудиться духовно и придёт в доброе духовное устроение, то станет видеть некоторые вещи очень чётко, посредством Божественного просвещения, без книжного знания. Будет видеть их даже яснее, чем те, кто прочитал кучу книг. Своей внутренней чистотой он видит чётче, дальше и глубже, потому что оставил мирскую орбиту и обращается по духовной орбите, в области таинства. Стяжавшие внутреннюю простоту и чистоту и на сверхъестественные вещи смотрят очень просто, как на естественные, потому что в Боге всё просто.  Сам Он прост и явил нам это на земле в Своём Сыне, в Его святой простоте. Ему не нужно больше силы, чтобы творить сверхъестественное, и для естественного и для сверхъестественного - у Него одна сила…- Геронда а как человек, и не читая много книг, может познать тайны Божий?   - Если в нём есть святая простота, то он может не только познать, но и стать соучастником тайн Божиих..."

Именно мирская ученость, светскость мирская, эта интеллигентность мира - не дает человеку верить в Бога в простоте души, налагает ей препоны. Простой человек более мудр, он более целостен и здоров душевно, ни смотря на все свои недостатки. Почему светские писатели обращались к пословицам и поговоркам простого народа? Как раз по этой причине – житейской мудрости его и душевного богатства.   Приведите примеры пословиц, созданных интеллигенцией…(?)  У нее другое мировосприятие – растекаться мыслью по древу философии, отвергая простоту, как некую недоразвитость, в то время, как "философия есть только служанка богословия…"
Интеллигенции часто свойственно глядеть свысока на человека простого, обычного… Именно своей "необычностью" она всегда старается выделиться, и выражает это через свою культуру – глубокомыслие, неординарность и оригинальность литераторов, режиссеров театра и кино, авангардизм в живописи и музыке (Малевич и Стравинский)… Такого рода культура, как ими предполагается, способствует наполнению души их, якобы внутренним объемом, чем интеллигенция и кичится, предполагая в себе некую избранность… По-мирски, душа интеллигента образована и умна,  действительно   наполнена этими  знаниями  и  культурой мира,  и такое ее
наполнение способствует тому, что душа интеллигента получает, как бы,  прививку от знаний традиционных, религиозных. Последние представлялись ей неким замшелым пережитком и анахронизмом в отличии от авангардного мышления и его развития, в отличии от традиционной духовности прошлого. Подобное развитие души можно охарактеризовать как "душевность", т.е. душевные качества вполне воспринимались как духовные, что для интеллигента есть одно и то же.
Отсутствие традиционных знаний у интеллигента, предполагало, как бы, их отсутствие их и в самой природе.  Мировоззрение ограничивалось этим приобретенным объемом, как неким куполом, сферой, за которые человек и не заглядывал, предполагая, что ничего и нет за ним…  Примером могут послужить интеллигенты от культуры, которые уповали на культуру, как истину в последней инстанции, ставя ее во главу угла для человека, полагая, что…
"...если человечество обретет культуру  (вернее, обогатится ей), то и «рай» на земле вполне возможен – культурные люди автоматически станут нравственными, а отсюда и – рай…" 
О духовности речи нет, ее, как бы и не существует, между тем духовность и нравственность – разные вещи. Можно быть нравственным - не воровать, не убивать, соблюдать все условия и нормы человеческого общежития, но быть внутри исполненным зависти, корысти, гордости, тщеславия, что говорит о духовном состоянии человека.
 
Сегодня, в 21-м веке, мы имеем наглядные тому примеры. Широко известный и авторитетный деятель культуры, образованный и родовитый, со способностями к музыке и литературному творчеству, говорит вполне откровенно: «Все в мире случайно (мол, нечего здесь рассуждать), я – западник по своему мировоззрению, и этого придерживаюсь…» Тем самым признавая западные ценности прогрессивными и передовыми, относя это и к религии. Отсутствие же истинных  духовных знаний – есть ущербность души, неполнота ее развития, плоскость, полу-ум, чего не может интеллигенция принять. Мирская ученость, есть преграда для духовности, которая может присутствовать и в малограмотной душе простеца. Не обладая даже мирскими знаниями, у простеца открыт вход для принятия духовности, он не замутнен этой мирской ученостью, которая в православии называется суемудрием, и взращивает в человеке только самость и гордыню…

"Гордость на великую высоту возносит гордого, и оттуда низвергает его в бездну. Что горЕ  возносишься, человек, и подъемлишься  выше  облаков, будучи пыль и прах?  Посмотри на естество свое, что ты – земля и пепел и вскоре разрешишься в прах.  Теперь величав, а спустя немного будешь червь.  Что подъемлешь  выю, которая  вскоре  сгниет?"
                (Нил Синайский из Добротолюбия)

Ради истины следует добавить, что сегодня, в наше время, простота русского народа переродилась в нечто такое, что трудно однозначно сформулировать – это и апатия, и лень человека, и его равнодушие к религии, и отсутствие стремления к изучению христианства, не говоря уже о том, чтобы жить по вере. Вера только номинальная, показываемая только знаково – в ритуале, обряде.  Она не проникает вглубь человека, и если раньше, простец верил сердцем, то сейчас и этого нет – как бездушный истукан он ставит свечу, бездушно перекрестится в церкви, покрасит яйца на Пасху, и все, более ничего нет, да он и не испытывает потребности в этом большем…  Сердце его окаменело в суете, душа пленена миром, и дух этого мира все более порабощает человека, стрижет всех под один размер и стандарт. Сегодня, человек изучающий Писание и отцов – вызывает искреннее недоумение и неприятие (как что-то странное) даже со стороны тех, кто заявляют о себе как о православном христианине.
И если вера предков может как-то генетически присутствовать в душе, т.е. та вера в Абсолют, которая Им и заложена в человека, и если раньше вполне можно было сказать, что верующая душа, по своей внутренней потенции выше сухой прагматичности рационалиста, то сейчас и этого нет – современный человек переродился. А если, все-таки тянется к вере, то это все только поверхностно, как тонкая пленка, как некое приложение к той же культуре мира. Сами церковные люди уже говорят – хватит строить и открывать монастыри, нет сегодня людей, которые в них стремятся, это все только внешнее, показное…

Говоря о культуре мира, этой плоскостной культуре (культуры безбожной), можно много привести примеров – один только авангард в живописи дорос до Черного квадрата, уже упомянутого Малевича… "Человек  же, без веры в Творца всей этой видимой (и невидимой жизни), поврежденным умом своим, в неведении истины, загоняет сам себя в эти кратковременные рамки, где срок бытия его - 70, много – 80 лет, а суетные цели свои определяет смыслом всей жизни.  Он - 

отлучает сам себя от Бога и душу с Неба низводят в  пропасть плотских пожеланий…"
(Антоний В. Добротолюбие, т.1,с.90)

Такое мировоззрение формируется его умом, который человек считает развитым и самодостаточным,  в то время,  как ум такой есть "полу-ум"  (по
Н.Стифату), слепствующий в неведении, не зная, что есть воля Божия, не видящий истинной цели, предопределенной человеку Создателем…

"Отряхните обаяние мира, постоянно содержащее вас в плену! Изменят, братия, непременно изменят нам все тленные блага: богачам изменит их богатство, славным — их слава, юным — их юность, мудрецам их мудрость. Только одно вечное, существенное благо может стяжать человек во время странствования земного: истинное Богопознание, примирение и соединение с Богом, даруемые Христом. 

Познание и дело, существенно нужные, для которых единственно дарована нам земная жизнь, — познание Бога и примирение с Ним при посредстве Искупителя — мы вполне презираем.  Покайтеся!

Трудятся, торопятся люди обогатить себя познаниями, но только познаниями маловажными, годными лишь для времени, способствующими для удовлетворения нуждам, удобствам и прихотям земной жизни.  Ты назовешь меня односторонним, не довольно просвещенным, ригористом? Оставь мне односторонность мою и все прочие недостатки: желаю лучше при этих недостатках быть послушным Восточной Церкви, нежели при всех мнимых совершенствах быть умнее ее, и потому позволять себе непослушание ей и отделение от нее…"

Это слова из писем еп.Игнатия Брянчанинова, которые он предпосылает всем  нам, и интеллигентам и простецам - младенцам по вере, и по нашему духовному возрасту…