Творческая натура человека. О новой книжке

Фёдор Флоринский
 
Творческая натура человека. О новой книжке

Люди! Бедные, бедные люди!
Как вам скучно жить без стихов,
без иллюзий и без прелюдий,
в мире счетных машин и станков!
Николай Асеев. Ромео и Джульетта (1955)
Ни кисти, ни резцу не дать забвенья
Душе, молящей за себя Любовь,
Нам со креста простершую объятья.
(Микеланджело Буонарроти Сонет 114
 в переводе А. М. Эфроса)

 «И сотворил Бог человека по образу Своему»
(Быт. 1:27)»
"И создал Господь Бог человека из праха земного,
 и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском,
чтобы возделывать его и хранить его"
(Быт. 2:7,8)
 
 Фрагмент фрески Микеланджело "Сотворение Адама", которая является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия.  Фреска иллюстрирует эпизод: «В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу к руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук, изображённом на приведённом фрагменте. Считается, что рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию.

Мне представляется, этим касанием Адаму передаётся функция, присущая Богу – творцу, функция «ТВОРЧЕСТВО». Но ТВОРЧЕСТО это не просто преобразование окружающего мира, согласно поставленной задачи Адаму: «чтобы возделывать его (эдемский сад) и хранить его». Можно подумать, что это и есть единственная задача искусства – творить и выдумывать модели представления и развития этого мира, и «куча творцов по воскресеньям (на выставках и биеннале) стоит на каждом углу и предлагает людям свои модели мира, а люди выбирают и стараются, согласно своим предпочтениям, по этим моделям развивать мир или просто переживать внутри себя эти модели.

Мне кажется, что Бог-отец при сотворении Адама сказал ему: "Возделывай сад, но делай это так, чтобы самому "балдеть " - от этого возделывания (вспомни: «…и увидел Бог, что то, что он сделал - это хорошо…», отвлекайся от существующей действительности, поднимайся над собой, будь выше мгновенной выгоды, делай так, чтобы это было тебе по душе - то есть действительно хорошо, при этом испытывай «катарсис» - очищение и возвышение души). До этого Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». В самом базовом своем смысле понятие «душа» - означает «человеческая жизнь», которая, будучи “Божиим дыханием” нуждается в «очищении от земных страстей» и «возвышении в Божием направлении». Живая душа Адама, как и душа Евы, как души потомков Адама должны развиваться в божеском направлении, а не в каком-либо другом.

Обладая полной свободой, человек способен творить и бездушные создания, может при этом испытывать обновление своей души, если при их создании он "вложил частицу своей души", может очень сильно радоваться своим творениям (вспомните Пушкина " Ай да Пушкин! Ай да сукин сын! "), но творить так, чтобы от твоих творений, лились слёзы умиления и обновлялась душа у других потомков Адама, - это удавалось не многим. Современный человек может создавать совершеннейших роботов, даже умеющих развиваться, однако без полной свободы (вспомните 3 закона робототехники, впервые сформулированные Айзеком Азимовым) - потому, что робот не живой и у него нет души. Обновление души в божеском направлении не всегда удавалось и самому ЧЕЛОВЕКУ. Какова цель создания САМОГО ЧЕЛОВЕКА? Об этом с трудом, с помощью интуиции и заложенной в него души догадывается только сам человек. Само направление знает ТОЛЬКО БОГ. В истории развития человечества были моменты, когда люди начинали развиваться в некотором ином направлении, тогда Богу приходилось вмешиваться в это развитие (вспомним и «Вавилонскую башню», и «Всемирный потоп», и «Содом и Гоморру»).

Трудная жизнь человека на планете Земля очень быстро может «засорить» душу, очерствить её, отдалить его от Бога (тогда и человек отдаляется от замысла Божьего). Искусствовед Русского музея Татьяна Ильина Валериановна говорит: "задача искусства видоизменять человека, обратить его к истинному свету, сделать человека способным воспринимать добро, дать ему веру в будущее, наполнить чувством собственного достоинства, очистить его душу". 

"Очистить душу". Есть такое понятие КАТАРСИС - ещё со времён античных философов "катарсис" понимался как очищение страстей. Во времена эпохи возрождения катарсис стал трактоваться как получение удовольствия от действия искусства. Позже катарсис стали толковать как потрясение, иногда, как освобождение от ложных мнений. По Фрейду это любой метод, приводящий к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. В святоотеческом определении КАТАРСИС связан с РАЗВИТИЕМ ЖИВОЙ души самого ЖИВОГО человека. Обновление души позволяет правильно воспринимать меняющийся мир. В Библии есть слова: "Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое" (Матф.9:17). Обновление души - катарсис и есть на мой взгляд Задача искусства. При создании произведений, способных очищать души других, присутствует Бог, как бы пытаясь помочь, «направить» художника, обогатить его интуицию для создания таких произведений, которые позволят воздействовать на души зрителей для их обновления. Иногда используется термин «умиление», такое состояние души, которое вызывает слёзы сопричастности с Богом или благодарности к Богу или к создателю такого произведения. Тот же Пушкин начал с «Гаврилиады», а окончил «Молитвой» и «чувства добрые я лирой пробуждал». Или у художников: Поль Сезанн говорил, что «когда я рисую, у меня такое впечатление, что меня кто-то щекочет». Анри Матисс на склоне жизни в своих «Записках живописца» задался вопросом: «Верю ли я в Бога? – – «Да, когда работаю. Когда я покорен и скромен, я чувствую, что мне будто кто-то помогает, заставляя создавать вещи, стоящие выше меня… Когда я полон смирения и скромности, я чувствую, как кто-то энергично помогает мне, заставляя меня делать вещи, выходящие за пределы моего понимания. Однако я не испытываю к нему никакой благодарности, так как мне кажется, что я словно нахожусь в присутствии фокусника, трюки которого я не могу разгадать».

Приведу ещё один пример, уже из своей жизни. Я, радиоинженер, а по второму образованию программист, совсем недавно (на пенсии) начал рисовать. Как-то жене подарили цветы. Они так красиво смотрелись в хрустальной вазе, что мне захотелось их нарисовать. Они стояли в коридоре, и я, не решаясь их тронуть, там же пристроил мольберт. Худо-бедно, цветы я изобразил. Жена, всякий раз проходя из кухни мимо меня, наводила критику. Жена была на кухне, когда я, нарисовав цветы, приступил к вазе. Чувствуя, что она опять будет проходить мимо меня, упреждая новый поток критики, я ей говорю: «Ну а как хрусталь рисовать я вообще не знаю». Не прошло и 10 секунд как я закричал: «Получилось!». Эту историю я рассказал моему свояку, когда дарил ему на день рождения свою картинку. А он, ярый походник, почти каждое воскресенье возвращавшийся после очередного похода, мне не поверил. Я напомнил ему туристкую песенку «идёшь в поход, два ангела вперёд – один душу спасает, другой тело бережёт» и тут же переиначил её на новый лад: «один краску выбирает, другой кисточку ведёт». Теперь я стараюсь всякий раз, рисуя повторять эти свои слова, подобно тому как, стоя у мольберта повторял Сезанн: «Хоть маслом живопись трудна, зато красива и звучна. И разве живопись водой. Сравнится с нею красотой?». Правда, я бы и тут переиначил: «…с этой красотой».

Само занятие творчеством человека обновляет его душу. Именно катарсис, а не просто «человеческие переживания», как это считает выдающийся художник Владимир Леонидович Крылов в своей книге «Убить искусство», ведь человек может переживать и сопереживая с героями мыльной оперы «Санта-Барбара», или следя за развитием событий в любом современном детективе.

Я потомок Адама и во мне тоже есть эта жажда творчества. Не для того, чтобы оставить что-то существенное после себя, я реалист и понимаю, для этого нужен недюжинный талант, но и мне хочется возделывать «сад» так, чтобы мне было от этого приятно, и чтобы можно было угостить друзей видом моего сада. И не только насладиться этим видом, а может быть просто порадоваться за своего товарища, порадоваться тому, что их товарищ жив, не чахнет, как полусгнившее дерево, а ещё может творить, пусть не с большой буквы, а всё-таки не самый заурядный, интересный человек. Я знаю многих моих друзей, которые "на старости лет": путешествуют по свету, делая замечательные фотографии, расписывают пустые бутылки, пишут книги, пытаются объяснить эволюцию, пишут стихи, вышивают, или просто устраивают встречи с друзьями, - и всё это, заметьте, без малейшей материальной выгоды для себя. Я в конце своей жизни начал рисовать, пенсии хватает на краски и холсты, если не очень шиковать, не замахиваться на самое новое, доступное лишь профессионалам. Я не продаю своих картинок, я рассматриваю их, как повод для разговора с друзьями (а может и поспорить с ними), не о еде и хворобе, в конце концов, говорить.

В этом русле мне пришлось читать о живописи, слушать лекции на старости лет, смотреть специальные фильмы. Поскольку память с годами слабеет, я решил написать маленькую книжку, зафиксировав прочитанное мною на бумаге (как конспект). Не знаю кому эта книжка будет полезна, - может быть школьникам, и наверняка пенсионерам. Книжку я постарался снабдить поясняющими картинками, схемами и иллюстрациями, часть из которых мне пришлось сделать самому, не заимствуя их у других. Просто читая о каком-либо художнике, мне хотелось его представлять, особенно в его молодые годы. Поскольку чаще всего автопортреты создаются уже маститыми художниками, а мне нравилось читать про их период становления в 35 - 40 лет, иногда мне и приходилось использовать чёрно-белые фото, иногда придумывать их образ. И пусть, многие, разглядывая мои портреты, говорят: «не похож», - а по мне - он почти родной для меня человек. Я человек эмоционального склада и, поскольку именно импрессионисты обращались прежде всего к чувствам зрителя, стараясь отразить своё восхищение природой или простыми людьми, испытывающими восхищение, меня не могло не заинтересовать именно их творчество, которое фактически существовало 10-13 лет, остальное время до сегодняшнего дня спорят и разговаривают о них простые люди.

И ещё одна цитата Матисса из его Записок живописца: «я, написавший однажды: «Тот, кто хочет посвятить себя живописи, должен первым делом вырвать себе язык», обращаюсь теперь к иному способу выражения, из числа не свойственных мне? Я прошу тех, кто наберется терпения прочесть их, быть снисходительными, как это обычно принято по отношению к литературным сочинениям художников».

Искусство возникает из мифологии, более тысячелетия оно живет в теснейшей связи с христианской религией. Влияние религии определяет решительную границу между периодом средневековья и Нового времени. История искусства — это постоянное взаимодействие, столкновение, иногда острая борьба различных школ, стилей и направлений. Но на всех этапах развития подлинное искусство отражает время, выражает идеалы эпохи, являя — в лучших своих произведениях — красоту и истину. Формы изображения могут быть разными, от иносказательных до жизнеподобных, но в своих высоких художественных достижениях искусство так или иначе выражает проблемы и идеи своего времени, помогает познать человеку самого себя и свое место в системе мироздания.
Хочу завершить цитатой заимствованной Матиссом из трактата «О подражании Христу» религиозного мыслителя Фомы Кембрийского (1380 — 1471).
«Чистая любовь к Иисусу подвигает к великим делам и возбуждает в душе желания, одно другого совершеннее. Любовь всегда вверх стремится и ни от каких нижних дел не терпит задержания».
Так может быть, вернувшись на мгновение к тому, с чего я начал (фреска Микеланджело "Сотворение Адама") то, что именно, пробуждая Адама, Бог передал ему, была не «функция Творчества», а любовь к Богу.  Художникам скажу: «быть может если к творчеству Господа нашего относиться с любовью, то и Он, глядишь, и поможет создавать ТВОРЕНИЯ с большой буквы».
"В любых оттенках цвета, в любой черте лица
Я находил приметы присутствия Творца
Невольно замечала вокруг душа моя высокие НАЧАЛА земного бытия
Под небом бесконечным, над лесом и жнивьём Божественное НЕЧТО, разлитое во всём"   
(Исаак Левитан)