О пользе бассейна

Семира
Проснулась в пол-шестого, с привычным противным приступом страха в солнечном сплетении. Приняла афобазол для спокойствия и фенибут для головы, и легла перечитывать Шеллинга к дочкиному семинару, в немного слишком возбужденном отождествлении с текстом. Откликнулись слова про болезнь: "Болезнь в универсальных масштабах возникает всегда только тогда, когда на поверхность выходят скрытые силы основы, когда раздражимое начало, которое должно было пребывать в безмолвии глубин в качестве внутренней связи сил, само активизируется. Болезнь не есть нечто сущностное, не более чем видимость жизни, как бы мимолетное ее явление, подобное метеору, колебание между бытием и небытием; тем не менее для чувства оно вполне реально".

В пол-седьмого полилась вода в ванной: сын теперь имел привычку стоять там по часу перед школой. Я не вставала: попытки изменить это натыкались на жёсткую стену. В пол-девятого он ушел.

В пол-одиннадцатого вошел супруг, принес мне сок и сказал, что началась война с Сирией: в Америке кризис, и американцы как обычно решают свои проблемы за счет других стран,– может, это и не даёт мне спать? Ум отнесся критически: скорее слабость после болезни, но психика ухватилась за ниточку и нашла в этом трамплин для успокоения. Это многое объясняло: невыносимость последней недели и то, почему бессознательное возбуждение усиливал контакт с сыном: этот безмолвный красивый мальчик с прямым взглядом ореховых глаз, в которых застывала слеза, когда его ругали, с тау-квадратами в гороскопе, имеет мало шансов выжить при социальных катаклизмах.

Я не слежу за политикой: душа не хочет быть резонатором в конфликтах идей, мне равно чуждых. По мне, так лучше бы государства самоупразднились (как это видел анархист Петр Кропоткин и Лев Толстой). А люди самоорганизовывались бы сами (как это предлагали либералы Кавелин и Чичерин). Никакого нет права у правительства порабощать жизнь людей. Но супруг-то очень переживает. Его разбудила канонада в то утро, когда началась война в Ираке. И мне естественно передается его состояние. Теперь понятно, почему в последнюю неделю контакт с ним не успокаивал, а усиливал внутреннюю тревогу. Его бессознательная жизнь обращается к моей душе – но чем я могу помочь?

Теперь понятно, почему в последние пару дней не хотелось глядеть на всегда столь долгожданное весеннее солнце. Оно усиливало общий фон социальной раздражимости, которая опасна в критические моменты поворотов истории. Вредна – так душа говорит. Почему даже не хотелось справлять Пасху неделю назад, сказала домашним: для меня Пасха не наступила, надо сначала решать проблемы, может, тогда наступит по-настоящему! Чем их огорчила. Подтолкнула конфликт. Супруг постарался подготовить гармонию, а я…   

Но если наша гармония оборачивается таким ужасом, что впору идти к психиатру, эта война может иметь последствия, которые затронут не только нас. Да, недаром во время болезни мелькали неприятно-политические мысли! Чувствовала что-то неестественное в вирусе, от которого никак не избавится. А если он искусственного происхождения, то это дело рук США? Или наших – что стоит правительству, которое уже тридцать лет ставит эксперименты над своим народом, опробовать на нем какой-то вирус? – Такие идеи нельзя иметь, они сеют и подталкивают панику, я отсекала их.

Единственное, что помогало от страха - уколы железа. А железо соотносится с войной (число войн в десятки раз увеличилось с возникновением железного оружия). Так ассоциирует наше подсознание, так символически мыслило средневековье. Не знаю, надо ли сегодня мыслить так. Возможно, все психические болезни связаны с общим фоном. Аутизм развивается у чувствительных детей из-за эмоциональной перегрузки (громких шумов, ярких кричащих плакатов рекламы и т.д.). Социальная адаптация может притушить пожар возбуждения, но ничего для реального решения психологических проблем не дает.

И мне не нужна шаманская болезнь: что я буду делать с прозрениями, даже если их заимею? Мне не улыбается образ Кассандры. Предсказание ведь тоже - творит реальность. А для хорошего творения нужен здоровый покой в семье. Задача моей души-Луны в Водолее и планеты духовности Нептуна в доме друзей - тайное делать явным. А потому единственное, что я могу – постараться найти покой, пока нет фантазии придумать что-то другое. Снизить, убрать в себе социальное возбуждение.

Примерно так, как писала в юношеском стихотворении, в перестройку:
…По помойкам не ходят голуби —
Видно, кошек голодных много там.
Телевизора сводки голые
Заряжают ружейным грохотом…

Я не верю — но, может, чудится:
Есть душа у Земли скорбящая:
Где-то молится, плачет над будущим,
Умножая печаль настоящего.

И она — скажу, хоть не видно мне —
Ловит в сети тела уставшие:
Детски-мудрая, добро-наивная —
И себя совсем не познавшая.

И умеет она, наверное,
Прерывая слова и прения,
Переливами грусти доверчивой
Успокаивать нервы времени.
                (янв.1991)

А может, как-нибудь иначе. После семинара я пошла в бассейн, массировать струей джакузи солнечное сплетение. За окном, над Лахтинским заливом, фонтанами рассыпался салют. "В честь начала войны в Сирии,"– шутили пожилые мужчины. Дома по телевизору шли веселые передачи, с недоступным мне политическим юмором. С утра пойду в фитнес-клуб на танец живота.

                15.4.2018