Некоторые определения

Сергей Столбун
Некоторые определения.

Социализм – это классовое общество с доминирующей общественной собственностью на средства производства, политической властью рабочего класса, централизованным управлением  и рыночной экономикой.

(все остальное: соответствующая идеология, плановое ведение хозяйства, однопартийная система с руководящей ролью компартии, социальные гарантии – уже следствие).

Коммунизм – это бесклассовое* общество с общественной собственностью на средства производства, нерыночной экономикой и централизованным управлением, учитывающим интересы и мнение всех членов общества, в котором доминирующим типом трудовой мотивации является непосредственное стремление принести пользу обществу.

(все остальное: социальное равенство, общедоступность благ, «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» - уже следствие).

* «бесклассовое» в марксистском смысле: без разделения людей по принципу собственности на средства производства; разделение общества на социальные слои и страты по другим признакам в коммунистическом обществе возможно (см. повесть Стругацких «Волны гасят ветер»), но каким оно будет мы не знаем и знать не можем.

Само слово "коммунизм" используется в трех смыслах:

1.Общественный строй (см.выше).
2.Мировоззренческая система.
3.Политическое течение.

Обращу также внимание на различие в понятиях «диктатура» и «тоталитаризм». Дело в том, что понятие «тоталитаризм» часто используется в качестве обвинительного идеологического жупела применительно к ВСЕМУ периоду советской истории, и коммунизму вообще, а это неверно.

При диктатуре власть контролирует и карает только за политическую деятельность и только за ту, которая, по мнению этой власти, направлена против существующей системы.
При тоталитаризме система контролирует и карает за любую деятельность, не только политическую, выходящую за дозволенные рамки, включая все сферы жизни человека, в том числе личную жизнь и внутренний Мир.

При диктатуре власть осуществляет слежку и карательные функции с помощью одних только государственных структур: полиция, суды, спецслужбы, армия.
При тоталитаризме, наряду с государственными структурами, слежку и карательные функции выполняют также общественные структуры.

При диктатуре человека карают за деятельность, направленную против власти.
При тоталитаризме – за  ОТСУТСТВИЕ образа действий, требуемого властью. Например, если при диктатуре человека посадят за то, что он вышел на антиправительственный митинг, то при тоталитаризме – за то, что не вышел на проправительственный.

Таким образом, при обычной диктатуре человека, который «просто тихо сидит и ничего не делает» власть не тронет. А при тоталитаризме посадит. Диктатура хотя бы оставляет за человеком право на молчание. Тоталитаризм лишает даже этого права.

Диктатура может осуществляться за счет одних только силовых структур: власть против народа. А вот при тоталитаризме АКТИВНАЯ поддержка значительной части населения обязательна, иначе это не тоталитаризм. Таким образом, получается, что тоталитарный режим, как бы это парадоксально ни звучало, в какой-то степени, демократичнее, чем обычная диктатура.

А теперь – какой из периодов советской истории может быть назван «тоталитарным»?

Только тот, когда у власти был Сталин: с 1929 по 1953 годы.

С 1917 до 1929 года у нас была диктатура (пролетариата или нет – отдельный вопрос; скорее, был некий «переходный период», при котором одновременно действовали «незрелые» институты диктатуры пролетариата и шло формирование класса номенклатурной буржуазии).


С 1953 года и до «перестройки» у нас был этатистский режим – то есть, система, при которой контролировалась политическая и экономическая деятельность, но не личная жизнь и не личные убеждения. Потому что когда в трамвае можно вслух рассказывать анекдоты о первых лицах государства, а на кухне вообще можно говорить все что хочешь без страха, что завтра посадят по доносу соседа или собственной жены, это уже не тоталитаризм.

Таким образом, утверждение антикоммунистов: «мы 70 лет жили при тоталитаризме», является всего лишь бранным полемическим приёмом, верным, по сути, лишь на треть.

Тоталитаризм – это хорошо или плохо? В конце 80-х – начале 90-х нам говорили, что тоталитаризм есть абсолютное зло, хуже которого вообще ничего и быть не может, и ради того, чтобы покончить с тоталитаризмом, допустимо, в крайнем случае, уничтожить всё население страны. Чтобы не мучилось.

А я так понимаю, что есть тоталитаризм коммунистический, это сталинизм, и есть тоталитаризм капиталистический – это фашизм. Второй, понятно, абсолютное зло.

А что до тоталитаризма коммунистического,  то это плохо, конечно, но в той ситуации что-то подобное было необходимо, иначе бы и Страна, и народ, просто исчезли «не только с карты Мира, но и вообще с лица Земли» (см. мою статью «Осажденная крепость» на «Прозе…»).

И потом - смотря с чем сравнивать. Вот, за советские годы население СССР возросло с дореволюционных 175 до 284 миллионов, продолжительность жизни с 44 до 69 лет. И это несмотря на войны и несмотря на репрессии, которые действительно были преступлением. А за 20 постсоветских (с 1990 по 2011) лет  население только Российской Федерации снизилось со 149 до 142 миллионов, причём без больших войн и массовых репрессий. Выходит, социальное убийство при демократическом капитализме уносит больше жизней, чем все коммунистические репрессии вместе взятые.