5. Места бандитской славы. ЛУЖА

Сергей Юрьевич Ворон
ПО МЕСТАМ БАНДИТСКОЙ СЛАВЫ
"ЛУЖА"

В 1992 году к мэру Москвы, Юрию Михайловичу Лужкову, пришел директор спорткомплекса "Лужники" АЛЁШИН и скромно попросил денег на реконструкцию. Денег в мэрии не было, и, чтобы их заработать, Лужков предложил открыть на территории спорткомплекса вещевую ярмарку. Алешин подумал и согласился.

Буквально на следующий день бесконечные ларьки, палатки и навесы взяли в кольцо большую спортивную арену "Лужников". На ветру развевались товары, поднятые повыше для всеобщего обозрения - малиновые и зеленые пиджаки с золотыми пуговицами, "паленые" "Адидасы", "левая" джинса, пуховики с торчащими перьями и китайские кожаные куртки их дерматина.

Между торговыми рядами засновали продавцы чая и бутербродов, а в раскрытые ворота "Лужников" рванули не только москвичи, но и гости столицы.

Изначально рынок работал только по субботам и воскресеньям. В один из таких воскресных дней туда приехали парни из "Солнцева", решив, что теперь это их точка. Но они слегка промахнулись. Рынок был слишком огромен, поэтому пришлось разделить его с другими ОПГ.

Китайцы и вьетнамцы отпали сразу, как и азербайджанцы, которые хотели продавать там зелень. Немного подумав, "Солнцевские" отдали часть рынка Липецким бандитам, потому что сами к тому времени заинтересовались Новолипецким Металлургическим Заводом. Типа бартер.

"Липецкие" для начала подмяли под себя хохлов, работавших на первых лохотронах и точках "беспроигрышной лотереи". Во главе "Липецких" тогда стояли бизнесмен Максим Курочкин и преподаватель МГУ Бабаков. У одного были связи в ФСБ, у другого в Правительстве Москвы. Они учредили ТОО "Бавас" и добились у Правительства Москвы лицензии на галимый лохотрон, который назвали "Лотерея Лотби". Но не сложилось...

"Липецких" начали стрелять и очень скоро из "Липецких" в ОПГ остались только хохлы, которых они крышевали. "Солнцевские" окрестили их "Липецкими хохлами" и разрешили работать.

Из "Липецких хохлов" особенно выделялся Евгений Гинер, уроженец города Харьков, еще во времена СССР известный правоохранительным органам. В 1986 году его пытались осудить по уголовному делу за хищение государственного имущества в особо крупных размерах. В те времена Гинер работал в Харькове с местными криминальными бизнесменами, в последствие ставшими украинскими политиками - Геной Кернесом и Сережей Батозским. Вместе они держали самый крупный Харьковский рынок "Барабашово".

В 1991 году Гинер приехал в Россию и, имея опыт работы с рынками, сразу оказался в "Лужниках" среди "Липецких хохлов". Очень быстро новые "Липецкие", Шаповалов, Воеводин и Гинер, открыли ЧОП "Гарант". Именно "Гарантовцы" открыто собирали дань с рыночных торговцев, отстегивая в "Солнцевский" общак. Оставшиеся деньги они переправляли в украинский бизнес, для начала скупив на территории Украины несколько гостиниц - "Премьер Палас", "Днестр" и "Ореанда".

Немного позднее они заинтересовались украинским энергокомплексом и стали владеть энергетическими предприятиями в Херсоне, Одессе, Кировограде, Житомире и Севастополе.

Тем временем китайцы и вьетнамцы стали переезжать на Петровско-Разумовский и Черкизовский рынки. Прибыль "Лужников" стала падать. Тем более, что мэр Москвы решил как-то облагородить участок незаконной эмиграции и бесконтрольной торговли, построив цивилизованные торговые ряды и павильоны в Лужниках.

В 1998 году азербайджанские предприниматели устроили бунт за своего товарища торговца, забитого бандитами. В дело вмешался МУР и Следственный Комитет. Рынок чаще стали посещать представители налоговой и миграционной службы.

"Солнцевские", фактически отошедшие от дел, открестились от рынка в Лужниках. Вслед за ними о том, что нужно уходить, задумались и "Липецкие хохлы".

Гинер к тому времени уже стал официальным бизнесменом и основал по старой привычке вещевой рынок ЦСКА. Вместе с территорией для рынка ему досталась и... футбольная команда "Армейцев". Так что теперь он больше не "Липецкий хохол", а российский предприниматель, президент московского футбольного клуба ЦСКА, глава финансового комитета РФС...

"Лужа", как называли Лужники, доживала свои последние дни. Точку поставил пожар в начале 2000-ых. При расследовании его причин был обнаружен явный криминальный след, но торговцы еще держались за рынок, и их пришлось выдавливать, навязывая невыгодные условия аренды. Тем более оптовые вещевые рынки уже закрывались по всей Москве из-за скандала с "Черкизоном". Товар стало проще покупать прямиком в Китае. А оставшиеся рынки выносили за МКАД.

1 августа 2011 год указом Мэрии был подписан указ о закрытии рынка на территории спорткомплекса "Лужники". Приказ подписал уже новый мэр Москвы, Сергей Собянин.

Но "Лужа" надолго останется в памяти жителей новой России, и не только из-за бандитских разборок. В "Луже" начинал торговать нижним бельем будущий миллиардер, основатель "ЕВРОСЕТИ", Евгений Чичваркин, а кофе и чай среди рядов разносили будущие учредители сети кофеен "Кантата" Тигран Буниатян и Артур Фтоян, о чем они до сих пор не стесняются вспоминать, ностальгируя по своей молодости...