Казаки-грузины

Еремин
    Автор данной статьи начал свою научную деятельность в Школе академика В.Б. Виноградова. В станице Шелковской родились его дочери Ольга и  Анастасия.
Тогда же произошло его знакомство, которое переросло в дружбу, с потомками грузин-казаков  с фамилиями уже русского звучания Петровыми, Музуровыми, Отиновыми, Атаровыми, Борисовыми, Барукиными. Кариными, Дубниковыми, Гергиевыми, Дмитриевыми. Были среди наших учеников и чисто грузинские фамилии: Зедгенидзе Александр, Окроперидзе Людмила, Одишелашвили Гиви…
    Первая наша печатная историко-этнографическая работа о тех, кто жил в станице Шелковской со дня ее основания, вышла в 1990 году [1].       В 2018 году издана авторская монография [2], в которой подведены итоги 300-летней истории шелковчан. 
Однако сегодня достоянием общественности становятся новые факты прошлого, тесно связанные с нынешним днем. Приводим их ниже.
    В бумагах станичного правления в XIX веке упоминаются «начальник станицы хорунжий Дмитриев», а также «Гергиев Дмитрий, внесший в казну деньги за оружие  для новоприписанных казаков» (1851 год)», везде присутствует подпись станичного писаря урядника Петрова.  Это все казаки-грузины.
    В  1904 году в станице Шелковской побывал Д.И. Аракчиев (Аракашвили), представлявший Этнографический отдел и музыкально-этнографическую комиссию Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии с целью записать песни казаков-грузин. В своих записках он отмечает: «…Макар Иванович Отинов (Отинашвили?!), староста почтовой станицы, устроил мне это дело… у одного  своего приятеля собрал несколько казаков. Вскоре я явился со своим  фонографом и записал пять интереснейших в научном отношении песен. Записи, конечно, я сейчас же демонстрировал. Чем всех присутствующих привел в неописуемый восторг. Весть о чуде-машине моментально распространилась по ближайшим хатам, и через некоторое время не было щели в моей хате, откуда бы не выглядывали глаза и не смотрели бы с удивлением.
 Станицу свою они называют по-грузински САРАПАНИ, по-русски Шелковкой… грузин-казаков в станице до 60 дворов, русских 120. Есть, разумеется, школа, где все обучаются только русской грамоте. Раньше эта станица находилась ближе к Тереку, но во время одного из своих половодий Терек затопил и дома их, и сады, и поля, так что они принуждены были заселиться дальше. И вот уже лет пять, как они строятся и мечтают разводить виноградники. Они так же,… сохранили родной язык и, кроме русского, многие в совершенстве  говорят на армянском и ногайском языках. Среди этих казаков также попадаются чисто грузинские типы, хотя есть и такие, которых не отличишь от великорусских» [ 3].
   Именитыми станичниками в то время были: генерал-майор Борисов Г.А. (1841-1914), его сын полковник Александр Георгиевич, полковник Карин В.Г. (1883- 1921)  [4].    В архивах Шелковского  правления хранились посемейные списки казаков, которые открывали станичники АТАРОВЫ [ 5].
 Уже в советское время в 80-х годах ХХ века самым известным из них был участник Великой Отечественной войны Атаров В.И. (1917-1986),  воевавший в составе 33-го Кубанского казачьего полка 4-го корпуса, которым командовал И.А. Плиев.  Казак-пластун Атаров был награжден двумя орденами «Славы», медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Воевал и его брат Василий, освобождая Европу от фашизма. В станице жили их братья Петр, Виктор и сестра Рая.
    Автор лично был знаком с казаком Отиновым Афанасием (1889-1974) и Отиновой Еленой Васильевной(1900- ?), награжденной медалью «За оборону Кавказа». Елена Васильевна также оставила свидетельские воспоминания о событиях 1918-1919 годов в родной станице (6).
До настоящего времени автор поддерживает контакт  с многими шелковчанами. Среди них правнук полковника 2-го Кизляро-Гребенского полка Музурова ныне также полковник Российской армии Музуров Георгий (живет в Самаре), правнук казачьих писарей и атамана Шелковской Петров Дмитрий (Рязанская область).
В Иркутск забросила судьба Окроперидзе Людмилу. Вот что она пишет: «Один раз в детстве моем ездили в Тбилиси. Смутно помню ту родню. А бабушка Люба (армянка) и дедушка Захар (грузин) в Шелковской жили рядом с нами. Дед воевал. Я бабушку любила больше всех из всей ее родни. В детстве просила у нее старую икону, которая висела у нее в доме. Она никогда ничего не говорила в ответ. Но когда умерла, (я уже давно жила в Иркутске) вдруг неожиданно мне моя мама прислала эту  икону Казанской Божьей матери и написала, что это баба Люба пред смертью просила передать Люде, т.е. мне. Я до сих пор поражена и удивлена этим моментом, т.к. никогда она мне ничего не обещала, но, оказывается, помнила мою детскую просьбу всю жизнь! Ну, потом родители дом продали в те лихие годы и уехали в Астрахань».
    В канун 300-летия Шелковской, ветеран пограничной службы ФСБ России Морозова Лидия Павловна, ныне живет в г. Пскове (родственники которой казаки-грузины Дубниковы-Отиновы-Федоровы) поделилась своими воспоминаниями о недавнем прошлом.
     «Свои первые воспоминания о предках, которые поведала мне моя бабушка – Дубникова (Отинова) Ольга Сергеевна, это  рассказы о том, что еще при царице Тамаре наши предки  пришли в Чечню из Грузии. Отинова – бабушка была по мужу, Дубникова ее  фамилия при рождении. Отец ее – Дубников Сергей Александрович, мать бабушки звали Машей, как и мать Сергея. Впрочем, со слов бабушки они свою бабушку звали  исключительно Баби, а не по имени, а бабушку  со стороны матери Баби Баручиха (т.к. ее фамилия во втором браке Барукина). Моя же прабабушка, мать моей бабушки – была ребенком от первого брака. Фамилию ее никто не помнит.
Все ее рассказы в основном уже касались новой станицы, хотя иногда, рассказывая что-то,  она говорила еще там, в старой станице. Из немногого, что мне запомнилось из ее рассказов это  рассказы о ней, ее сестрах – Нине и Таисии, брате Борисе. Дом их до сих пор цел и находится на углу Ткачева и Косова (многие его помнят, как дом Лобачевых). Лобачева-двоюродная сестра мужа бабушкиной сестры Нины, Деда Вани. Именно Лобачевым был продан дом после раздела наследства сестрами. Разделили и двор с границей по колодцу. Бабушке осталась небольшая мазанка из двух  комнатешек с глиняным полом. К тому времени она уже развелась со своим мужем Отиновым Петром Макаровичем, и осталась жить в этой хате с тремя  нажитыми в браке с Петром дочерьми – Надей, Ниной и Ларисой. Дед Петька ушел от них, когда бабушка узнала о существовании «другой женщины». Впрочем, это был его не крайний брак. Всего у него было вроде 5 браков. Дети были еще в двух браках.
Слово «казаки» редко звучало из бабушкиных уст, а если такое и случалось, ее тут же одергивала мама. Я не понимала тогда в чем дело, почему мама против рассказов о жизни казаков. Даже старые казачьи песни бабушка пела,   как бы с оглядкой.
О том, что бабушка знает грузинский язык, мама моя узнала, когда ей уже было лет 7. Они с бабушкой шли по станице и повстречали какую-то женщину и бабушка с ней заговорила на каком-то незнакомом языке. По рассказам мамы она онемела от неожиданности и спросила у бабушки, на каком она языке говорила. А та ей ответила, что это грузинский и спросила у мамы, что разве она не знает, ведь мы грузины. Мама была поражена.
У нас в станице было  много родственников. Я многих и не знаю, здесь эксперт моя двоюродная сестра Ольга (дочь Ларисы). Нас, детей, за столом со взрослыми не терпели. «Поели и шагом марш-гулять, не слушать взрослые разговоры, а вот Ольга – то и обожала это дело и сколько ее не гнали, она подпирала дверь, хмурилась, опускала взгляд  и упорно слушала. Поэтому сейчас она в курсе, что Музуровы, Атаровы, Нестеренко и еще много, много – наши родственники.
Из известных в Шелковской фамилий  еще не могу не вспомнить Кариных. На всю жизнь я запомнила красавицу тетю Катю – смуглую, темные кучерявые волосы, карие глаза. Поэтому когда у меня родилась дочь – темноволосая смуглявка с карими глазами, как назвать ее не было никаких сомнений, ассоциация была с тетей Катей Кариной. Помню, что муж тети Кати хорошо играл на гармошке, пел. Пели тогда много, на всех застольях.  Детство все как-то вспоминаю именно так, взрослые поют,  красиво, много, тетка моя (Надя) любитель ударных инструментов, отбивает такт на перевернутом тазу или табурете. Впрочем, мои родители в компании ходили не часто, а вот старшая сестра мамы – Надя (Андрюхина) 1931 г.р. была, как сейчас говорят, большим любителем потусить. Я же вспоминаю ее, как отличную хозяйку, труженицу, у которой и в огороде порядок и дома идеальная чистота, уют и полно всяких гаджетов того времени на кухне.  Пироги ее всегда наивкуснейшие. Помню, что работала она счетоводом  в сельсовете, ездила на работу на велосипеде. Младшая мамина сестра – Лариса (Шалькова) старшей в искусстве кулинарии не уступала, да и не могла, т.к. была профессиональным поваром, работала в ПМКовском садике.  Нравилось мне, как она умела готовить домашнюю лапшу – резала ее тоненько, что любая итальянка позавидует.
Имя Ларисе дал младший брат бабушки – Борис.  Именно  он  сказал бабушке, что ей надо тщательно выбрать имя. И выбрал сам. Бабушке оставалось только согласиться, т.к. брата она обожала. Была старшей в семье и вынянчила его сама, помогала матери, ведь в семье было четверо детей.  Было свое большое хозяйство и коровы и быки и овцы и птица.  Мать прадеда приговаривала:  «Чуть – чуть не дотянули, ну ничего на следующий год быка продадим и выйдем в кулаки».  Поэтому вынуждены были брать на сезон работника, за что едва не поплатились в двадцатые годы, спас случай. А точнее несчастный случай с прадедом.
На Благовещенье он со своим братом (на сколько помню звали его со слов бабушки Дмитрий) поехали в лес, за дровами. Прабабушка была очень верующей и настоятельно просила никуда не ехать, грех большой, нельзя работать. Прадед не послушал, а зря. Убило его в лесу упавшим деревом. Так бабушка осталась с 4 детьми одна, старшей – моей бабуле, было 14 лет.  Вот тогда и пошла она  в колхоз, где и работала птичницей, ходила менять продукты на мост, надо было помогать поднимать младших.  Ее сестры Нина и Таиса закончили педкурсы, а бабушка так и осталась без всякого образования. Борис же был самым образованным из них. Он хорошо учился в школе, был гордостью семьи. Особенно, когда поступил Борис в военное училище. Со слов бабушки училище находилось в Белоруссии.  Радости близких не было предела – ведь в семье  появился первый, кто получил серьезное образование, причем престижное в то время. Это был 1941 год.  Бабушка все приговаривала, что все бы сложилось у них по- другому ,если бы не война.  В октябре 1941 года на Бориса пришла похоронка «Пропал без вести».  Прабабушка с горя сразу слегла, а в январе 1942 года ее не стало.
В конце двадцатых годов бабушка вышла замуж за Отинова Петра Макаровича.  История  замужества   моей бабули была  с самого начала грустной. Бабуля моя была красавица – волнистые темные волосы, карие глаза, ростом невысокая. По Петьке сохли многие девицы, а он выбрал нашу бабулю. Когда выходили из церкви кто-то из толпы (говорят, что была это подруга бабушки)  назло из зависти окатил молодых заговоренной водой. Сразу после свадьбы молодые слегли с тяжелой болезнью – тиф. Дед  поднялся на ноги быстро.  А бабуля болела очень тяжело, родители забрали ее к себе, т.к.  из-за осложнения она  онемела и болела еще пол года. Младшая ее сестра Таиса все скакала вокруг и спрашивала у прабабушки: «Что Ольга у нас теперь дурочка?» Но бабуля моя выкарабкалась, речь вернулась. Только потом смогли они начать с Петькой семейную жизнь.
Когда венчались в Шелковской церкви прабабушка и прадед  прямо во время венчания вокруг них сновал по церкви  мальчонка – Петька Отинов. Прабабушка была уже беременна моей бабушкой – Ольгой, а Петька был так сказать свидетелем  на венчании своих будущих тещи и тестя. Дедову  измену  она всегда оправдывала тем, что не он таков, а люди так сделали, что не могут быть они вместе. Любила его всю жизнь».
 Сегодня по моим сведениям в Шелковской живут только немногие  потомки грузин-казаков: семьи Петрова Михаила Владимировича и Атарова Вячеслава Владимировича.
Примечания.
1 Еремин  Н.М.  По Указу Петра. Шелковская –1990 г. – 32
2 Еремин Н.М. Кавказский фронтир. LAP LAMBERT Academic PubIishing–2018 г. – 213 с.
3 Аракчиев Д.И. Грузины казаки - История Грузии. – http://nobility.pro/ru/statya/751 - gruziny-kazaki/htmi
4 Еремин Н.М., Шевченко О.Н. Начало-1718. Издательство «Константа» Белгород – 2017. 52 с.
5 Еремин Н.М., Шевченко О.Н. Сведения о делах (документах) архива, которого нет. В сборнике «Российский Северный Кавказ: проблемы формирования, материалы к историко-археологическому изучению региона». Армавир – 2016.– С.61-67.
 6 Еремин Н.М. Казаки в гражданской войне. В сборнике «Российский Северный Кавказ…». Армавир – 2016. – С. 67-70.


На фото справа казак-грузин Отинов Афанасий.